СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства Тема: Изображение предметного мира – натюрморт

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: расширить представления учащихся о натюрморте, как жанре изобразительного искусства.

 

 Задачи:

  • продолжить знакомство учащихся с жанром «натюрморт», познакомить с основами композиции и правилами постановки натюрморта, а т.ж. с творчеством некоторых художников, работавших в жанре натюрморт, расширять кругозор обучающихся;
  • развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства, развивать творческий потенциал, воображение, художественное и творческое мышление учащихся;
  • воспитать эстетический вкус, эстетическую восприимчивость,  интерес и любовь к искусству.

Тип урока: комбинированный.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства Тема: Изображение предметного мира – натюрморт»

технологическая карта

урока изобразительного искусства

6 класс по программе Б.М. Неменского

Номер урока: 10

Тема: Изображение предметного мира – натюрморт.

Дата:

Цель: расширить представления учащихся о натюрморте, как жанре изобразительного искусства.


Задачи:

  • продолжить знакомство учащихся с жанром «натюрморт», познакомить с основами композиции и правилами постановки натюрморта, а т.ж. с творчеством некоторых художников, работавших в жанре натюрморт, расширять кругозор обучающихся;

  • развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства, развивать творческий потенциал, воображение, художественное и творческое мышление учащихся;

  • воспитать эстетический вкус, эстетическую восприимчивость, интерес и любовь к искусству.

Тип урока: комбинированный.


Основные термины и понятия урока: натюрморт, композиция, композиционный центр, колорит, флористика

Межпредметные связи: история, флористика, литература, музыка.

Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, «презентация НАТЮРМОРТ», дидактический материал (алгоритм рисования натюрморта), ваза с цветами, работы учащихся, выполненные в предыдущие годы.

Формы работы: беседа, «чтение» художественного произведения, беседа о средствах выразительности, рассматривание и анализ работ, демонстрация этапов выполнения (учителем) работ, работа с учебником, практическая творческая работа и др.

Эпиграф урока: Искусство должно быть средством воспитания, но цель его- удовольствие.  Бертольт Брехт

Ход урока

Планируемые результаты:

Предметные: Коммуникативные УУД: строить логические обоснованные рассуждения, определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу, излагать свое мнение, делать выводы.

Познавательные УУД: история развития натюрморта, натюрморт, наука – флористика, натюрморт в живописи.

Регулятивные УУД: развитие художественно-образного мышления,  интерес к познанию нового в искусстве.

Личностные: формировать интерес к искусству, уметь выражать эмоциональное отношение к произведениям искусства, развитие способности наблюдать за окружающим миром, анализировать и воспринимать натюрморт, как жанр искусства

Метапредметные: уметь выстраивать алгоритм работы, реализовывать творческий замысел.










Этап Время

Учебное содержание


Организационный момент

Перед вами на столе ваза с цветами, около вазы – чашечка чая, лимон и раскрытая книга, как будто кто-то только что читал ее.

Все вдруг замерло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). Как назовем мы эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении!



Постановка цели и задач урока.







Нейлоновые розы в хрустале, 
А  рядом пышно-белая сирень. 
Тончайший флер, божественная тень, 
Ютится скромно в баночном стекле, 
Роняя цвет в июньский теплый день. 
Малиновая скатерть, чай, лимон, 
Открыта книга, а читать мне лень, 
Роскошный запах – мил для всех времен. 
Твои мгновенья вечности, Сирень! 

– Натюрморт.

Взяв вдохновения аккорд,
Художник пишет натюрморт.

Он в мир предметов знает ход

И нас с собою проведет…

Л. Н. Чернова


Мотивация учебной деятельности учащихся

Мы уже говорили с вами о жанрах изобразительного искусства, и в том числе – о натюрморте. Отметили, что искусство натюрморта имеет свою историю, свои традиции. Оно знает периоды расцвета и периоды спада. Давайте, выстроим в таблицу периоды развития жанра - натюрморт, пользуясь учебником с.58-60

(периоды, эпохи – излюбленные предметы для изображения)



Актуализация знаний

Мы узнали, что как самостоятельный жанр натюрморт появился только в 17 в..

И именно в XVII в., жанр натюрморта достигает своего необычайного расцвета, особенно в Голландии. Такие Голландские мастера живописи как Питер КЛАС, Виллем ХЕДА, Франс ХЕЛЬС, прославили жанр натюрморта и создали все его основные разновидности, появились натюрморты: "Кухонные", "Цветочные", "Дичь", "Завтраки", "Дары моря".

Знаменитые голландские натюрморты передают радость быта: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, напитков. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах.

Давайте посмотрим на другие натюрморты и вы, увидите, насколько разнообразен мир изображения неживой природы, мир натюрморта. И какие разные идеи авторы пытались донести до нас.

«Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.

Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.

Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.

А в Китае еще с древних времен был создан жанр, который имел название "Цветы и птицы».

Обратите внимание на эту работу , она называется «Пионы и бабочки». Это образец классической акварельной живописи Китая. Замечательные пышные пионы как будто благоухают и приманивают к себе бабочек, которые вьются над ароматными цветами.

Следующая работа китайских мастеров в жанре "Цветы и птицы» вышита на шёлке с помощью тончайших шелковых нитей, называется она «Птицы на сиреневой ветке» и дословно характеризует этот жанр китайской живописи, который изображает животных и растения.

Внимание художников к жанру натюрморта никогда не ослабевало. И сейчас многие художники пишут натюрморты, причем составляют их из самых разнообразных предметов.

Для того, чтобы натюрморт получился выразительным, гармоничным, надо соблюдать некоторые законы.



Первичное усвоение новых знаний






Техника натюрморта.
Каковы же требования к натюрморту?

- Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
- В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
- Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. (Два или несколько одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого).
- Размещение предметов в натюрморте должно быть подчинено единому смыслу.
- В натюрморте должен быть композиционный центр, во всей группе необходим основной предмет. Который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом. Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и диагонали. Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева на право – как мы привыкли читать.

(Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте).

Симметричное расположение букета


В этом случае ось симметрии букета совпадает с ​центром картины. Букет по массам уравновешен, его силуэт примерно симметричен.

Ян Давидс де Хем "Ваза с цветами"

Симметрия даёт нам ощущение стабильности, равновесия, четкой упорядоченности. 

Ян Брейгель Старший "Натюрморт с тюльпанами, нарциссами, ирисами и рябчиками в глиняной вазе"

Жан-Батист Симеон Шарден "Цветы в сине-белой вазе"

Дабы придать еще больше устойчивости симметричной композиции, художники создают в картине равносторонний треугольник из объектов. 

Вершиной треугольника служат цветы, а ее основанием - ваза и несколько предметов по бокам от нее.



Бальтазар ван дер Аст "Цветы в вазе с раковинами и насекомыми"


Еще одна хорошо работающая композиционная схема - S-образное движение.

Она представляет собой проявление асимметрии в рамках симметрии. И, в отличие от треугольника, такая ​схема задает глазу направленное движение, а значит делает картину более динамичной.


Виллем ван Лин "Цветы в синей вазе"

Я не случайно говорю о динамике в изображении. В симметричных композициях есть некий недостаток. Абсолютный порядок и симметрия - это скучно. 

Слишком правильная симметрия с выстроенными по линейке головками цветов, четким однородным силуэтом​ букета не задержат внимание зрителя надолго.

Как же можно сделать симметричную композицию с букетом цветов более интересной?

Продолжим логику асимметрии в симметрии! И посмотрим на ритм отдельных элементов цветочного натюрморта.

Ритм в изображении цветов

Что такое ритм? 

Ритм - это повторение или чередование подобных элементов. 

Когда мы рисуем букет в вазе, мы можем повторять одинаковые по форме цветы, одинаковые цветовые пятна, одинаковые размеры.

Проще говоря, если мы взяли в букет ромашку, то следует повторить ее: добавить еще пару ромашек или других белых цветов, посмотреть, чтобы были еще цветы такого же размера.


Амбросиус Босхарт I "Цветы в стеклянной вазе"

​При этом, в симметричном букете эти повторяющиеся элементы следует располагать асимметрично, варьируя размеры цветов и расстояния между ними.

Что еще очень важно при этом -  размеры элементов и расстояния между ними.

Гармонично и нескучно воспринимается повторение подобных элементов трех размеров: крупный, средний, мелкий.

Также крупным элементом может восприниматься группа цветов. Т.е. три ромашки, стоящие рядом, без промежутков между ними, будут восприниматься как один крупный элемент, одна ромашка - средний элемент и маленькие кусочки ромашек, проглядывающие сквозь листья, как мелкие элементы.

При расположении цветов не забывайте и про дистанцию между ними. Ее тоже не следует оставлять одинаковой.

Асимметричное расположение букета в картине

Стоит вам сдвинуть вазу с цветами от центральной оси картины, как композиция сразу приобретет больше динамики.

​Однако в данном случае сразу возникает вопрос, как восстановить нарушенное равновесие, ведь одна часть картины сразу становится тяжелее?



Марина Трушникова "Начало лета".  холст, масло 

Чем можно уравновесить вазу с цветами в картине?

Прежде всего, асимметричным букетом, в котором часть растений свешивается в менее заполненную половину. 

Здесь будут хорошо работать ветки, травинки, узкие листья - всё, что способно повести своими линиями глаз зрителя.​


Пьер Огюст Ренуар "Roses and Jasmine in a Delft Vase" 1880 - 1881

Второй логичный способ - положить что-то на стол рядом с вазой, задействовав опустевшую часть пространства.


Винсент Ван Гог "Олеандры"

Марина Трушникова "Букет цветов", 1996 г. Холст, масло


Кроме того, роль "противовеса" может брать на себя фон. Например, створка окна, картина или даже зеркало позади букета.

Пьер Огюст Ренуар "Bouquet in front of a Mirror", 1876

Коровин Константин "Цветы и фрукты", 1911



Цвет имеет большое значение ( некрасиво подобранные цвета могут испортить натюрморт, даже если мы правильно расположим предметы, с помощью цвета можно передать настроение, например лиричность, нежность, радость, ликование, напряжение и т.д; можно создать определенный колорит теплый или холодный).



Дополнительный материал урока

Издавна люди считали цветы одними из самых прекрасных созданий на планете Земля. На сегодняшний день мало что изменилось. Эта любовь и увлечение повлекли за собой выделение целой науки, изучающей цветы и составление композиций из них, получившей мелодичное название - флористика. Такая наука является проявлением творческих способностей человека, его воображения и фантазии. Композиции из цветов становятся неотъемлемым элементом на любом празднике. Очень приятно получить в подарок букет цветов, или украсить комнату цветочной композицией, или в праздничное утро на обеденный стол поставить вазу с цветами. Но сейчас, глубокая осень и трудно найти цветы, если только купить в цветочных магазинах, но я думаю что в преддверии праздника (а какой праздник будет скоро, посвященный самым дорогим женщинам в нашей жизни? День матери) будет очень приятно нашим мамам и бабушкам получить в подарок картину – натюрморт с цветами.


физкультминутка

Ребята, давайте немножко отдохнем – выполним зрительную гимнастику. Вытяните руки вперед и посмотрите на кончики ваших пальцев. Достаточно. Зажмурьте глазки, поморгайте. Встряхните ручками, снимите напряжение, молодцы


Первичная проверка понимания


Давайте вместе сформулируем, что же помогает художнику создать выразительный натюрморт.

С чего начинается работа над натюрмортом?  

Отбор предметов в соответствии  с замыслом.

Нужно ли решить, что именно, какой предмет будет главным в натюрморте?

Выбор композиционного центра.

Что помогает передать настроение в натюрморте?

Цвет, колорит.

Радостное или грустное настроение несет натюрморт  – теплые или холодные цвета использует художник?

Энергия, бурный темперамент или сдержанность, нежность – контраст или нюанс нужен в выборе цветов?

Будет ли в натюрморте ощущаться динамика (движение) или статика (неподвижность, устойчивость)?



Первичное закрепление

Чтобы не допустить ошибок, давайте рассмотрим работы учащихся, проанализируем, отметим плюсы и минусы.


Постановка художественной задачи.


Работать сегодня мы будем «быстрой» техникой рисования. ( в нашем классе группа девочек уже приступили к изучению «быстрых техник» и собирают материалы для работы над проектом). Предлагаю выполнить натюрморт данной техникой.


Подготовка к выполнению практической работы

Сомнем листок бумаги, на палитре подготовим краску для наших цветов. Опускаем «комочек» в краску, размещаем отпечатки на листе ( продумывая композицию), кисточкой дорисовываем ветки, листья, вазу – наполняем содержание натюрморта, придаем ему выразительность.


Выполнение практической работы

Практическая работа.


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Экспресс – выставка.

Оформление выставки ( работы учащихся), выставление оценок за урок.


Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении


Домашнее задание. Продолжаем наблюдать за живой и неживой природой. Обращаем внимание на вещи и предметы. Окружающие нас дома, в школе.



Рефлексия (подведение итогов занятия)


Мы сегодня говорили о жанре изобразительного искусства - … Когда он появился? В чем его особенности? О какой науке мы еще говорили? Какой продукт мы получили с вами – рисунок для мамы «Цветы в вазе».

Что больше всего вам запомнилось сегодня на уроке?

Рисование это интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов и нетрадиционных техник создаются живописные изображения. Рисование приобщает нас к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус. Рисование нетрадиционным способом дарит детям незабываемые ощущения от непосредственного взаимодействия с красками.

Эмоции, вызванные изобразительным искусством способны творить чудеса, они приобщают нас к высшим духовно-нравственным ценностям, развивают способности и творчество.

Я порошу вас оценить наш урок:

Если вам понравилось то подарите друг другу аплодисменты…


 



*Приёмы и методы находятся в диалектическом взаимодействии, в различных ситуа­циях учебного процесса переходя друг в друга. Чёткой границы между приёмами и ме­тодами и формами не существует.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!