СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Имя существительное"»

ФИО автора(ов): Салдина Ирина Григорьевна

Населённый пункт: Г. Ужур Образовательная организация: МБОУ «Ужурская

Предмет: русский язык СОШ №1 им ГСС А.К. Харченко»

Класс: 4

Тема раздела: Имя существительное

Тема урока: Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

Цель урока: Добиться осознанного усвоения способов действия по определению склонений имён существительных

Предметные результаты: Уметь определять склонение имен существительных

Метапредметные результаты:

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата;

осуществлять анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

осознавать потребность в сохранении культуры русской речи, выражать уважительное отношение к людям посредством языка.

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, вносить соответствующие коррективы.

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения.

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах;

анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал.

Ан

.





Действия учителя

Действия учеников

Создание ситуации успеха

На доске записаны слова: цветок, бумага, пенал, карандаш, книга, стол, ручка, тетрадка.

  • 1столбик – выберите и запишите в тетрадь существительные 2 склонения

  • 2 столбик – существительные 1 склонения


Проверяем задание: Прочитайте слова, докажите, что выписанные вами существительные относятся к 1 или 2 склонению.




Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.

- А сможете продолжить записывать слова по столбикам, если я продолжу их зачитывать.

Продолжим. Сосед, улыбка, мороз, тетрадь

Способы решения данной задачи детям уже известны

Записывают в тетрадь слова:

1 с – цветок 2 с - бумага

пенал книга

карандаш ручка

стол тетрадка



Доказывают:

Цветок, он мой, мужского рода, без окончания, 2 скл

Бумага, она моя, женского рода с окончанием –а, - 1 скл

И т.д

- ДА, конечно! Легко!



Продолжают писать.

Создание ситуации разрыва.


- Проверяем работу!

В какой столбик написали существительное ТЕТРАДЬ?


Отличная проблемная задача!



- А сколько же в классе мнений?

- Почему же так получилось?


- Какой вопрос у нас возник?


- Значит, какая задача стоит перед нами?



Начинается разброс мнений детей.

- это 1 скл, так как тетрадка и тетрадь имеют одно лексическое значение

- нет, в слове тетрадь, нет окончания –а, значит это не 1 скл и т.д.





- К какому склонению относится слово ТЕТРАДЬ?

Организация поисковой деятельности.

Выдвижение гипотез, их проверка.

- Давайте будем искать ответ на вопрос:

Как определить, склонение у существительных?


-И так, у нас есть слово ТЕТРАДЬ.

Вы утверждаете, что это существительное не относится ни 1 скл., ни ко 2 скл.

-Тогда как же нам решить эту задачу?



- А все согласны, что нужно определить род?

-Может кто – то думает по- другому?

- Книга ведь тоже женского рода!









- Кто не согласен с этой версией? Выразите своё отношение (+)

-Тогда давайте проверим, как работает наша версия.



Как вы думаете, такое слово, только одно в русском языке, или есть ещё?

Давайте сядем по группам и проведём исследование слов, которые даны вам на карточках. (род, окончание)

1 группа: ЛОШАДКА, ЛОШАДЬ, МЕДАЛЬ МЕДАЛЬКА, КОСТОЧКА , КОСТЬ, ПРИСТАНЬ,

2 группа: ПОСТЕЛЬ, ПОСТЕЛЬКА, ГОРСТЬ , ГОРСТОЧКА, КОЛЫБЕЛЬ, КОЛЫБЕЛЬКА , МУДРОСТЬ

( на плакате записывают слова по группам)

- ПРОВЕРИМ!!!

1 группа. Вывешивает свой плакат.









- Сделайте вывод по своему исследованию



2 группа:

Вывод.

- нужно определить род и окончание

(версии детей)

1-Нужно определить род


2- Может обратить внимание на окончание


3- Склонение можно определить только по роду и окончанию


4.- ТЕТРАДЬ - женского рода


- У существительного тетрадь нет окончания , а у существительного книга есть окончание -а

(появилась новая версия)

- значит существительные женского рода с мягким знаком на конце будут относиться к 3 склонению!



+





Дети работают в группах. Распределяют слова





(В каждой группе 6 человек. Разбирают каждое слово, определяют род, окончание. Делают выводы, объясняют свою точку зрения)



1 скл Ж.Р

Лошадка лошадь

Медалька медаль

Косточка кость

пристань









- Во второй столбик мы выписали слова женского рода, ь знаком на конце. Наша версия подтвердилась – это существительные 3 склонения!

1 скл ж.р

Постелька постель

Горсточка горсть

Колыбелька колыбель

мудрость










- у нас получилось так же, во втором столбике существительные женского рода с мягким знаком на конце. Это существительные 3 склонения.

Оформление открытого способа решения.


- Ребята, какая задача стояла перед нами?


Можете ли вы ответить на этот вопрос?




Ребята, а сможем мы использовать эту таблицу (в качестве подсказки), чтобы определять склонение

- А , что с ней не так?







У нас получилась таблица. Как мы её назовем?

- Как думаете, для чего мы её составили?


- Определить к какому склонению относиться слова Жен. Рода с мягким знаком на конце (ТЕТРАДЬ,…..)

- да, сущ. Ж.р. с мягким знаком на конце





-нет, не сможем!











-Нужно добавить в нашу таблицу ещё одну колонку



-Склонение имён существительных.

- будет служить памяткой «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СКЛОНЕНИЕ»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!