СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО "Картина особый мир" 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО "Картина особый мир" 3 класс»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: ИЗО

Класс: 3

Тема урока: «Картина – особый мир».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Картина – особый мир».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать представление о картине и об абстракционизме, как о художественном жанре, передающем особый мир.




2. Формировать умение отражать на бумаге своё настроение в жанре абстракционизма посредством таких выразительных средств как: линия, пятно, точка, ритм, цвет.

Предметные:

Учащиеся получат представление о картине и об художественном жанре - абстракционизме.

Учащиеся получат возможность иметь представление об абстракционизме, как о художественном жанре, передающем особый мир.


2. Учащиеся научатся использовать такие выразительные средства как: линия, пятно, точка, ритм, цвет.

Учащиеся получат возможность научиться отражать на бумаге своё настроение в жанре абстракционизма.

Развивающие:

1. Формировать умения: определять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия



2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.



3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся определять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию

деятельности.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- Учащиеся получат возможность строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.


3. Коммуникативные:

- Учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

- Учащиеся получат возможность научиться строить монологическое высказывание.

Воспитательная:

-воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: образец готовой работы, презентация.

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Организует мотивацию к учебной деятельности.

 - Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны быть:  альбом,  кисть, акварель, простой  карандаш.

- Ребята посмотрите на слайд. Где мы сейчас оказались? Как вы думаете?

Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя.







- В картинной галерее.





Р: осуществлять волевую саморегуляцию


2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Словесный

(рассказ)















Словесный

(беседа)







-Заходим в первый зал. Какие картины вы видите? Что на них изображено?

-Как вы думаете, как называется художественный жанр в котором изображены данные картины?

-Заходим во второй зал. Какие картины вы видите? Что на них изображено?

-Как вы думаете, как называется художественный жанр в котором изображены данные картины?

-Заходим в четвёртый зал. Какие картины вы видите? Что на них изображено?

-Вы уже встречались с такими картинами?

- Такие картины называются абстракциями.

Абстрактная картинаэто картина «без предмета», композиция которой построена на сочетании цветных пятен, плоских геометрических форм, линий и точек, которые выражают чувства или настроение, отражают окружающую действительность.


-Рассмотрите следующие картины на слайде и скажите, какое настроение они создают?

- Природа.




-Пейзаж.







-Люди.




-Портрет.



- Линии, пятна. Сложно разобрать.



Ответы обучающихся.
















Ответы обучающихся.





















К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.













П: учащиеся получат возможность строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

3. Проблемное объяснение нового знания.



Словесный (рассказ)













Демонстрация

(показ)




























Демонстрация

(показ)


-Изобретателем абстракционизма считается русский художник, Василий Кандинский. Посмотрите на его портрет на слайде.


-Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Решил стать художником довольно поздно – в 30 лет. Обучался живописи в Германии, в городе Мюнхен.


-Но как же все-таки родилась абстракция? Сам мастер писал, что однажды, вернувшись домой, ему бросилась в глаза картина, стоявшая у стены. Это было удивительное, очень красивое полотно – состоявшее исключительно из красочных пятен и совершенно непонятное по содержанию. И только присмотревшись, Василий Кандинский понял: это его собственный пейзаж, просто стоявший на боку. Как сказал потом художник: «Мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Свои первые абстрактные картины Кандинский писал не так, как мы с вами видим окружающий мир, а как мы… мыслим.


Эксперимент: 

-Давайте проведем эксперимент. Я скажу слово, а вы назовете первые пришедшие вам в голову ассоциации – цвет, форма. И слово это … мышь.

-Какие первые ассоциации у вас появляются? 


-Потом, если нам требуется, наша память и воображение наделяют мышь мордочкой, лапками, глазками, ушками и так далее. Когда мы с вами думаем о каком-либо предмете, то мы не представляем его во всех мелких деталях, образ обобщается, остаются только самые существенные и узнаваемые его характеристики, то есть, становится… абстрактным.

-Что вы видите на этой картине?

«Импровизация 21А»

-А если приглядеться? Мы видим холм, город на нем, реку, омывающую утес…

Картина «Импровизация 21А», все-таки не совсем абстрактна, в ней есть «эхо» реальных предметов, реального пейзажа, вернее - абстрактное представление о пейзаже.


