СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории по теме: "Смутное время" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме: "Смутное время" 7 класс»

Конспект урока истории по теме: "Смутное время" 7 класс

Цели урока:
выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени;рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий;определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос; раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны;воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.
Формируемые УУД:
Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Основные понятия: Смутное время, гражданская война, интервенция, “Семибоярщина”,Первое ополчение,Второе ополчение.

Даты:
октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву
20 июня 1605 г. – вступление Лжедмитрия I в Москву
1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I
17 мая 1606 г. – восстание в Москве
1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова
весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву
1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой
1610 г. – Семибоярщина 1611 г. - создано Первое ополчение
март 1612 г. - создано Второе ополчение
лето-осень 1612 г.- осада Москвы 1613 г. – Земский собор

 Ход урока

1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
(устный опрос по теме «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI–начале XVIIвв. )

3.Изучение нового материала
«Смутное время», такое название получил период российской истории с 1598 по 1613 годы.

Причины Смуты
Политические. Прекращение династии Рюриковичей вызвало кризис законной государственной власти в Русском государстве. Правители из других родов часто воспринимались как «незаконные». Их авторитет был невысок, а это создавало политическую нестабильность в стране. Кроме того, в России постоянно шла борьба между боярством и царём. Бояре хотели сохранения и приумножения старых вольностей, царь – стремился их ограничить. С ослаблением царской власти возросло своевольство бояр.

Экономические. Последствия внешней и внутренней политики Ивана Грозного (завоевательные походы, Ливонская война, опричнина) – привели экономику России в упадок. Великий голод 1601 – 1603 годов.

Социальные. Недовольство населения своим положением, раскол в среде российской знати, неспособность государства оградить своих подданных от внешней и внутренней угрозы, падение авторитета власти и закона в глазах большинства населения.


В конце июня 1605 года Лжедмитрий I вступил в Москву. Горожане встретили его настороженно и пожелали убедиться, что перед ними действительно царевич Дмитрий. Для этого была организована встреча Лжедмитрия с последней женой Ивана Грозного – Марией Нагой, которая была матерью погибшего в Угличе настоящего царевича. При встрече она не произнесла ни слова, зато Лжедмитрий очень убедительно разыграл встречу матери и сына.

Толпа поверила самозванцу. Лжедмитрий был провозглашён царём.

Чтобы укрепить своё положение и добиться лояльности народа новый царь вернул сосланных при Борисе Годунове бояр, отменил казни, стал бороться с поборами и взяточничеством, лично принимал посетителей с жалобами и просьбами.

Но в скором времени влиятельные бояре, которые фактически возвели Лжедмитрия на престол, были отстранены от управления страной. Против царя был составлен заговор.

В народе новый царь так же терял авторитет – в первую очередь из-за невыполненного обещания – дать свободу крестьянству.

Москвичей стало возмущать поведение царя. Он не соблюдал русские обычаи и православные традиции. Жители Москвы были недовольны засильем поляков, которые составляли близкое окружение Лжедмитрия, были его советниками и опорой власти. На их содержание тратились огромные суммы.

Свадьба русского царя и Марины Мнишек (дочери воеводы Речи Посполитой) так же вызвала возмущение. Она была проведена с нарушением принятых обрядов. На свадьбу съехалось около двух тысяч гостей из Польши. В ходе празднования они вели себя вызывающе, грабили и избивали горожан.

Этим воспользовались бояре. По плану, составленному Василием Шуйскимбыло организовано народное восстание.

Поднятые набатным звоном, москвичи стали убивать поляков. В это же время бояре-заговорщики ворвались в царский дворец и убили Лжедмитрия.

Тело самозванца в течение трёх дней было выставлено на Красной площади на поругание. Марина Мнишек и её отец были арестованы.
В 1606 году был созван Земский собор. В его ходе новым царём был избран князь Василий Шуйский – представитель суздальской ветви Рюриковичей.

