Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет»
Институт информационных технологий и физико-математического образования
Кафедра теоретических основ информатики
Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование»
Программа подготовки: Математика и Информатика
Конспект
по теме: «Системы счисления. Основные понятия»
Выполнила студентка 5 курса
3642д группы: Клепинина Неля
Евгеньевна
__________________________
(подпись)
Учитель: Пожарский Кирилл шоагсэугаощуоащэуаощэуоаушаоуоауоа Александрович
__________________________
(подпись)аепоооо
Методист: Петракова Ольга лосэвосовщуовщуовсщуосщуосщуосщуосащоВикторовна
__________________________
(подпись)
Отметка: ___________________
Барнаул – 2020
Класс: 10;
УМК: Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Ч. 1 / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.
Данная тема рассматривается в 3 главе «Системы счисления». На изучение темы «Системы счисления. Основные понятия» отводится 2 часа. Данный урок второй. На уроке учащиеся продолжат рассматривать понятия: цифра, алфавит, размерность алфавита, основание системы счисления, разряд числа, базис. Закрепят навык перевода чисел с помощью схемы Горнера. Рассмотрят пример нетрадиционной системы счисления (фибоначчиеву систему). Данный урок имеет в большей степени практическую направленность, так как основной целью является отработка навыков перевода чисел в десятичную систему счисления. В конце урока проводится небольшая самостоятельная работа. Изложение материала урока ведётся с использованием презентации «Системы счисления. Урок-практикум».
Цели урока:
Образовательная: закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке.
Развивающие:
создание условий для активного целеполагания со стороны учащихся;
создание условий для развития аналитических способностей;
поддерживать внимание учащихся посредством элементов погружения в ситуацию;
Воспитательная:
воспитывать умение выслушивать мнение одноклассника и отстаивать свою точку зрения;
соблюдать эстетические нормы при записи в рабочем листе и на доске.
Решаемые учебные задачи:
закрепить базовые знания по системам счисления;
проанализировать уровень самостоятельной проработки учащимися нового материала (системы счисления Фибоначчи);
повторить понятия, связанные с изучаемой темой.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: навыки перевода десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием.
Метапредметные: умение анализировать любую систему счисления как знаковую систему.
Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Тип занятия: комбинированный;
Ведущие формы деятельности: фронтальная, индивидуальная;
Средства ИКТ, используемые на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, калькуляторы, карточки с заданиями.
План занятия:
Организационный момент (1 минута);
Актуализация знаний (6 минут);
Решение задач (20 минут)
Самостоятельная работа (10 минут);
Домашнее задание (2 минуты);
Подведение итогов (1 минуты).
Ход занятия:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверка отсутствующих на уроке. | Приветствуют учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: организация своей учебной деятельности; Личностные: мотивация обучения. |
Актуализация знаний |
На прошлом уроке мы начали изучать тему «Системы счисления. Основные понятия». Сегодня мы продолжим рассматривать данную тему. Запишите число и тему урока. Сейчас немного повторим. На слайде: Задание 1. Установите соответствия (на слайде в одной колонке представлены основные понятия темы: цифра, алфавит, размерность алфавита и др., а в другой колонке – их определения). Задание 2. Назовите предыдущие значения в натуральном ряде чисел для следующих значений: 1005, 1007, 1009. Что называют схемой Горнера? Покажите на примере восьмеричного числа 2317458, как осуществляется перевод по схеме Горнера. | Слушают учителя. Записывают в тетради число и тему урока. Устанавливают соответствия между понятиями и их определениями. 1005 = 2510, 1007 = 4910, 1009 = 8110, значит, их предыдущие значения: 24; 48; 80. Схема Горнера – быстрый алгоритм перевода p-ичного числа в десятичное. 2317458 = 2·85+3·84+1·83+7·82+ +4·8+5=((((2·8+3)·8+ +1)·8+7)·8+4)·8+5=7882110 Раскроем мысленно скобки в записанном выражении, и увидим, что получится то же разложение по базису восьмеричной системы счисления. Но зато скобочное выражение очень просто вычислять. На калькуляторе нужно последовательно слева направо выполнять умножения и сложения. Порядок нажатия клавиш на калькуляторе будет таким: ×+×+×+×+×+=. Выполнив эти действия получаем ответ 7882110. | Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; Познавательные: построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности; структурирование знаний; Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. |
Решение задач |
К этому уроку в качестве домашнего задания нужно было подготовить доклад о нетрадиционной системе счисления. Давайте послушаем, что это за системы счисления. После выступления ребят учитель оценивает проделанную ими работу. А мы продолжаем совершенствовать навык перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную. Задание: перевести числа в десятичную систему счисления. а) 110111012; б) B5, 43А16; в) 4300,0125; г) 111011,1012; д) С81, Е716; е) 10056,227. | С докладом выступают два ученика. Они рассказывают о числах Фибоначчи. Учитель с классом обсуждают данную систему, рассматривают примеры. Ученики по одному выходят к доске и переводят числа в десятичную систему счисления. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; выдвижение гипотез; Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Самостоятельная работа |
Ученики получают карточки с заданиями. Вариант 1 1.Выполните быстрый перевод в десятичную систему счисления следующих недесятичных чисел, пользуясь калькулятором и вычислительной схемой Горнера: а) 32045; 567218 б) 0,11010112; 0,9A3CEF16; Вариант 2 1.Выполните быстрый перевод в десятичную систему счисления следующих недесятичных чисел, пользуясь калькулятором и вычислительной схемой Горнера: а) 11010112; 9A3CEF16; Б) 0,32045; 0,567218, | Выполняют самостоятельную работу. | Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие речевого аппарата; Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий; Регулятивные: планирование, определение последовательности действий; Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе. |
Домашнее задание |
Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома: § 1.3.1 (стр. 30-36), выполнить письменно №4, №7 из учебника на странице 36. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности. |
Подведение итогов |
Выставление оценок за работу на уроке. Спасибо за урок. До свидания. | Отмечают интересные элементы урока, планируют работу на будущее. Прощаются с учителем. | Познавательные: структурирование знаний; действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности; Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |