СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ионные уравнения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ионные уравнения"»

Тема урока: Ионные уравнения.


Цели урока:

  1. Закрепить у учащихся знания об ионах.

  2. Объяснить понятия: «ионные реакции», «ионные уравнения».

  3. Научить учащихся составлять полные и краткие ионные уравнения

Реакций, используя алгоритм.


Оборудование: ИТК, реактивы: сульфат натрия, хлорид бария, гидроксид натрия, азотная кислота, фенолфталеин, карбонат натрия, соляная кислота, гидроксид меди(II), штатив с пробирками.


Структура урока – классическая:

I. Организационный момент (1 мин.).

II. Проверка домашнего задания (15 мин.).

III. Изучение нового материала (20 мин.).

IV. Закрепление изученного материала (8 мин.).

V. Домашнее задание (1 мин.).


Литература


Габриелян О. С. Химия. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват, учебных заведений. – М., 2006.


Габриелян О. С., Березкин П. Н. и др. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия – 8» - М., 2006


Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8кл. – М., 2006.


Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на уроки химии"

httр://him.l sерtеmbеr.ru


Классификация химических реакций (с примерами flash-анимаций)

http://classchem.narod.ru


Школьная химия

http://schoolhemistry.by.ru





Ход урока.

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

(самостоятельная работа на 15 мин, задания по уровням: А – оценка «3»,

В – оценка «4», С – оценка «5»).


Вариант I

А. Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один запиши­те — электролиты, в другой — неэлектролиты.

Раствор гидроксида калия, твердый гидроксида калия, кристаллы сахара, рас­твор сахара, дистиллированная вода, карбонат кальция.

В. На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы ко­торых приведены ниже? Дать названия полученным ионам. Составить урав­нения реакций диссоциации этих соединений:

KNO3, Ba(OH)2, HCl, LiF, Na2SO4

С. Пользуясь таблицей растворимости, определите какие вещества, могут об­разовывать перечисленные ниже ионы:

K+,Sr2+,H+, Сl-, СО32-, NO3-


Вариант II

А. Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один запиши­те — электролиты, в другой — неэлектролиты.

Кристаллы хлорида натрия, раствор хлорида натрия, сульфат бария, ледяная уксусная кислота, спирт.

В. На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы ко­торых приведены ниже? Дать названия полученным ионам. Составить урав­нения реакций диссоциаций этих соединений:

Al(NO3)3, NaOH, Fe(OH)3, Mg(NO3)2, H2SO4.

С. Пользуясь таблицей растворимости, определите какие вещества, могут об­разовывать перечисленные ниже ионы:

Н+, Na+, Cu2+, SO42-, I-, ОН-.


Вариант III

А. Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один запиши­те — электролиты, в другой — неэлектролиты.

Раствор соляной кислоты, кристаллы сульфата цинка, раствор сульфата цин­ка, водный раствор спирта, хлорид серебра, бензин.

В. На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы ко­торых приведены ниже? Дать названия полученным ионам. Составить урав­нения реакций диссоциации этих соединений:

КОН, Н3РО4, Fe2(SO4)3, BaCl2, Cr(OH)3.

С. Пользуясь таблицей растворимости, определите какие вещества, могут об­разовывать перечисленные ниже ионы:

Al3+, Ca2+, Li+, ОН-, NO2-, F-.

III. Изучение нового материала.

1. Ионные уравнения.

Вы уже знакомы с реакциями обмена. Вам так же известно, что дан­ные реакции возможны только в тех случаях, когда в результате реакции выде­ляется или осадок или газ или вода. До изучения теории электролитической диссоциации реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. Теперь, ребята вам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует логический вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ио­нов.


Ионные реакции – взаимодействие между ионами в растворах. Они протекают в направлении полного связывания ионов, то есть образования осадка, газа или малодиссоциирующего вещества, например воды H2O.


Основные правила составления ионных уравне­ний реакций:

  1. Сильные электролиты записывают в виде образующих их ионов

(с учетом индексов и коэффициентов).

  1. Формулы слабых электролитов (в том числе H2O), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме.

  2. Е сли вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз ( ), а если в ходе реакции образуется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх ( ).


Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.

Пользуясь алгоритмом.