Шуйский сильно зависел от небольшой группы влиятельных бояр, избравших его царём. Этим – вызывал недовольство у оставшейся части знати.
Кроме того, сразу после смерти Лжедмитрия, появились слухи о том, что царь не был убит и спасся. Положение Шуйского резко ухудшилось. Эти слухи были на руку недовольным боярам, которые преследовали свои интересы и хотели придать борьбе с Шуйским законный вид.
На юге страны, где Лжедмитрий получил активную поддержку населения, продолжались волнения, подогретые слухами о спасении царя.
Вскоре это движение возглавил Иван Болотников.
В молодости он бежал от своего господина к казакам. Здесь попал в плен к татарам и был продан в рабство туркам. Оттуда ему удалось освободиться. После, через всю Европу, он начал путь домой. По дороге он узнал о событиях в России.
В Речи Посполитой, от бывшего приспешника Лжедмитрия I, который выдал себя за спасшегося царя, Болотников получил чин «главного воеводы русского войска» и был направлен в Путивль, где в это время собиралось войско противников Шуйского. 
Из Путивля войско Болотникова выдвинулось на Москву. В его состав входили все слои российского общества того времени.

Осенью 1606 года Москва была осаждена. Город находился в осаде пять недель. Москвичи уже были готовы прекратить сопротивление. Они просили только показать им спасшегося царя Дмитрия. Но Дмитрий не явился.

Многие, в том числе и в войске Болотникова, выражали сомнение в спасении Дмитрия и стали переходить на сторону Шуйского.
Зимой 1606 года основные силы Болотникова были разбиты и отошли к Калуге и Туле.
Василий Шуйский смог собрать большое войско. К осени 1607 года восстание Болотникова было подавлено.

Но ещё летом 1607 года на юго-западе России появился новый самозванец, называвший себя спасшимся царевичем Дмитрием. Он нашёл поддержку среди населения. Ему удалось собрать большую армию. Вскоре Лжедмитрий II направился к Москве.

Он расположил свой лагерь недалеко от Москвы – в Тушино. Туда стали прибывать отряды поляков. В Тушинском лагере стали собираться все недовольные политикой Шуйского бояре и дворяне. Туда же прибывал простой народ. В Тушино прибыла Марина Мнишек, признавшая в очередном самозванце своего спасшегося мужа. Вскоре Тушино превратилось во «вторую столицу» России. Тут правил собственный царь (впоследствии, в народе его назовут «Тушинским вором»), была своя Боярская дума, свой митрополит.

Но в скором времени мнение крестьян и горожан, поддерживавших Лжедмитрия II изменилось. Они видели, что прибывшие с царём иностранцы вели себя как захватчики, грабили страну, убивали местных жителей. Для отпора врагам повсеместно создаются народные ополчения. Центрами сопротивления так же стали монастыри по всей стране. Находясь в крайне тяжёлом положении, Василий Шуйский заключил договор со Швецией, по которому, за уступку Корелы, России была предоставлена военная помощь.

Российско-шведский союз дал повод королю Речи Посполитой Сигизмунду III, который к этому времени воевал со Швецией, начать открытую войну против России. Осенью 1609 года его войска перешли границу и осадили Смоленск. Город продержался 20 месяцев.

Под командованием общим русского полководца Михаила Скопина-Шуйского русско-шведскими войсками, в 1609 году, был освобождён Северо-Восток России. Боевые действия продолжились, и в 1610 году полководец торжественно въехал в освобождённую от осады Лжедмитрия II Москву.

Многие видели в молодом полководце следующего русского царя, но в этом же году Скопин-Шуйский неожиданно умер.
Летом 1610 года Сигизмунд III отправил часть войск из-под Смоленска на Москву. В битве при Клушине русские войска потерпели поражение. Русская армия фактически перестала существовать. Путь на Москву был открыт.
Ситуацией воспользовалась Швеция. К 1611 году её отряды захватили Новгород и русское побережье Финского залива.

4.Закрепление изученного.
Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
Укажите основные причины Смутного времени?
Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
Последствия и уроки Смуты.
Где и когда началось восстание И.Болотникова?

5.Подведение итогов. Рефлексия.

Смута в России стала причиной глубокого внутриполитического, экономического и социального кризиса. Особенностью Смутного времени стало распространение самозванства. На продолжительность и последствия Смуты так же повлияло иностранное военное вмешательство в дела России.

В целом Русское государство оказалось на грани потери независимости.



6.Домашнее задание Прочитать §14-15 стр.10-18; устно «Вопросы и задания…» ;термины на стр.20 переписать в тетрадь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!