2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Словесный (рассказ) Словесный (беседа) | -Заходим в первый зал. Какие картины вы видите? Что на них изображено? -Как вы думаете, как называется художественный жанр в котором изображены данные картины? -Заходим во второй зал. Какие картины вы видите? Что на них изображено? -Как вы думаете, как называется художественный жанр в котором изображены данные картины? -Заходим в четвёртый зал. Какие картины вы видите? Что на них изображено? -Вы уже встречались с такими картинами? - Такие картины называются абстракциями. Абстрактная картина— это картина «без предмета», композиция которой построена на сочетании цветных пятен, плоских геометрических форм, линий и точек, которые выражают чувства или настроение, отражают окружающую действительность. -Рассмотрите следующие картины на слайде и скажите, какое настроение они создают? | - Природа. -Пейзаж. -Люди. -Портрет. - Линии, пятна. Сложно разобрать. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. | | К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. П: учащиеся получат возможность строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
3. Проблемное объяснение нового знания. | Словесный (рассказ) Демонстрация (показ) Демонстрация (показ) | -Изобретателем абстракционизма считается русский художник, Василий Кандинский. Посмотрите на его портрет на слайде. -Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Решил стать художником довольно поздно – в 30 лет. Обучался живописи в Германии, в городе Мюнхен. -Но как же все-таки родилась абстракция? Сам мастер писал, что однажды, вернувшись домой, ему бросилась в глаза картина, стоявшая у стены. Это было удивительное, очень красивое полотно – состоявшее исключительно из красочных пятен и совершенно непонятное по содержанию. И только присмотревшись, Василий Кандинский понял: это его собственный пейзаж, просто стоявший на боку. Как сказал потом художник: «Мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам». Свои первые абстрактные картины Кандинский писал не так, как мы с вами видим окружающий мир, а как мы… мыслим. Эксперимент: -Давайте проведем эксперимент. Я скажу слово, а вы назовете первые пришедшие вам в голову ассоциации – цвет, форма. И слово это … мышь. -Какие первые ассоциации у вас появляются? -Потом, если нам требуется, наша память и воображение наделяют мышь мордочкой, лапками, глазками, ушками и так далее. Когда мы с вами думаем о каком-либо предмете, то мы не представляем его во всех мелких деталях, образ обобщается, остаются только самые существенные и узнаваемые его характеристики, то есть, становится… абстрактным. -Что вы видите на этой картине? «Импровизация 21А» -А если приглядеться? Мы видим холм, город на нем, реку, омывающую утес… Картина «Импровизация 21А», все-таки не совсем абстрактна, в ней есть «эхо» реальных предметов, реального пейзажа, вернее - абстрактное представление о пейзаже. Картина «Фуга» родилась после того, как Кандинский побывал на опере .Слушая музыку, он видел ее перед глазами. «Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной», — писал он позже, пытаясь передать свое впечатление. -Он сделал вывод, что если музыка может говорить с душой посредством звуков, то живопись способна сделать то же самое с помощью цветов и форм. -Сочетанием и ритмом цветовых пятен, форм и линий можно изобразить то, что не имеет материального, визуального выражения - мысли, музыку, эмоции и даже тактильные ощущения. «Вибрация» -Но как может форма передавать какое-либо настроение? Представьте себе три геометрические фигуры: круг, квадрат и вытянутый не равносторонний треугольник. -Какие из этих фигур вызовут ощущение стремительности, движения, неспокойствия? -Верно, ведь наш треугольник имеет остроконечную форму, словно пронизывающую пространство и устремляющуюся вперёд. Круг и квадрат имеют чёткий центр равноудалённый со всех сторон, они более уравновешены, следовательно больше ассоциируются со спокойствием, чем с движением. -Если говорить о расположении объектов в листе, то давайте вспомним, что существуют статичные и динамичные композиции. Статика чаще основана на симметрии, а динамика на ассиметрии. Поэтому, то как расположены предметы в листе, тоже может передавать различные ощущения. Например, если расположить объекты композиции по очереди от крупного к малому, то движение будет затухать. А если наоборот, объекты расположить от малого к большому, то такое расширение будет ассоциироваться с увеличением, развитием, подъёмом. Линия запечатлевает неуловимое движение души ,настроение художника. Она бывает тонкой ,изысканной, динамичной , колючей ,злой. (Демонстрация таблицы линии и настроения на слайде) Цвета настроения: (таблица на слайде) Красный – восторг. Оранжевый - радость, веселье. Жёлтый- светлое, приятное настроение. Зелёный - спокойствие, уравновешенность. Синий – грустное настроение. Фиолетовый - тревожное, напряжённое состояние. Чёрный – уныние, упадок сил. Белый – равнодушие. -Сегодня вы побудете в роли художников-абстракционистов и попробуете передать своё настроение на бумаге. ( демонстрирует образец готовой работы). -Посмотрите внимательно. Как вы думаете, какое у меня настроение было, когда я рисовала? - У каждого из вас будет свой неповторимый рисунок, потому что вы будете отражать на бумаге своё настроение и свой особый внутренний мир. Инструктаж: 1. Возьмите альбомный лист и расположите его так, как вы хотели бы: горизонтально или вертикально; 2. Продумайте свою композицию; 3. Нарисуйте задуманное простым карандашом; 4. Подумайте, какими материалами вы бы хотели воспользоваться. Вы можете использовать , например, сочетание цветных карандашей и акварели, акварели, цветных карандашей и фломастера. 5. Подумайте, как будете наносить художественные материалы. Если это карандаш, то это например : штрих, точка; если акварель: набрызгивание, заливка, тычок и тд. 6. Выполните работу в цвете. | -Круглая или овальная пушистая форма, серый цвет, хвост – линия и т.д. -смешение форм и цветов. - треугольник. | | П: Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |