8
Тема урока: «Отношения объектов и их множеств».
Класс: 6 «В»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Цели урока:
- обучающие: создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «Отношения объектов и их множеств»; знать о разнообразии отношений объектов и их множеств, а также закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint;
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять тип отношений между объектами и их множествами; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли;
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;
воспитание информационной культуры и социальной адаптации учащихся;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные:
овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
формирование представления об отношениях между объектами и множествами;
развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением специфической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства.
Метапредметные:
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции).
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять разнообразие отношений объектов и их множеств.
Продолжить формирование навыков использовать графический редактор, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, групповая, индивидуальная, фронтальная формы.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Отношения объектов и их множеств».
Технические средства обучения:
Персональный компьютер (ПК) учителя.
Мультимедийный проектор, экран.
ПК учащихся.
Основные термины и понятия: отношение, отношение является элементом множества, классификация отношений, отношение «входит в состав», круги Эйлера.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.
(слайд 3) - Помните: в кабинете информатики мы соблюдаем правила техники безопасности и правила работы за компьютером.
Проверка усвоения изученного материала
- Вы уже изучили, что такое компьютерные объекты. Давайте вспомним и проверим наши знания.
Вопросы по изученному на прошлом уроке материалу (учебник стр.18):
- Назовите основные компьютерные объекты (файлы (документы и приложения), папки).
- Что такое файл (это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем).
- Из каких частей состоит имя файла? (из имени файла и расширения).
- Какие существуют типы файлов… (текстовые документы, графические файлы, звуковые файлы).
- В чем выражаются размеры файлов? (в битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах).
Молодцы!
3360
70
1,7
1759
1800960
Актуализация знаний об объектах
На первом уроке мы узнали, что такое объект и какие отличительные признаки он имеет. Учитель задает следующие вопросы:
Что такое объект? (Это любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое. Объектами принято называть все то, на что обращено внимание человека.)
Что такое множество? (Это совокупность, набор, коллекция объектов)
Что такое элементы множества? (Объекты, составляющие некоторое множество, называются его элементами)
Постановка учебной задачи
- Сегодня нам предстоит изучить новую интересную тему из курса информатики. Тема урока «Отношения объектов и их множеств».
Запишите сегодняшнее число и тему урока.
Актуализация нового материала
Учитель объясняет новый материал в соответствии с п-ф 3 учебника и демонстрирует презентацию «Отношения объектов и их множеств» (слайды № 3 – 15).
Учащиеся выписывают в тетрадь новые понятия и термины (отношение, отношение является элементом множества, классификация отношений, отношение «входит в состав», круги Эйлера).
- Человек может рассказывать не только о признаках объекта, но и об отношениях, в которых этот объект находится с другими объектами.
Например:
(слайд 4) - родители присматривают за ребенком;
(слайд 5) - корабль плывет по морю;
(слайд 6) - вершина слева больше.
(слайд 7) - В каждом из приведенных предложений выделено имя отношения, которое обозначает характер связи между двумя объектами.
(слайд 8) - Отношения могут существовать не только между двумя объектами, но и между объектом и множеством объектов, а также между множеством объектов и множеством объектов.
Например:
(слайд 9) - отношение объект-объект – Колизей находится в Риме;
(слайд 10) - отношение объект-множество объектов – гепард является хищником;
(слайд 11) - отношение множество объектов-множество объектов – черешни и персики – это плоды.
(слайд 12) - Графически отношения между понятиями удобно изображать кругами. Эти круги называются кругами Эйлера, в честь математика – Леонарда Эйлера.
(слайд 13) Существует два каких-то множества A и B (изобразим в виде двух кругов).
- Если множество А и В имеют общие элементы, т.е. элементы, принадлежащие одновременно А и В, то говорят, что эти множества пересекаются.
Например: А – множество электронных писем, В – множество писем на русском языке. Пресечением этих множеств будет являться электронные письма на русском языке.
(слайд 14) - Если множество не имеют общих элементов, то говорят, что они не пересекаются.
Например: Возьмём A - множество мальчиков, B - множество девочек. Так как ничего общего между этими двумя множествами нет, то они не пересекаются.
(слайд 15) - Если каждый элемент множества B является элементом множества A, то говорят, что B является подмножеством A.
Например: Пусть А – это множество учеников, В – множество шестиклассников. Множество шестиклассников является подмножеством множества учеников. То есть каждый ученик является шестиклассником.
(слайд 16) - Если каждый элемент множества В является элементом множества А и, наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны.
Например: А – это множество равносторонних прямоугольников, В – это множество квадратов. Так как у равностороннего прямоугольника все стороны равны и у квадрата все стороны равны. Эти множества равны.
(слайд 17) - В зависимости от ситуации объект может рассматриваться как единое целое, либо «распадаться» на более мелкие объекты. Например, компьютер рассматривается как единое целое, если нужно подсчитать количество компьютеров в школе. Чтобы получить представление о возможностях компьютера, необходимо рассмотреть характеристики таких его устройств, как процессор, память, жёсткий диск и т.д.
Объект может состоять из множества одинаковых объектов. Например, объект «апельсин» состоит из одинаковых частей – долек апельсина.
Объекты могут состоять и из множества различных объектов. Например, объект «компьютер» состоит из множества непохожих друг на друга объектов (системный блок, монитор, клавиатура и т.д.)
(слайд 18) Описывая состав объекта, человек мысленно «разбирает» его на части. Например, «в состав дома входят стены, крыша, двери, окна...». При этом, как правило, сначала называют небольшое число крупных частей, затем каждую из них «разбирают» на части поменьше и т.д.
(слайд 19) Схема отношений «входит в состав» (схема состава) отражает в первую очередь тот порядок, в котором объект «разбирался» на части. На схеме состава можно использовать линии без стрелок, если имя объекта – части располагать ниже имени объекта, которому принадлежит эта часть.
(слайд 20) Самое главное:
Отношение – это взаимная связь, в которой находятся какие-либо объекты.
Отношения могут связывать:
Объект может рассматриваться как единое целое либо «распадаться» на более мелкие объекты.
(слайд 21)
Объект может состоять из множества одинаковых объектов или множества различных объектов.
Схема отношений «входит в состав» отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет «разбирался» на части.
(слайд 22)
Физкульминутка
Учитель показывает упражнения, ученики выполняют.
Закрепление полученных знаний
Учитель задает вопросы по новому материалу:
Приведите примеры отношений между:
В каких отношениях могут быть только объекты некоторых видов?
В каких отношениях могут находиться любые объекты?
Как можно наглядно изобразить отношения объектов?
(слайд 23) Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 3, задание 2,3 и 6.
(слайд 24) Учитель предлагает выполнить практическую работу №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1,3, учебник стр. 136-138).
Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» (задания 1, 3)
Подведение итогов урока
Итак, мы закрепили знания по созданию графических объектов при помощи графического редактора Paint. Изучили на уроке, что такое отношение, разнообразие отношений и отношения между множествами.
Учитель выставляет отметки за работу на уроке.
Рефлексия
(слайд 25) Дерево успеха
- Сейчас я раздам вам листочки, на которых вам будет необходимо написать свое впечатление от урока.
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
Я узнал…
Мне понравилось…
Затруднения возникли…
Проверка уровня понимания учебного материала после урока по вопросам:
Все ли вам было понятно в течение урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
(слайд 26)