СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО на тему "Русская матрешка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова. Создать современный образ матрешки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО на тему "Русская матрешка"»

Технологическая карта урока ИЗО в 3 «в» классе

по теме «Русская матрешка»

Ф.И.О. учителя: Токмакова Екатерина Сергеевна

Дата: 25.09.2018

Предмет: ИЗО

Класс: 3

Тип урока: Урок открытия нового знания

УМК: «Ритм»

Тема урока: «Русская матрешка»

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешкой.

Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова. Создать современный образ матрешки.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- развивать потребность в творчестве;

- развивать чувство прекрасного и эстетического;

- учиться составлять план выполнения творческой задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Метапредметные: 

- осуществлять анализ объектов;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

Предметные:

 - выполнить современный декор матрешки;

- продолжить формирование у детей кистевой росписи;

- углубить познания в области народного искусства.

Оборудование: проектор, компьютер, альбомы, акварельные краски, кисти, банка.




Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Формируемые УУД

 Организационный этап.

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Покажите мне, что готовы узнать сегодня много нового и интересного.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

 

Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами. (показ слайдов)

Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская

МАТРЕШКА

Итак, ребята, назовите тему нашего урока….

Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка» (слайд)

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

  1. Узнать историю матрешки.

Создать современный образ матрешки.


Формулируют тему урока

Регулятивные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 Постановка учебной задачи

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

- Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно- прикладного искусства. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожёгова есть определение: Что такое матрёшка? (слайд )

«Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

Учитель консультирует.

- Для знакомства с русской матрешкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие!

- Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Не мало фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы (слайд), которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи.

-Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя? Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – (слайд) это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку?

Давайте побываем в гостях у народных умельцев. 

- Представьте, что мы сейчас находимся в мастерской.

- Как же появляется на свет матрёшка?

Об этом нам расскажет (слайд )

- У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрёшки готово, начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись.

- Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.

Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга?

Современные авторские матрешки (слайд)

-В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником, профессионалом или любителем по собственному замыслу.

Появились различные варианты русской матрешки.

Фантазии современных художников нет границ.


Теперь сядем, посидим,

На матрешек поглядим.


Физминутка

Размышляют над темой урока


Ставят перед собой цель урока

Регулятивная:

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательная:

-Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

- Слушают учителя;

- Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Практическая работа


Построение способа действия

Помните пословицу:

“Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”

Задачи каждой группы:

- поделиться на группы;

- придумать образ;

- выполнить эскиз;

- подобрать материалы, из которых будет выполняться матрешка;

- изготовить матрешку;

- защитить проект (слайд)

Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и создадим современный образ матрешки. У каждого на парте лежат заготовки матрёшек.

Но прежде чем приступить к работе нам надо нарисовать эскиз будущего изделия, карандашом.

Педагогический рисунок на доске.

Начните с вертикальной осевой линии, затем двумя горизонтальными прямыми определить высоту матрешки, наметьте голову и туловище, потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки и волосы. Наряд у матрёшки вы выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать наглядный материал, который находится у вас на столах. Какие цвета лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я вам включу русскую народную музыку, которая поднимет вам настроение и поможет выполнить работу на отлично! (звучит музыка).

Проговаривают правила.

Высказывают свои варианты.

Предметные: выполнения задания по заданному примеру.

Итог урока. Рефлексия.

Организация самостоятельной учебной деятельности с использованием нетбуков

Организация выставки.


Ребята, наша работа подходит к концу (слайд). Я вам предлагаю устроить хоровод матрешек (учащиеся прикрепляют свои работы на доску и проводят анализ выполненных работ). - Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке?

Подводить итог урока


Отвечать на вопросы


Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!