СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства "Образ человека в скульптуре"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства "Образ человека в скульптуре"»

Тема: Образ человека в скульптуре.

Класс 2

Цель: знакомство со скульптурой, с работой скульптора; формирование умения работать с пластилином, умения уловить и передать пропорции, соотношения; развитие образного видения, умения смотреть на скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали; воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства; развитие творческого склада ума, воображения, ассоциативного мышления.

Планируемые результаты:

личностные:

- приобретать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

предметные:

-понимание значения искусства в жизни человека и общества,

-дальнейшее развитие и углубление знаний о скульптуре;

-развитие творческих способностей, умения выполнять фигуру в объёме

Оборудование урока:

-мини выставка скульптур –статуэток, слайды

-одноцветный пластилин, стека, доска для лепки, тряпочки для рук


Словарная работа: скульптура, лепка, стека, объём, приёмы- формование, резание вытягивание, прищипывание


Этап, время

Методы,

приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапред-метные результаты

1. Орг. момент

словесный

- Здравствуйте, ребята.

Приветствовать учителя

Умение сконцентрироваться на работу

2. Мотивационный (повто-рение ранее изученного)




3. Знакомство с новым материалом

Фронтальный опрос












Эвристический вопрос

схема-опора

- Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работаете в этой четверти? (О чём говорит искусство)

- Скажите, о чём могут рассказать произведения искусства ( о настроении, о характере героев, о добре и зле).

- Что можно сказать о характере героя глядя на образ?





- Мастер Изображения работает не только на плоскости. Художественное изображение в объеме также является выражением чувств и мыслей художника.

1. Рассказ о памятниках, воспевающих такие качества человека, как мужество, мудрость, любовь к людям.

Справка. Лепка - процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее Материалы лепки - глина и пластилин.

Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать», «высекать». Скульптура реально объемна существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называют круглой.

Пластическое обогащение большой плоскости (стены здания, например) осуществляется уплощенной скульптурой - рельефом. Горельеф - изображение выступает над фоном более чем на 1/2 своего объема, что позволяет передать глубину пространства. Барельеф - изображение выступает над фоном не более чем на 1/2 своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и графикой (вспомните барельефы Древнего Египта).

Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, монументальный, историко-революционный, анималистический, мелкая пластика.

По назначению бывает:

- монументальная скульптура (памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый ее жанр - мемориальная скульптура (надгробия

- декоративная скульптура в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация и т. п.);

- станковая скульптура (скульптура малых форм - один из ее видов).

С помощью плакатов и набросков на классной доске учитель объясняет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее понимают динамику движения человеческой фигуры, пространственное соотношение ее частей. Для убедительности можно продемонстрировать репродукции картин художников с изображением спортсменов (А. Дейнека, Жилинский и другие).

Построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов,

вид спереди, А - экстерьер, Б - скелет:

Пропорции фигуры человека. Рассказ.

О работе скульптора, технологии его работы над скульптурой (замысел — этюд в пластилине, глине — гипсовая модель — работа в материале: камень, металл, цемент, дерево). Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом из металлической проволоки, палок и палочек, каркас в скульптуре выполняет как бы роль скелета, опорных точек.

- Какие скульптурные памятники нашего села вы знаете? Где они установлены?

- А давайте отгадаем загадку!

Я слеплю кого угодно:

Волка, куклу в платье модном.

На уроке мы творим.

Очень нужен… (пластилин)

Молодцы! Сегодня мы будем работать с пластилином!


Активно слушать,

отвечать на вопросы

Оценивать свои знания







Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель

Наблюдать за презентацией, Анализировать

Аргументировать свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно

Умение пользоваться полученной информацией




Умение самостоятельно определять круг учебных задач

Умение наблюдать, делать выводы,



Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный

Ребята, а какими получаются работы выполненные из пластилина, в отличие от работ, выполненных в графике и живописи? Объёмные! Верно!

Как вы думаете, для чего нужна стека? Посмотрите у себя на столах, как вы думаете, что же это? Ножичек, верно! А для чего она нужна? Чтобы украшать изделие и помогать при лепке.


Определять особенности работы с пластилином

Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать



4. Педагогический показ


Демонстрационный

объяснение

- Изобразим в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы - выполнение скульптуры. Создадим в объеме образы с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба-Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.

Стадии лепки:

1) На дощечке-подставке сделать невысокий плинт (подставочку под будущую фигуру).

2) Взять несколько кусочков пластилина (лучше не жирного, который держит форму, «не плывет») темного цвета. Для этого смешать заранее дома все цвета до однородного серого.

3) Скатать «колбаску», отделить 1/7 часть. Это голова. Вылепить ее яйцеобразную форму.

4) Из маленького кусочка лепить цилиндрическую шею, соединить с головой (снизу).

5) Остаток пластилина разделить на две части: туловище и конечности. Туловище слегка примять в талии, обработать места соединения водой, соединить туловище с головой и шеей. В бедрах шире фигура женщин, а в плечах - мужчины, поэтому придаем фигуре силуэт согласно замыслу. Сгладить плечевой пояс.

6) Остаток разделить на две части (одна побольше): меньшая часть - руки, большая - ноги.

7) Больший кусок снова разделить на две части, вытянуть две ноги, помня о соотношениях тела человека, сформировать колени,

скруглить ступни (согнув их вперед), прикрепив к туловищу (снизу, а не сбоку).

8) Разделить меньший кусок пластилина на две части, сформировать руки, прикрепить к туловищу (сбоку), сделать ладони, сплющив пластилин, стекой отделить большой палец, скруглить ладони, прикрепить.

9) Дополнить образ необходимыми деталями одежды, внешности.

10) Установить с помощью палочек, спичек, другого каркаса на плинт. Общая высота модели 10-12 см.

11) Показать фигурку в движении. Например, выдвинуть вперед ее руки, чуть изогнув торс и ноги; отвести одну ногу назад, а другую выдвинуть вперед; соответственно движению рук расставить ноги и наклонить туловище вперед, стремясь подчеркнуть усилие, прилагаемое фигурой

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

5. Поста-новка творческой задачи


Инструктаж


Итак, дети! Вам предстоит вылепить фигурку человека и придать ей выразительную позу. Что Вам для этого понадобится?

Помимо этого, хорошее настроение и фантазия!

Принимать задачу общую и личную

Умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, Формирование ответственного творческого отношения к работе

6. Практи-ческая работа учащихся

Практическая работа



-Ребята, Вам необходимо работать в тишине, под тихую музыку.

Управлять темпом работы. Поощрять класс, показывать лучшие работы.


Самостоятельно выполнять задание

Умение общаться в группе

7. Подве-дение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос.




Задача: подвести итоги. Учитель осуществляет общее руководство выполнением задания


- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты стеки и тряпочки.

  • Приготовьтесь к итогу темы.

  • Как называется искусство лепки ?

  • Как можно передать характер и настроение животного в лепном образе?

-А теперь принесите аккуратно свои работы на выставку. (на парте у доски)

Встаньте, успокойтесь. Сделаем шаг назад! Мы на выставке скульптур животных


- Оцените свою работу. У кого получились самые выразительные позы?

- Сегодня хорошо поработали, потрудились все,

- Кто хочет показать и доказать, что на нашей выставке можно увидеть наиболее творческие, оригинальные работы. Пожалуйста.


Осматривать выставку

Оценивать достижения свои и других

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя