Урок по истории 10 класс
УМК: Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 частях. Ч. 1. – М.: «Русское слово», 2020
Тема: Славяне в раннее Средневековье.
Оборудование: УМК, карта «Восточные славяне и их соседи в VIII – IX вв.», контурная карта «Восточные славяне и их соседи в VIII – IX вв.»
Цель:
Охарактеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; описать их отношения соседними племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.
Создать условия для совершенствования информационной и коммуникативной компетенций через освоение знаний образа жизни и черт характера восточных славян, через освоение знаний об основных занятиях славян, о появлении неравенства в общине и среди знати, через совершенствование умения анализировать и обобщать исторический материал.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные
Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность. Место славян среди индоевропейцев. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Находить необходимую информацию в одном или нескольких источниках.
Метапредметные
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.
Личностные
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Славяне и их соседи
Восточные славяне в VIII – IX веке
Хозяйственное развитие восточных славян
Общественные отношения у восточных славян
Религия восточных славян
Закрепление изученного материала.
Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся выполняют тест (7 минут).
Изучение нового материала.
Славяне и их соседи.
Беседа с учащимися по вопросам.
- Что вам известно о жизни славян в раннем Средневековье?
- Из каких источников историки получают информацию об общественной, хозяйственной и духовной жизни славян и их соседей?
(Ответы учащихся).
Учитель:
Центром расселения праславянских племён стал бассейн реки Вислы. Отсюда они двигались на запад до реки Одер, но далее их не пустили уже занявшие большую часть Центральной и Северной Европы германские племена. Так возникла ветвь западных славян (чехи, словаки, поляки). Переселялись предки славян и на восток, вплоть до Днепра. В междуречье Оки и Волги они наткнулись на живших здесь финно-угров. На севере их поселения доходили до реки Припять. Эта группа образовала восточнославянские племена (ныне русские, украинцы и белорусы).
Двигались славяне и на юг — в сторону Карпатских гор, Дуная и Балканского полуострова. Там сформировались югославянские народы — болгары, сербы, хорваты и др.
В итоге славяне компактно расселились в северной части Центральной Европы и Среднем Поднепровье. Едва освоившись на новых землях, предки восточных славян
вступили в жестокое противоборство с пришельцами из глубин Азии. Это были кочевые племена индоиранцев — киммерийцы. Под натиском опасных соседей предки славян покидали плодородные земли и уходили в северные леса.
С VI по IV в. до н.э. земли предков восточных славян подверглись нашествию ираноязычных кочевников — скифов. Скифы оттеснили киммерийцев, заняв их территорию, и стали опасными соседями славян, которые вынуждены были спасаться от набегов кочевников в лесных чащах.
Ко времени заселения скифами Северного Причерноморья на южном побережье Крыма, в устье Южного Буга появились греческие колонии. Со временем в Северном Причерноморье возникло мощное государство с центром в Нижнем Поднепровье, объединившее все скифские племена. Часть предков славян также вошла в состав Скифской державы. Под их влиянием некоторые скифские племена перешли к оседлому образу жизни. Греки называли их, в отличие от кочевников, скифами-пахарями. После исчезновения скифов они перенесли это название на остававшихся здесь предков славян.
Во II в. до н.э. в Северном Причерноморье появились племена сарматов, которые захватили земли Скифской державы. Праславяне, обитавшие в располагавшейся севернее лесостепной зоне, также пережили нашествие сарматских кочевых племён.
В середине VI в. в Восточную Европу из Азии пришли новые племена кочевников — авары. Разорив владения славян и их соседей, они в конце концов осели в дунайских долинах и на склонах Карпатских гор. В течение VI-VII вв. славяне то воевали с аварами, то заключали с ними мирные договоры. Упадок державы аваров начался после их разгрома франками в конце VIII в.
