СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО 5 класс "Русский народный праздничный костюм"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Русский народный праздничный костюм"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО 5 класс "Русский народный праздничный костюм"»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока:

Предмет: искусство (ИЗО)

Учитель: Бубнихина Юлия Рудольфовна

Класс: 5

Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских

Урок 6 согласно календарно-тематическому планированию

Тема: «Народный праздничный костюм»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре традициям своего народа; творческой и познавательной активности; коммуникативной культуры.

Задачи урока:

    • расширить представление о богатстве и разнообразии художественного образа народного костюма;

    • поддерживать стремление обучающихся к расширению собственного кругозора;

    • воспитывать уважение к чужому мнению; воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

  • Метапредметные:

  • регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

  • познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;

  • коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.

Перечень оборудования и оформления доски: компьютер, проектор

План занятия:

  1. Оргмомент.

  2. Постановка целей урока. Вступительное слово учителя.

  3. Беседа о народном костюме. Постановка художественной задачи.

  4. Самостоятельная работа учащихся.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание





Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Добрый день ребята! Садитесь.

У нас на уроке присутствуют гости, не стесняемся, работаем в обычном режиме.

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

  1. Объявление темы урока, вступительное слово учителя.

-Прослушайте эти строчки

Рубаха, красный сарафан и яркий праздничный кафтан.

Всё это - часть нашей страны, которой так гордимся мы! (слайд 1)

-Ребята, прослушав это стихотворение и рассмотрев данный слайд, попробуйте определить тему сегодняшнего урока (народный праздничный костюм – тема вывешивается на доске) (слайд2)

Хорошо, а чтобы вы хотели узнать, чему бы хотели научиться сегодня? (узнать, как одевались наши предки в праздники, познакомиться с элементами русского праздничного костюма, научиться рисовать праздничный костюм) (слайд 3)

-Давайте с вами, ребята, представим, что мы живём в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой? (Дети высказывают свои мысли).

- Вы правильно говорите: жизнь была трудной в прошлые века: весной и летом тяжёлая работа в поле, осенью – сбор и заготовка урожая. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно.

Зато, когда приходил праздник, его встречали радостно, всегда к нему готовились.

(слайд 4,5)

- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами.

- Ребята, а какие старорусские праздники вы знаете? (Пасха, Крещение)

- Праздник – это не только песни и пляски, это ещё и …. наряды

- Правильно ребята, наряды! В простой, будний день люди ходили в обычных повседневных одеждах, а в праздники они наряжались.

(слайд 6)

-Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. К одежде в старину относились с почтением, складывали в сундуки, специально стирали.

(слайд 7,8)

-К теме «Народный праздничный костюм» во все времена обращались художники, поэты, композиторы.

Художники в своих работах хотели показать не только внешнюю красоту человека, но и внутреннию.

- Ребята, а можно ли сейчас встретить человека в народном костюме? Если да, то где? (фильмы, книги, праздничные гуляния, музей)

- Какое разнообразие праздничных нарядов! (Слайд 9)

- А что у них общего? (узоры)

- Как можно назвать по-другому? (орнамент) Что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения) (слайд10)

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой. Считалось, что орнамент оберегает человека от злых духов и несчастий.

- Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? (растительный и геометрический)

Давайте познакомимся с нарядами поближе. (слайд11,12)

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

-А теперь познакомимся с женским костюмом (слайд 13)

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан

(слайд 14,15)

В праздничный наряд входили и так называемые душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.

(слайд 16, 17)

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс

Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил.





(слайд 18, 19, 20, 21)

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны: венцы, ленты, обручи, кокошники, сороки, кики, платки.

Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

Некоторые женские головные уборы в XVIII веке стоили тысячу и более рублей, в то время как хорошая лошадь - всего десять рублей!

Физультминутка.

- Прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём.

III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне. Ярмарка»

(слайд 22)

- Сегодня нам с вами предстоит изготовить коллективное панно «Ярмарка». Для этого, мы должны распределиться на 3 группы. 1 группа – это художники. Они будут рисовать фигурки людей в праздничных костюмах. 2 группа будет рисовать деревенскую улицу. 3 группа будет вырезать из цветной бумаги и декорировать орнаментами русской вышивки детали русского народного костюма, которые будут «продаваться» на ярмарке После того как все закончат, мы с вами разместим все сделанное вами на ватмане.

- А для создания атмосферы русской старины, сопровождать нашу работу будут русские народные мелодии.

- Всем ли понятно задание?

Задание: наметить места украшений и орнамента; определить колорит ( цвет ) костюма; выполнить в цвете работу.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской местности.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Обсуждение готового панно.

- Ребята, посмотрите, какая красочная работа у нас получилась! А теперь скажите, что вам больше понравилось в выполнении данной работы, что показалось более сложным?

- Все вы ребята молодцы! Работали хорошо и старательно!

- Ребята, у вас на партах, у каждого, лежит по два смайлика, один весёлый, а второй не очень. Я хочу чтобы вы сейчас подняли и показали мне тот смайлик, который соответствует вашему настроению от проведённого урока.

VI. Домашнее задание: подбор материала о современной моде (материалы журналов).

-Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!