Техника натюрморта. Каковы же требования к натюрморту? - Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой. - В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету. - Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. (Два или несколько одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого). - Размещение предметов в натюрморте должно быть подчинено единому смыслу. - В натюрморте должен быть композиционный центр, во всей группе необходим основной предмет. Который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом. Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и диагонали. Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева на право – как мы привыкли читать. (Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте). Симметричное расположение букета В этом случае ось симметрии букета совпадает с центром картины. Букет по массам уравновешен, его силуэт примерно симметричен. Ян Давидс де Хем "Ваза с цветами" Симметрия даёт нам ощущение стабильности, равновесия, четкой упорядоченности. Ян Брейгель Старший "Натюрморт с тюльпанами, нарциссами, ирисами и рябчиками в глиняной вазе" Жан-Батист Симеон Шарден "Цветы в сине-белой вазе" Дабы придать еще больше устойчивости симметричной композиции, художники создают в картине равносторонний треугольник из объектов. Вершиной треугольника служат цветы, а ее основанием - ваза и несколько предметов по бокам от нее. Бальтазар ван дер Аст "Цветы в вазе с раковинами и насекомыми" Еще одна хорошо работающая композиционная схема - S-образное движение. Она представляет собой проявление асимметрии в рамках симметрии. И, в отличие от треугольника, такая схема задает глазу направленное движение, а значит делает картину более динамичной. Виллем ван Лин "Цветы в синей вазе" Я не случайно говорю о динамике в изображении. В симметричных композициях есть некий недостаток. Абсолютный порядок и симметрия - это скучно. Слишком правильная симметрия с выстроенными по линейке головками цветов, четким однородным силуэтом букета не задержат внимание зрителя надолго. Как же можно сделать симметричную композицию с букетом цветов более интересной? Продолжим логику асимметрии в симметрии! И посмотрим на ритм отдельных элементов цветочного натюрморта. Ритм в изображении цветов Что такое ритм? Ритм - это повторение или чередование подобных элементов. Когда мы рисуем букет в вазе, мы можем повторять одинаковые по форме цветы, одинаковые цветовые пятна, одинаковые размеры. Проще говоря, если мы взяли в букет ромашку, то следует повторить ее: добавить еще пару ромашек или других белых цветов, посмотреть, чтобы были еще цветы такого же размера. Амбросиус Босхарт I "Цветы в стеклянной вазе" При этом, в симметричном букете эти повторяющиеся элементы следует располагать асимметрично, варьируя размеры цветов и расстояния между ними. Что еще очень важно при этом - размеры элементов и расстояния между ними. Гармонично и нескучно воспринимается повторение подобных элементов трех размеров: крупный, средний, мелкий. Также крупным элементом может восприниматься группа цветов. Т.е. три ромашки, стоящие рядом, без промежутков между ними, будут восприниматься как один крупный элемент, одна ромашка - средний элемент и маленькие кусочки ромашек, проглядывающие сквозь листья, как мелкие элементы. При расположении цветов не забывайте и про дистанцию между ними. Ее тоже не следует оставлять одинаковой. Асимметричное расположение букета в картине Стоит вам сдвинуть вазу с цветами от центральной оси картины, как композиция сразу приобретет больше динамики. Однако в данном случае сразу возникает вопрос, как восстановить нарушенное равновесие, ведь одна часть картины сразу становится тяжелее? Марина Трушникова "Начало лета". холст, масло Чем можно уравновесить вазу с цветами в картине? Прежде всего, асимметричным букетом, в котором часть растений свешивается в менее заполненную половину. Здесь будут хорошо работать ветки, травинки, узкие листья - всё, что способно повести своими линиями глаз зрителя. Пьер Огюст Ренуар "Roses and Jasmine in a Delft Vase" 1880 - 1881 Второй логичный способ - положить что-то на стол рядом с вазой, задействовав опустевшую часть пространства. Винсент Ван Гог "Олеандры" Марина Трушникова "Букет цветов", 1996 г. Холст, масло Кроме того, роль "противовеса" может брать на себя фон. Например, створка окна, картина или даже зеркало позади букета. Пьер Огюст Ренуар "Bouquet in front of a Mirror", 1876 Коровин Константин "Цветы и фрукты", 1911 Цвет имеет большое значение ( некрасиво подобранные цвета могут испортить натюрморт, даже если мы правильно расположим предметы, с помощью цвета можно передать настроение, например лиричность, нежность, радость, ликование, напряжение и т.д; можно создать определенный колорит теплый или холодный). |