СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Ионные уравнения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Ионные уравнения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Ионные уравнения»

Конспект урока: Ионные уравнения



Наш урок я бы хотела начать со слов

Дорога к знанию?

Ну что - же, её легко понять, ответить можно сразу - мы ошибаемся, и ошибаемся, и ошибаемся опять, но меньше, меньше с каждым разом.

Фронтальная беседа (3 мин)

  • Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)

  • Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)

  • На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)

  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты  (ионы водорода и ионы кислотного остатка)

  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН-1 групп)

  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)

  • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н+1, ОН-1, Ме+n, кислотный остаток-n)

  • Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)

-Посмотрите, на экран::

Электролиты (слабые, сильные)

Не электролиты

Электролитическая диссоциация

Степень диссоциации

Ионы

Катионы

Анионы

Ионные уравнения


Какое понятие нам не знакомо?
(отвечают: Ионные уравнения).
Совершенно верно это и будет тема нашего урока.
Вы уже знакомы с реакциями обмена (дайте определение).

Вам также известно, что данные реакции возможны лишь в тех случаях ( продолжите)- если в результате реакции выделяется осадок или газ или вода.

До изучения теории электролитической диссоциации реакции обмена рассматривались как взаимодействие кислот, оснований и солей. Теперь вам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а есть-?- ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков.

Отсюда следует вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.

- Как будут называться реакции, состоящие из ионов?

-ионные реакции

- А как будут называться уравнения, состоящие из ионов?

-ионные уравнения (откройте учебник на стр 68 и сравните правильно ли мы с вами дали определения ионным реакциям и ионным уравнениям?

Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы узнаем, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научимся составлять ионные уравнения.

Выполним лабораторные опыты, и ответим на вопросы: но прежде чем мы приступим к эксперименту, давайте вспомним правила по ТБ при работе с кислотами и щелочами. ( инструктаж ТБ)



1.Будет ли происходить реакция между растворами

хлорида натрия и серной кислоты?

2 NaCl+H2SO4=Na2SO4+2 HCl (молекулярное уравнение)


2.Почему нет видимых признаков реакции?

3.Может ли молекулярное уравнение объяснить это наблюдение?

4.Что должна содержать запись уравнения, что бы могли дать объяснение?

Для объяснения реакций происходящих в растворах необходимо кроме молекулярного уравнения нужно наверно показать, что в реакции участвуют не молекулы а ионы и записать ионное уравнение

2 Na++2Cl-+2H++ SO42-=2 Na++SO42+2H++2Cl- (полное ионное уравнение)

Можете теперь объяснить, почему мы не увидели?

-потому- что смесь исходных ионов не изменилась


Теперь давайте проделаем тот же опыт, но заменим хлорид натрия на хлорид бария. Что произошло?

-выпал осадок

-запишите молекулярное уравнение

B aCl2+ H2SO4= BaSO4+2 HCl

-что нужно сделать?- правильно –посмотреть по таблице растворимости какое вещество нерастворимо и поставить соответствующий знак.

А вот чтобы составить ионное уравнение нужно использовать алгоритм составления ионных уравнений, он лежит у вас на партах

Я покажу как им пользоваться, итак:

B a2++2Cl-+2H++ SO42-= BaSO4+2H++2Cl- мы составили полное ионное уравнение, но это еще не все, теперь зачеркните формулы одинаковых ионов, сравнивая левую и правую часть уравнения.

Запишите формулы оставшихся ионов и веществ. Если в сокращённом ионном уравнении коэффициенты перед ионами и молекулами имеют общий множитель, то их нужно сократить, и в начале записывают катион ,а затем анион, и мы получим сокращенное ионное уравнение

B a2++SO42-= BaSO4

В чем сущность данной реакции?

Что образовалось в результате реакции? (Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Ba2+ и SO42-; в результате этого взаимодействия образуется осадок BaSO4)

Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.




-Кроме образования осадка признаком необратимости может служить еще выделение газа. Найдите у себя на столе растворы карбоната натрия и хлороводородной кислоты. Это электролиты

- Соедините эти растворы. Что мы наблюдаем?

Д: Выделяется газ.

- А какой? На этот вопрос нам поможет ответить уравнение(вызываю записать, пользуясь алгоритмом)

Na2CO3 + 2 HCl → 2 NaCl + H2CO32↑ + H2O

2Na+ +CO32- + 2 H+ +2Cl- → 2 Na++2Cl- + CO2↑ + H2O

CO32- + 2 H+→ CO2↑ + H2O

-Иногда явных признаков необратимости не наблюдается, в таких случаях только уравнение и таблица растворимости могут быть справочниками. Найдите и соедините в пробирке гидроксид натрия и соляную кислоту. Что-то произошло?

Д: Нет (-)

- А есть ли у нас среди реактивов подсказка, выручалочка именно для такого случая) Д: Фенолфталеин (**) ( в щелочах малиновый)

- Проведем этот опыт еще раз, только в присутствии фенолфталеина:

NaOH + ф-ф + HCl – Обесцвечивание.

-А почему? – Изменилась среда раствора (*)

Запишем уравнение: NaOH + HCl → NaCl + H2O

Na++OH- + H++Cl- → Na++Cl- + H2O

Вода – малодиссоциирующее вещество, слабый электролит, поэтому записываем ее формулу в молекулярной форме.

Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями.

Демонстрационный эксперимент

Cu(OH)2 + HCl = CuCl2 + H2O

Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции

В чем сущность данной реакции?

Что образовалось в результате реакции? (Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Cu2+ и 2OH-; в результате этого взаимодействия образуется осадок Cu(OH)2)

Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.


Давайте все вместе сделаем общие выводы.

-Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.


-Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода)

Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):

Определение:

Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях



III. Закрепление изученного материала (20 мин)

Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).

Задание 1 (Слайд 10)Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

Проверка задания 1 (слайды 11, 12).

1) NaOH + HCl   NaCl + H2O

Na+ + OH- + H+ + Cl-   Na++ Cl- + H2O

OH- + H+  H2O

2) MgCl2 + Na2SO3   MgSO3   + 2NaCl

Mg2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO32-   MgSO  + 2Na+ +2Cl-

Mg2+ + SO32-   MgSO

3) K2SO3 + 2HNO3   2KNO+ H2O + SO

2K+ + SO32- + 2H++ 2NO3-   2K+ + 2NO3- + H2O + SO

SO32- + 2H  H2O + SO

4) ZnSO4 + 2NaOH   Zn(OH)  + Na2SO4

Zn2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH-   2Na+ + SO42- + Zn(OH)2 

Zn2+ + 2OH-   Zn(OH)

5) Al(OH)3 + 3HNO3   Al(NO3)3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H+ + 3NO3-   Al3+ + 3NO3- + 3H2O

Al(OH)3 + 3H+   Al3+ + 3H2O

6) CaCO3 + 2HCl   CaCl2 + H2O + CO

CaCO3 + 2H+ + 2Cl-   Ca2+ + 2Cl- + H2O + CO

CaCO3 + 2H+   Ca2+ + H2O + CO

Задание 2. (слайд 13):

Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5 дети должны будут сделать дома)

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Проверка задания 2 (слайд 14):

СаСО3 + 2HCl   CaCl2 + H2O + CO2 

Задание 3 (слайд 15):

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Проверка задания 3 (слайд 16):

H2SO4 + Ba(OH)2   BaSO4   + 2H2O

Задание 4 (слайд 17)

Проверка задания 4 (слайд 18):

Cu(OH)2 + H2SO4   CuSO4 + 2H2O

Задание 5 (слайд 19)

Проверка задания 5 (слайд 20):

BаСО3 + 2HCl   BaCl2 + H2O + CO2 

Домашнее задание (слайд 21):Параграф 37... не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.


Итак, сегодня мы познакомились с реакциями ионного обмена, теперь давайте подведем итог нашей работе. Заполните таблицу, лежащую у вас на столе.

Я, понял что:

да

нет

1.Реакции ионного обмена, это реакции в растворах электролитов



2.Сфера реакции это область пространства, где проходит реакция



3.Признаки протекания реакций ионного обмена: выпадение осадка, выделение газа, образование воды.



4.Сокращенное ионное уравнение показывает какие ионы выделились из сферы реакции.



5.Реакции между растворами кислоты и основания называются реакцией нейтрализации.



V. Рефлексия

Рефлексия (каждый по фразе).

Продолжим фразу:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

И все вместе:

И отметим:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже


6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным

7.Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

Итог урока: Выставление отметок.



Конкурс “Загадка”.

Одна команда загадывает какое-либо вещество, а другая должна отгадать его, задавая вопросы. Команда, которая загадала вещество, может ответить только “да” или “нет”.

Команда “Атомы” - HCl

Команда “Молекулы” - NaOH

Это кислота? – да.

Это кислота? – нет.

Кислота кислородосодержащая? – нет

Это сильное основание? – да

Это сильная кислота? – да

Это основание растворимо в воде? – да

Кислота растворяется в воде? – да

Это основание двухосновное? – нет

Это одноосновная кислота? – да

В состав этого основания входит простой катион? - да

В этой кислоте сложный кислотный остаток? – нет

Это гидроксид натрия? – да

Это соляная кислота? - да

 



"Мозговая атака"

Вопросы классу:

Заведомо ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях, называется софизмом. Попробуйте опровергнуть предложенные софизмы.

1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы - электролиты.

Ответ: Металлы в воде не растворяются, а электрический ток проводят, потому что в кристаллической решетке металлов есть свободные электроны - "свободный электронный газ". Электролиты проводят электрический ток, потому что в растворах или расплавах распадаются на ионы.

2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток.

Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.

3. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?

Ответ: В плодах содержатся кислоты и соли, которые при растворении в воде диссоциируют на ионы, за счет которых настой проводит электрический ток.

4. При рентгеноскопии желудка пациенту дают выпить взвесь BaSO4. Объясните, почему чистый BaSO4 не вызывает отравлений, в то время как зафиксированы случаи со смертельным исходом при применении BaSO4 с примесями ВаСl2..

Ответ: Чистый BaSO4 не вызывает отравлений, так как это вещество, не растворимое в воде, а ВаСl2 хорошо растворим в воде и при диссоциации

ВаСl2 Ва2++2Сl- образует ионы Ва2+, которые являются ядом для организма человека.



Задание для любознательных «Не дай себе засохнуть»

Изучить этикетки от бутылок с минеральной водой. На них записан состав воды в виде ионов. Составить формулы веществ и дать им название.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!