В результате Великого переселения народов на огромных просторах Евразии от границ Китая до Азовского моря в середине VI в. возникло огромное государство кочевых тюркоязычных племён — Тюркский каганат. Вскоре он распался из-за внутренних распрей.
В середине VII в. одно из населявших его племён — хазары — создало своё государство на территории между Каспийским и Чёрным морями.
Задание для учащихся:
Пользуясь материалом учебника (стр.85) и картой заполните таблицу
Соседи восточных славян
Государство | Время существования | Территория |
Скифское царство | | |
Тюрский каганат | | |
Хазарский каганат | | |
Великая Болгария | | |
Отметьте на контурной карте Хахарский каганат и волжскую Булгарию.
2.Восточные славяне в VIII – IX вв.
Учитель:
В начале XII в. в одной из келий Киево-Печерского монастыря трудился замечательный русский летописец, монах Нестор. Там он создал свой знаменитый труд «Повесть временных лет», в котором рассказал об истории восточных славян, о возникновении Древнерусского государства.
Нестор достаточно точно определил прародину славян, посчитав, что она располагалась на Дунае. Отсюда, пишет Нестор, «славянские племена разидошася по земле и прозвашася имены своим». Летописец упоминает и соседей славян. Это чудь (эсты), литва, летгола, земигола — балтийские народы; мурома, весь, мордва, меря, пермь, Печора, емь, корела, югра — финно-угорские народы.
Особенно подробно Нестор описал историю восточнославянских племён накануне их объединения в единое государство Русь. Эти сведения в дальнейшем были подтверждены данными археологии, лингвистики, антропологии, а также иностранными письменными источниками.
В течение VIII в. на территориях, где жило славянское население, шло формирование из родственных племён крупных племенных союзов. К тому времени их насчитывалось около пятнадцати. Вот что пишет Нестор в Повести временных лет о расселении восточных славян:":и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ". Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания.
Задание для учащихся:
Пользуясь текстом учебника (стр.86) и картой заполните таблицу
Расселение восточнославянских племен.
Название племенного союза | Место расселения |
поляне | среднее течение Днепра, г. Киев |
древляне | В бассейне р. Припять, г. Искоростень |
дреговичи | Территория совр. Белорусии |
полочане | Среднее течение западной Двины при впадении р. Полот, г. Полоцк |
ильменские словене | Озеро Ильмень, г. Новгород |
северяне | В бассейне р. Десна, Сейм, Сож, г. Чернигов |
радимичи | По р. Сож и Сейм |
кривичи | Верховья Зап. Двины и Днепра, г. Смоленск |
вятичи | В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов, Суздаль |
волыняне | По р. Буг |
уличи | Ниж. Поднепровье, побережье Черного моря |
тиверцы | Между рек Днестр и Прут |
Отметить на контурной карте основные племена восточных славян.
3,4. Хозяйственное развитие восточных славян.
Общественные отношения у восточных славян.
Для изучения пунктов 3 и 4 учащиеся делятся на две группы.
1-ая группа изучает текст «Хозяйственное развитие восточных славян» и выполняет задание:
- Назвать основные занятия восточных славян.
- Показать на карте путь «из варяг в греки».
2-ая группа изучает текст «Общественные отношения у восточных славян» и выполняет задание:
- Составить схему «Восточнославянское общество к концу IX в.».
После проверки выполнения задания учащиеся отмечают на контурной карте путь «из варяг в греки» и переписывают в тетрадь схему «Восточнославянское общество к концу IX в.».
Религия восточных славян.
Учитель:
Существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.
Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.
Особое значение имеет культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.
Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.
В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.
Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.
Закрепление изученного материала.
Беседа с учащимися по вопросам.
- Докажите, что славяне являлись неотъемлемой частью европейского сообщества народов.
- Как религиозная картина мира восточных славян отражала особенности их общественного и хозяйственного уклада?
Рефлексия.
Ответить на любые два вопроса на листочках:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Домашнее задание.
§ 12, ответить на вопросы в конце параграфа.