СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ИЗО в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"»

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Цель:

  • Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

  • развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.




Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве», альбом для рисования, краски – акварель, гуашь, кисти, простой карандаш, стерка.

Ход урока:

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему.

В 5 классе мы будем изучать декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Как вы думаете, что такое декоративно-прикладное искусство? (ответы учашихся)

Ответ: ДПИ – создание и художественное украшение предметов быта, которые окружают человека. Получило название от латинского слова «декор», что означает – украшать.

Это один из самых древних видов искусств.

Оно возникло еще в первобытные времена. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял свой опыт в работе с глиной, деревом, камнем. Со временем появились первые изображения – древние орнаменты, которые со временем усложнялись.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

III. Изучение нового материала.



Солярные знаки - знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.

От греч. Symbolon - знак 
Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков. 
Символ - определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др.

Давайте посмотрим презентацию «Древние образы в народном искусстве»

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Например: ______ земля

~~~~~ вода

//// дождь

С олнце

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Символы земли.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов

Символы воды.

Животворящая вода — небесная вода, или, как ее называли древние, —«хляби небесные». Дождь, поливая поле, дает жизненную силу растениям .

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

Образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Образ коня.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Древо жизни

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Задание

Давайте нарисуем Древо Жизни.

Используем краски - гуашь, акварель.

Изобразим дерево с большой кроной и корнями.



















формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной

компетенций учащихся;

• развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную

активность;

• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к

Родине и ее культуре;

• воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного

творчества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Д


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!