Открытый урок информатики и ИКТ в 7-м классе по теме "Растровая и векторная графика"
Раздел программы: Графическая информация и компьютер.
Основные темы:
предметные – систематизация представлений о растровой и векторной графике;
метапредметные – формирование умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи;
личностные – получение сведений о сферах применения компьютерной графики; развитие способности применять теоретические знания для решения практических задач; формирование интереса к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Решаемые учебные задачи:
1) расширение представлений о сферах применения компьютерной графики;
2) обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов;
3) расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике;
4) формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
проектор;
компьютеры;
презентация к уроку
карточка для д/з
тесты;
рабочие листы
карточки для работы в группах
карточки для работы в парах
листы самоотценки
Последовательность этапов урока:
Организационный момент (1 мин).
Компьютерный практикум – контрольный тест (5 мин).
Практическая работа в парах ( 8 мин)
Сообщение темы и целей урока (2 мин).
Объяснение нового материала (7 мин).
Физкультминутка (2 мин)
Закрепление изученного материала. Работа в парах.(10 мин)
Сообщение работа в графическом редакторе (3 мин)
Итог урока (3 мин).
Домашнее задание (1 мин).
Рефлексия (3 мин).
Ход урока
1. Организационный момент.
Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
2. Тест.
Ребята, включите компьютер, откройте тест с рабочего стола. Пройдите тест, результат запишите в лист самооценки.
3. Работа в парах
Давайте разделимся на две группы. Каждая группа получает задание. По результатам выполнения работы в группах мы определим тему сегодняшнего урока и цели.
(работа в группах выполнение задания по двум видам графики. Первая группа выполняет рисование по клеточкам разными цветами, вторая с помощью циркуля и линейки на координатной плоскости)
За работу в группах поставьте оценку в лист самооценки.
Как вы думаете, в чем отличие этих изображений.
Правильно это два вида графики.
Кто мне скажет, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке.
4. Тема и цели урока
Называется тема и цели.
5. Объяснение нового материала.
Сегодня мы поговорим о растровой и векторной графике. Для того, чтобы работать с графикой на компьютере используются графические редакторы.
Для знакомства с растровой графикой можно использовать графический редактор Paint, а с векторной графикой можно познакомиться в панели рисования Word.
Компьютерная графика — это специальная область информатики, изучающая методы и способы создания и обработки изображений на экране компьютера с помощью специальных программ. В зависимости от способа формирования изображений компьютерную графику принято подразделять на растровую и векторную. Кроме того выделяют другие типы графики, например, трехмерную (3D), изучающую приемы и методы построения объемных объектов в пространстве. Как правило, в ней сочетаются векторный и растровый способ формирования изображения.
Растровая и векторная графика создается в специальных программах — графических редакторах и процессорах. Например, программы Paint и Gimp являются растровыми, а Inkscape — векторым.
Растровая графика
Растровое изображение представляет картину, состоящую из массива точек на экране, имеющих такие атрибуты как координаты и цвет.
Пиксель – наименьший элемент изображения на экране компьютера. Размер экранного пикселя приблизительно 0,0018 дюйма.
Растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом. Этот цвет закрепляется за определенным местом экрана. Перемещение фрагмента изображения "снимает" краску с электронного холста и разрушает рисунок.
Информация о текущем состоянии экрана хранится в памяти видеокарты. Информация может храниться и в памяти компьютера - в графическом файле данных.
Самыми близкими аналогами растровой графики является живопись, фотография.
Кодирование графической информации
Качество изображения определяется разрешающей способностью экрана и глубиной цвета.
Число цветов (N), воспроизводимых на экране дисплея, зависти от числа бит (i), отводимых в видеопамяти под каждый пиксель:
N=2i
Для получения богатой палитры цветов базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности. Например, при глубине цвета в 24 бита на каждый из цветов выделяется по 8 бит (RGB), т.е. для каждого из цветов возможны N = 28 = 256 уровней интенсивности. Один бит видеопамяти занимает информация об одном пикселе на черно-белом экране (без полутонов).
Величину i называют битовой глубиной.
Векторная графика
В векторной графике изображение состоит из простых элементов, называемых примитивами: линий, окружностей, прямоугольников, закрашенных областей. Границы областей задаются кривыми.
Файл, отображающий векторное изображение, содержит начальные координаты и параметры примитивов – векторные команды.
Самым близким аналогом векторной графики является графическое представление математических функций. Например, для описания отрезка прямой достаточно указать координаты его концов, а окружность можно описать, задав координаты центра и радиус.
Информация о цвете объекта сохраняется как часть его описания, т.е. тоже в векторной команде.
Векторные команды сообщают устройству вывода о том, что необходимо нарисовать объект, используя заложенное число элементов-примитивов. Чем больше элементов используется, тем лучше этот объект выглядит.
Приложения для создания векторной графики широко используются в области дизайна, технического рисования, оформительских работ. Элементы векторной графики имеются также в текстовых процессорах. В этих программах одновременно с инструментами рисования и командами предусмотрено специальное программное обеспечение, формирующее векторные команды, соответствующие объектам, из которых состоит рисунок.
Достоинства векторной графики
Недостатки векторной графики
Векторная графика не позволяет получать изображения фотографического качества.
Векторные изображения описываются тысячами команд. В процессе печати эти команды передаются устройству вывода (принтеру). Чаще всего изображение на бумаге выглядит не так как на экране монитора.
Выполните задание в тетради. Соотнесите редакторы и виды графики.
6. Физкультминутка
Найди в классе на стенах и покажи ручкой следующие числа: 20, 24,и т.д.
7.Закрепление изученного материала. Работа в парах.(10 мин)
Давайте выполним работу в парах и посмотрим, чем отличаются эти виды графики.
1 создание изображения в Paint
2 создание изображения с помощью панели рисования Word
Давайте повторим, как же строится изображение векторной графики, растровой графики.
Что вы скажете о размере изображения в растровой, векторной графике.
А давайте посмотрим, что происходит при увеличении масштаба.
Сделаем вывод
И запишем выводы в рабочий лист
Поставьте себе оценку за этап урока
8. Сообщение Работа с изображением
Сасикова А.
9. Итог урока.
Какие два принципа представления изображения вы узнали?
В чем разница между ними?
Какой способ представления графической информации экономнее по использованию памяти?
Что осталось непонятным?
Возьмите листы самооценки и поставьте итоговую оценку за урок как среднее арифметическое ваших оценок с разных этапов урока.
9. Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 3.2, задание на карточке
Рефлексия.
Ребята, перед вами аквариум и рыбки. Сегодня вы получили новые знания. Если вы считаете, что вы хорошо поняли тему, глубоко, то поместите свою рыбку на большую глубину, а если многое осталось непонятным пусть ваша рыба плавает у поверхности.