Тема урока «Ионная химическая связь»
Пояснительная записка
Урок проходит в 8 классе при изучении курса неорганической химии.
Изучаемый раздел « Атомы химических элементов». К моменту проведения урока учащиеся владеют первичными знаниями о характеристике химического элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строении атома, электронных оболочках, распределении электронов по энергетическим уровням.
Цели урока:
Образовательная: изучить новый тип химической связи – ионной связи, ее природу и условия образования; ввести понятия «ионы», «катионы», «анионы», «ионная связь», организовать повторение, коррекцию и закрепление знаний по теме «Строение атомов»; обучить навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие: способствовать развитию навыков составления электронных схем образования химических связей, соединений с ионным типом связи и определения количества электронов в ионах; развитию умений определять типы связи на основании анализа состава химического соединения, развитию интеллектуальных умений и навыков, диалектического мышления, памяти.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся должны знать определение понятий: химическая связь, ион, катион, анион, ионная связь
Учащиеся должны уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях
УУД
Личностные:
Принятие социальной роли обучающегося
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
Регулятивные:
Умение планировать и регулировать свою деятельность
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели
Владение основами самоконтроля и самооценки
Познавательные:
Коммуникативные:
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства
Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Средства: таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» «Таблица растворимости»
Тип урока: урок изучения нового материала, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
Ход урока
Актуализация знаний
Сколько групп в ПСХЭ Д.И. Менделеева
Сколько может максимально находиться электронов на внешнем энергетическом уровне атомов?
К какому «идеальному состоянию» стремится каждый атом химического элемента?
Как атомы добиваются «идеального состояния»?
Учитель зачитывает сказку, а учащиеся слушают и следят по таблице Д.И. Менделеева.
В большом семиэтажном доме на 3 этаже жил был Хлор. Была у Хлора, как у всех неблагородных элементов, своя заветная мечта. Очень завидовал он Аргону – благородному газу, у которого был завершен третий энергетический уровень. Всего одного электрона не хватало Хлору для полного счастья. Вот и решил наш герой, во что бы то ни стало заполучить этот недостающий электрон.
Однажды встретил Хлор Натрий, у которого на внешнем энергетическом уровне был 1 электрон. Хлор попросил отдать или подарить ему его. Но Натрий не так легко было уговорить.
-Что ты, я тоже мечтаю быть благородным! Мне нужно найти 7 электронов и я стану похожим на Аргон. Сказал Натрий.
Тут Хлор решил прибегнуть к хитрости: «Давай объединим свои электроны, и, когда они будут общими, я стану похожим на Аргон и ты станешь похожим на Аргон!»
Так они и решили
(На экране появляется схема объединения электронов)
Вот так образовалась молекула фторида натрия.
Обрадовался Натрий, загордился. Но недолго ему пришлось радоваться, так как хитрый и жадный Хлор притянул к себе общую электронную пару, и остался Натрий совсем без своего любимого электрона.
Очень не понравилось ему это, решил он уйти от Хлора. Но не смог, так как без электрона превратился он в ион.
Назвали люди Натрий – восстановителем, а Хлор – окислителем, реакцию – окислительно-восстановительной, а такую связь ионной.
Изучение нового материала
- Какие новые для вас понятия прозвучали в тексте?
Учащиеся перечисляют понятия и формулируют тему урока «Ионная химическая связь»
-Записываем тему урока «Ионная химическая связь»
- Какие химические элементы были главными героями сказки?
Учащиеся вместе с учителем записывают схемы электронного строения атомов натрия и фтора.
Формулируем на основе схемы понятие ион (частица, имеющая заряд). Учащиеся делают вывод, что ионы бывают положительно заряженные и отрицательно заряженные. Формулируем понятие катион и анион.
Формулируем понятие ионной химической связи как связи между ионами, а также связи между типичными металлами и неметаллами.
Учащиеся работают по группам с учебником с.65, составляют алгоритм схемы образования ионной связи, вставляя пропущенные слова в курточку. Каждая группа проговаривает составленный алгоритм и вклеивает карточку с алгоритмом в тетрадь.
Учащиеся вместе с учителем составляют по алгоритму схему образования ионной связи на примере фторида магния.
Составить схему образования ионной связи молекулы оксида натрия.
Крестики – нолики. Показать выигрышный путь, состоящий из формул с ионной связью.
NH3 | H2O | O2 |
CaCl2 | KF | Li2O |
Mg | CO2 | HCl |
В виде комиксов изобразите процесс образования ионной связи.
3.Рефлексия
Я узнал(а) сегодня на уроке ….
Мне понравилось сегодня на уроке ….
Я расскажу своему другу о ….
Теперь я точно знаю….
4.Домашнее задание
Параграф 10, определения учить наизусть, алгоритм учить наизусть с.66 №2 *с.66 №4