СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ионная химическая связь

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Ионная химическая связь"

Просмотр содержимого документа
«Ионная химическая связь»

Тема урока Ионная связь

Цель урока: сформировать понятие об ионной связи, изучить механизм образования ионной химической связи.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения

Личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Предметные: обучающийся научится давать характеристику свойств веществ в зависимости от типа химической связи; приводить примеры веществ с ионным типом связи, характеризовать механизм образования ионной связи; устанавливать причинно - следственные связи: состав вещества – тип химической связи; будет знать определение понятий «ионная связь», «ион», «химическая связь», определение типа связи по формуле вещества

Метапредметные результаты:

● Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.

● Познавательные - научится самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, получит возможность научиться применять приемы работы с информацией, поиск и отбор источников необходимой информации, систематизации информации, постановка и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

● Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в диалоге

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с ПСХЭ, рисунками, таблицами), практическая (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: ионная связь, ион, катион, анион, химическая связь

Оборудование: учебник 8 класса (автор О.С. Габриелян), рабочая тетради, ПСХЭ, мультипроектор, карточки с заданием

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия

А) Фронтальный опрос:

  1. Как изменяется радиус атома в периоде слева направо? (уменьшается)

  2. Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в периодах? Почему? (слева направо в периодах с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства ослабевают, неметаллические усиливаются, т.к. радиус ядра атома уменьшается, количество энергетических уровней не изменяется, число электронов на последнем энергетическом уровне возрастает.)

  3. Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в группах (главных подгруппах)? Почему? (Сверху вниз металлические свойства в группах с увеличением порядкового номера элемента усиливаются, неметаллические ослабевают, т.к. радиус ядра атома увеличивается, количество энергетических уровней увеличивается, число электронов на последнем энергетическом уровне не изменяется.)

  4. Что представляет собой электрон? (Сгусток отрицательного заряда, непрерывно движутся вокруг ядра с огромной скоростью, обладают разным запасом энергии).

  5. Чем же отличаются внешние уровни металлов и неметаллов?

(у металлов на внешнем уровне 1-3 электрона, их валентный слой далек до завершения; электронный слой неметаллов содержит от 4 до 7 электронов и стремится к завершению)

Б) Самостоятельная работа

Задание: с помощью «да» и «нет» ответьте на следующие вопросы

♦ Атомы могут иметь от 1 до 8 электронов на внешнем уровне?

♦ Атомы способны только отдавать электроны?

♦ Атомы способны только принимать электроны и не способны их отдавать?

♦Атомы способны отдавать и принимать электроны?

♦ Атом, имеющий заряд, называется ион?

Ответы: 1. Да 2. Нет 3. Нет 4. Да 5. Да

Оценивание: каждый верный ответ – это 1 балл. Отметка равна количеству верных ответов

В) Индивидуальная работа

Задание: напишите схемы строения атомов: а) кальция, б) серы

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Как известно, каждый атом стремится к завершению внешнего электронного слоя (как у инертных газов). При этом образуются заряженные частицы – ионы. Из курса физики, вы знаете, что разноименные ионы притягиваются, между ними возникает химическая связь. Так образуются вещества.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока (постановка темы урока – Ионная связь). Давайте поставим себе цель, которую мы должны достичь на уроке (что такое химическая связь, какой она бывает; что такое ионная связь и как она возникает)

  1. Первичное усвоение новых знаний

Ребята, как вы думаете, что такое химическая связь? (Химическая связь – это взаимодействие, которое связывает атомы в молекулы, кристаллы и т.)

Природа химической связи – электростатическая, то есть определяется действием кулоновских сил. Причина возникновения связи – стремление атомов к более устойчивому состоянию.

Существует 4 типа связи – ионная, ковалентная, металлическая и ионная. Сегодня мы поговорим об ионной связи и механизме ее образования.

Рассмотрим образование ионной связи на примере тех элементов, электронные формулы которых записаны на доске – кальция и серы.

♦ Что будет делать кальций для получения устойчивой конфигурации? (отдавать 2 электрона)

♦ Какой при этом образуется ион? Какой заряд у него будет (с зарядом 2+)

Са – 2 = Са2+ (катион кальция)

♦ Что будет делать сера для получения устойчивой конфигурации? (присоединять 2 электрона)

♦ Какой при этом образуется ион? Какой заряд у него будет (с зарядом 2-)

S +2 =S2- (анион серы)

Са + S = Са2+S2-

♦ Дайте определение ионной связи? (химическая связь, образующаяся между ионами за счет электростатического притяжения)

♦ Атомы каких элементов участвуют в образовании веществ с ионном типом химической связи? (атомы металлов и неметаллов)

  1. Первичное закрепление

Задание 1: из представленных веществ выберите вещества только с ионным типом связи: НСl, KCl, Br2, Na2О, H2O, Al, CO2, BaI2

Задание 2: для веществ с ионным типом связи из задания 1 покажите механизм ее образования

  1. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

(учитель оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует отметки)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§ 10 стр. 63-65, упр. 2,3

  1. Рефлексия деятельности

♦ сегодня я узнал... ♦ было интересно узнать, что…

♦ было трудно… ♦ меня удивило…

♦ я понял, что… ♦ мне захотелось…

♦ я научился… ♦ я смог…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!