1) Рассмотрим конкретный пример: взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария. Составляем, вначале молекулярное уравнение (опыт):


N a2SO4 + ВаСl2 = 2NaCl + BaSO4


После этого перепишем это же уравнение в другом виде, записав силь­ные электролиты в виде ионов, а осадок в молекулярном:


2 Na+ + SO42- + Ва2+ + 2Сl- = 2Na+ + Сl- + BaSO4

полное ионное уравнение реакции


Далее обращаю внимание ребят на ионы, не изменившие своего состоя­ния, и подчеркиваю их. Исключая эти ионы из реакции, мы получим

сокра­щенное ионное уравнение реакции:

S O42- + Ва2+ = BaSO4

белый

Сущность данной реакции сводится к взаимодействую двух видов ио­нов — ионов Ва2+ и SO42-, в результате чего образовался осадок BaSO4.

Таким образом, сокращенные ионные уравнения выражают сущность химической реакции и показывают какие ионы реагируют между собой и какое вещество образуется в результате.


2) рассмотрим реакции нейтрализации. Взаимо­действие любой сильной кислоты и щелочи сводится к образованию моле­кул воды из ионов водорода и гидроксид-ионов (опыт).

Например, если к раствору гидроксида натрия, окрашенного фенолфталеином в малиновый цвет, прилить избыток раствора азотной кислоты, то раствор обесцветится, что послужит сигналом протекания химической реакции:


молекулярное уравнение: NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O


Полное ионное уравнение реакции:

Na+ + OH- + H+ + NO3- = Na+ + NO3- + H2O


Сокра­щенное ионное уравнение реакции: H+ + OH- = H2O


3 ) Реакция обмена, идущая с образованием газообразного соединения (опыт): Na2CO3 + 2НCl = 2NaCl + Н2О + СО2


2Na+ + СО32- + 2Н+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + Н2О + СО2


СО32- + 2Н+ = Н2О + СО2


IV. Закрепление изученного материала.

Выполняю опыт, учащиеся на основе своих наблюдений составляют ионные уравнения реакций.


1. Реакция обмена, идущая с образованием осадка:

C uSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4

C u2+ + SO42- + 2K+ + 2OH- = Cu(OH)2 + 2K+ + SO42-


C u2+ + 2OH- = Cu(OH)2

голубой

2. Реакция обмена, идущая с образованием воды:

Сu(ОН)2 + 2НСl = СuСl2 + 2Н2О


Сu (ОН)2 + 2Н+ +2Сl- = Сu2+ + 2Сl- + 2Н2О


Сu(ОН)2 + 2Н+ = Сu2+ + 2Н2О (реакция нейтрализации)


V. Домашнее задание: § 37. упр. 1, 2, 5.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ


1. Запишите схему реакции MgCl2 + AgNO3 = Mg(NO3)2 + AgCl

(письменно)


2. Проверьте растворимость в воде исходных веществ и продуктов реакции (см. таблица «Растворимость оснований, кислот и солей в воде» (форзац учебника))

(устно)

MgCl2 , AgNO3 , Mg(NO3)2растворимы

A gCl - нерастворимая в воде соль



3. Отметьте формулу продукта реакции, уходящего из сферы реакции, соответствующим знаком (см.: Правило)

(устно)

M gCl2 + AgNO3 = Mg(NO3)2 + AgCl



4. Запишите молекулярные уравнения реакции, расставьте коэффициенты

(письменно)

M gCl2 + 2AgNO3 = Mg(NO3)2 + 2AgCl



5. Составьте полное ионное уравнение реакции (сильные электролиты записывают в виде образующих их ионов (с учетом индексов и коэффициентов, и молекулярные формулы осадка, газа или воды))

(письменно)

M g2+ + 2Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = Mg2+ + 2NO3- = 2AgCl



6. Подчеркните формулы одинаковых ионов в левой и правой частях уравнения реакции

(письменно)

M g2+ + 2Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = Mg2+ + 2NO3- = 2AgCl



7. Составьте краткое ионное уравнение реакции из оставшихся неподчеркнутыми формул ионов и веществ

(письменно)

2 Cl- + 2Ag+ = 2AgCl


8. Сделайте вывод (устно).

Сущность ионной реакции между хлоридом магния и нитратом серебра – в связывании ионов серебра и хлора в нерастворимое вещество хлорид серебра AgCl


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!