Открытый урок для 8 класса
по теме: «Логические высказывания»
Учитель: Боброва Ирина Николаевна
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Давайте вместе определим тему нашего урока.
Итак, на доске написаны три слова:
АЛГЕБРА ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Ребята, посмотрите на эти слова, известно, что все 3 слова были выделены разными цветами: красным, зеленым и синим.
У слов, выделенных зеленым и синим цветом, одинаковые третьи буквы, а у выделенных красным и синим в слове есть буква е. Какой цвет у слова ЛОГИКА?
А) красный Б) неизвестно В) синий Г) зеленый
Для обсуждения 30 секунд (Ответ. синий зеленый красный)
Пока вы отвечали на вопрос, уже познакомились с тем, чем мы будем заниматься на уроке. Как вы пришли к ответу на данную задачу? Ответы детей (думали, рассуждали…)
Верно, с помощью логических рассуждений.
Запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Логические высказывания».
Постановка целей урока:
Обучающая – изучение понятия логики, логического высказывания, определение истинности и ложности высказываний.
Развивающая – знакомство с алгеброй логики и историей развития науки логики.
Воспитывающая - развитие логического мышления, внимательности.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как её объекте, об операциях над высказываниями;
метапредметные – навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;
личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности.
Решаемые учебные задачи:
знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями
Основные понятия, изучаемые на уроке: алгебра логики, высказывание, логическая переменная, логическое значение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные методы, применяемые на уроке: беседа, демонстрация, методы проблемного обучения: изложение, поисковый метод, проектный метод.
Оборудование урока: электронная доска с выходом в сеть интернет, карточки с заданиями, распечатки с материалом учебника.
Межпредметные связи: русский язык, алгебра, география, биология.
Ход урока
Логика – это важнейший инструмент для искателя истины. Это «экскаватор», с помощью которого можно раскапывать глубинные пласты знания - как снаружи, так и внутри себя. Логика в переводе с греч. «наука о рассуждении», «искусство рассуждения».
Запишем определение логики.
Логика - наука, изучающая законы и формы мышления.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления.
Коснемся немного истории развития логики.
Основоположник логики – древнегреческий философ и ученый - Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
Он подверг анализу человеческое мышление и его формы: понятие, суждение, умозаключение. В определении Аристотеля логика представляет собой науку о выводе одних умозаключений из других сообразно их логической форме.
Философ и математик Рене Декарт (1596-1650) рекомендовал в логике использовать общепринятые математические методы. Он считал, что человеческий разум может постигнуть истину, если будет исходить из достоверных положений, сводить сложные идеи к простым, переходить от известного и доказанного к неизвестному, избегая каких-либо пропусков в логических звеньях исследований.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) предложил использовать в логике математическую символику и высказал мысль о возможности применения в ней 2-ой СС. Он писал: «Никто не должен бояться, что наблюдение над знаками уведёт нас от вещей: напротив, оно приводит нас к сущности вещей».
Джордж Буль (1815-1864), английский математик и логик разработал раздел математической логики – булеву алгебру. Буль предложил обозначать символами не числа, как это делается в обычной алгебре, а высказывания.
Итак, основными объектами логики являются высказывания.
В тексте распечаток, которые лежат на ваших партах, найдите и запишите определение высказывания.
Высказывание – предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное.
Рассмотрим пример: Будет ли предложение «Зимой воробьи впадают в спячку» являться высказыванием? Если да, то каким: истинным или ложным (Да, ложно), а предложение «Two plus six is eight»? (Да, истинно)
Запишите, пожалуйста в тетради: В русском языке высказывания выражаются повествовательными предложениями. Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием.
Подумайте и скажите, будет ли являться высказыванием предложение: «Информатика – самый интересный школьный предмет»? Нет, не будет, потому что нельзя точно сказать истинно данное предложение или ложно, ведь это субъективное мнение каждого ученика школы, кто-то любит информатику, а кто-то нет.
Кроме того, запишем в тетради: высказываниями не являются побудительные и вопросительные предложения. Например, предложения «Который сейчас час?» или «Запишите домашнее задание» не будут являться высказываниями.
А сейчас я буду называть вам предложения, а вы попробуете определить являются ли они высказываниями.
1. Идет снег. (высказывание, истинно, если он идет и ложно, если нет)
2. Посмотрите в окно. (не высказывание)
3. Это предложение является ложным. (не высказывание, т.к. о нём нельзя сказать истинно оно или ложно без того, чтобы не получить противоречие.)
4. Через сколько минут звонок? (не высказывание, это вопрос)
5. X
6. Земля – планета Солнечной системы и Земля – наш дом (высказывание), истинное.
А теперь поделитесь на две команды, придумайте название своей команды, связанное с темой урока, и выберите капитана.
У каждой команды на столе карточки с предложениями:
На карточке 1 вам необходимо напротив каждого предложения записать одно из значений: «истина», «ложь» или «не высказывание»:
Карточка №1:
На обсуждение командам дается 3 минуты, капитаны пишут в карточках выбранное значение.
На карточке №2 вы должны для каждого высказывания выбрать значение «истина», «ложь» или «неопределимо».
Карточка №2
Теперь капитаны команд обмениваются карточками и проверяют правильность ответов. Каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ответы на доске.
Карточка №1:
Карточка №2:
Вы все очень хорошо поработали, молодцы! А победителем становится команда:___________, поздравляем!
Давайте продолжим.
Алгебра логики или алгебра высказываний отвлекается от смысловой содержательности высказывания. Здесь важно только истинно высказывание или ложно.
Запишем в тетради: Алгебра логики – определяет правила записи, упрощения и преобразования высказываний и вычисления их значений.
Высказывания в логике обозначают буквами (A,B,C…) и называют логическими переменными.
В логике принято истину обозначать – 1, ложь - 0 .
Благодаря тому, что в логике всего 2 значения - 0 и 1, её аппарат положен в основу компьютерных устройств хранения и обработки данных. Собственно, поэтому этот раздел математики мы изучаем на уроках информатики.
Запишем в тетради: Высказывания бывают простые и сложные.
С простыми высказываниями мы с вами сегодня познакомились на уроке.
Сложные высказывания строятся из простых с помощью логических операций.
Что такое логические операции и каковы правила их применения вы узнаете на следующем уроке.
Итак, подытожим: Что вы сегодня узнали нового? Сегодня на уроке вы познакомились с понятием высказывания. Узнали, что представляет собой алгебра логики. Научились определять истинность и ложность высказываний.
За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики:___________.
Записываем Домашнее задание: пройти квест по ссылке: https://joyteka.com/100750138
Всем спасибо за урок, до свидания!
Список использованных источников
-
Ануарбекова, Г. Д. Современные педагогические технологии на уроках информатики / Г. Д. Ануарбекова, А. Б. Дуйсебаева. – Текст: непосредственный // Наука и современность – 2017: сборник материалов LIII Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 25 мая – 22 июня 2017 г.). – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. – С. 21-26. – ISBN 978-5-00068-876-2. – Имеется электронная версия публикации: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29669861 (дата обращения: 12.12.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
-
Баландина, И. В. Использование интерактивной доски на уроках информатики / И. В. Баландина, Е. В. Осокина. – Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (42). – С. 20-24. – ISSN 2542-0291. – Имеется электронная версия публикации: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39158923 (дата обращения: 19.01.2025). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
-
Волков, Д. В. Реализация технологии веб-квест с использованием мобильных устройств на уроках информатики в школе / Д. В. Волков. – Текст: непосредственный // Перспективы развития науки в современном мире : сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2017 г.) : в 5 частях. – Уфа: Дендра, 2017. – Ч. 3. – С. 46-53. – Имеется электронная версия публикации: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32242515 (дата обращения: 19.01.2025). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
-
Куликова, Н. Ю. Проектирование урока информатики с использованием интерактивных средств обучения и современных информационных технологий: учебно-методическое пособие / Н. Ю. Куликова. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет: Перемена, 2019. – 133 с. – ISBN 978-5-9935-0406-3. – URL: https://www.iprbookshop.ru/89506.html (дата обращения: 19.12.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
-
Цифровые инструменты в образовании: электронный сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (2-3 апреля 2021 г.) / под редакцией Н. В. Суханова. – Сургут: СурГПУ, 2021. – 118 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/259079 (дата обращения: 20.12.2024). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.