ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока:
Предмет: искусство (ИЗО)
Учитель: Бубнихина Юлия Рудольфовна
Класс: 5
Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских
Урок 6 согласно календарно-тематическому планированию
Тема: «Народный праздничный костюм»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре традициям своего народа; творческой и познавательной активности; коммуникативной культуры.
Задачи урока:
расширить представление о богатстве и разнообразии художественного образа народного костюма;
поддерживать стремление обучающихся к расширению собственного кругозора;
воспитывать уважение к чужому мнению; воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;
коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.
Перечень оборудования и оформления доски: компьютер, проектор
План занятия:
Оргмомент.
Постановка целей урока. Вступительное слово учителя.
Беседа о народном костюме. Постановка художественной задачи.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов.
Домашнее задание
Ход занятия:
Организационный момент.
- Добрый день ребята! Садитесь.
У нас на уроке присутствуют гости, не стесняемся, работаем в обычном режиме.
Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.
Объявление темы урока, вступительное слово учителя.
-Прослушайте эти строчки
Рубаха, красный сарафан и яркий праздничный кафтан.
Всё это - часть нашей страны, которой так гордимся мы! (слайд 1)
-Ребята, прослушав это стихотворение и рассмотрев данный слайд, попробуйте определить тему сегодняшнего урока (народный праздничный костюм – тема вывешивается на доске) (слайд2)
Хорошо, а чтобы вы хотели узнать, чему бы хотели научиться сегодня? (узнать, как одевались наши предки в праздники, познакомиться с элементами русского праздничного костюма, научиться рисовать праздничный костюм) (слайд 3)
-Давайте с вами, ребята, представим, что мы живём в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой? (Дети высказывают свои мысли).
- Вы правильно говорите: жизнь была трудной в прошлые века: весной и летом тяжёлая работа в поле, осенью – сбор и заготовка урожая. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно.
Зато, когда приходил праздник, его встречали радостно, всегда к нему готовились.
(слайд 4,5)
- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами.
- Ребята, а какие старорусские праздники вы знаете? (Пасха, Крещение)
- Праздник – это не только песни и пляски, это ещё и …. наряды
- Правильно ребята, наряды! В простой, будний день люди ходили в обычных повседневных одеждах, а в праздники они наряжались.
(слайд 6)
-Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. К одежде в старину относились с почтением, складывали в сундуки, специально стирали.
(слайд 7,8)
-К теме «Народный праздничный костюм» во все времена обращались художники, поэты, композиторы.
Художники в своих работах хотели показать не только внешнюю красоту человека, но и внутреннию.
- Ребята, а можно ли сейчас встретить человека в народном костюме? Если да, то где? (фильмы, книги, праздничные гуляния, музей)
- Какое разнообразие праздничных нарядов! (Слайд 9)
- А что у них общего? (узоры)
- Как можно назвать по-другому? (орнамент) Что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения) (слайд10)
Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой. Считалось, что орнамент оберегает человека от злых духов и несчастий.
- Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? (растительный и геометрический)
Давайте познакомимся с нарядами поближе. (слайд11,12)
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.
Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком
Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).
-А теперь познакомимся с женским костюмом (слайд 13)
В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан
(слайд 14,15)
В праздничный наряд входили и так называемые душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.
(слайд 16, 17)
А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс
Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.
Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил.
(слайд 18, 19, 20, 21)
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны: венцы, ленты, обручи, кокошники, сороки, кики, платки.
Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.
Некоторые женские головные уборы в XVIII веке стоили тысячу и более рублей, в то время как хорошая лошадь - всего десять рублей!
Физультминутка.
- Прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём.
III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне. Ярмарка»
(слайд 22)
- Сегодня нам с вами предстоит изготовить коллективное панно «Ярмарка». Для этого, мы должны распределиться на 3 группы. 1 группа – это художники. Они будут рисовать фигурки людей в праздничных костюмах. 2 группа будет рисовать деревенскую улицу. 3 группа будет вырезать из цветной бумаги и декорировать орнаментами русской вышивки детали русского народного костюма, которые будут «продаваться» на ярмарке После того как все закончат, мы с вами разместим все сделанное вами на ватмане.
- А для создания атмосферы русской старины, сопровождать нашу работу будут русские народные мелодии.
- Всем ли понятно задание?
Задание: наметить места украшений и орнамента; определить колорит ( цвет ) костюма; выполнить в цвете работу.
Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской местности.
Подведение итогов. Рефлексия
Обсуждение готового панно.
- Ребята, посмотрите, какая красочная работа у нас получилась! А теперь скажите, что вам больше понравилось в выполнении данной работы, что показалось более сложным?
- Все вы ребята молодцы! Работали хорошо и старательно!
- Ребята, у вас на партах, у каждого, лежит по два смайлика, один весёлый, а второй не очень. Я хочу чтобы вы сейчас подняли и показали мне тот смайлик, который соответствует вашему настроению от проведённого урока.
VI. Домашнее задание: подбор материала о современной моде (материалы журналов).
-Спасибо за урок!