Картина «Фуга» родилась после того, как Кандинский побывал на опере .Слушая музыку, он видел ее перед глазами. «Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной», — писал он позже, пытаясь передать свое впечатление.

-Он сделал вывод, что если музыка может говорить с душой посредством звуков, то живопись способна сделать то же самое с помощью цветов и форм.

-Сочетанием и ритмом цветовых пятен, форм и линий можно изобразить то, что не имеет материального, визуального выражения - мысли, музыку, эмоции и даже тактильные ощущения.

«Вибрация»

-Но как может форма передавать какое-либо настроение?

Представьте себе три геометрические фигуры: круг, квадрат и вытянутый не равносторонний треугольник.

-Какие из этих фигур вызовут ощущение стремительности, движения, неспокойствия?

-Верно, ведь наш треугольник имеет остроконечную форму, словно пронизывающую пространство и устремляющуюся вперёд.

Круг и квадрат имеют чёткий центр равноудалённый со всех сторон, они более уравновешены, следовательно больше ассоциируются со спокойствием, чем с движением.

-Если говорить о расположении объектов в листе, то давайте вспомним, что существуют статичные и динамичные композиции. Статика чаще основана на симметрии, а динамика на ассиметрии. Поэтому, то как расположены предметы в листе, тоже может передавать различные ощущения.

Например, если расположить объекты композиции по очереди от крупного к малому, то движение будет затухать. А если наоборот, объекты расположить от малого к большому, то такое расширение будет ассоциироваться с увеличением, развитием, подъёмом.


Линия запечатлевает неуловимое движение души ,настроение художника. Она бывает тонкой ,изысканной, динамичной , колючей ,злой.

(Демонстрация таблицы линии и настроения на слайде)

Цвета настроения:

(таблица на слайде)

Красный – восторг.

Оранжевый - радость, веселье.

Жёлтый- светлое, приятное настроение.

Зелёный - спокойствие, уравновешенность.

Синий – грустное настроение.

Фиолетовый - тревожное, напряжённое состояние.

Чёрный – уныние, упадок сил.

Белый – равнодушие.


-Сегодня вы побудете в роли художников-абстракционистов и попробуете передать своё настроение на бумаге.

( демонстрирует образец готовой работы).

-Посмотрите внимательно. Как вы думаете, какое у меня настроение было, когда я рисовала?

- У каждого из вас будет свой неповторимый рисунок, потому что вы будете отражать на бумаге своё настроение и свой особый внутренний мир.

Инструктаж:

1. Возьмите альбомный лист и расположите его так, как вы хотели бы: горизонтально или вертикально;

2. Продумайте свою композицию;

3. Нарисуйте задуманное простым карандашом;

4. Подумайте, какими материалами вы бы хотели воспользоваться. Вы можете использовать , например, сочетание цветных карандашей и акварели, акварели, цветных карандашей и фломастера.

5. Подумайте, как будете наносить художественные материалы. Если это карандаш, то это например : штрих, точка; если акварель: набрызгивание, заливка, тычок и тд.

6. Выполните работу в цвете.






















































-Круглая или овальная пушистая форма, серый цвет, хвост – линия и т.д.
























-смешение форм и цветов.











































































- треугольник.























П: Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;


К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.


К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.



П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.





К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

4. Первичное закрепление нового материала и способов действия.

Словесный метод (беседа)


-Назовите выразительные средства, при помощи которых мы можем передать своё настроение в жанре абстракционизма.


Физминутка.

- Сейчас, мы с вами поиграем в одну интересную игру. Я буду художником, а вы – картинами, которые я рисую. Только рисовать я буду словами. Я буду называть какое-нибудь явление природы, а вы будете изображать чувства и эмоции которые вызывает у вас это явление, например радость, грусть, злость а вы попытаетесь это чувство изобразить.

-Светит солнышко.

- Идёт сильный дождь.

- Гремит сильный гром. - Появилась радуга.

- Вы гуляете и внезапно поднялся сильный ветер!


Ответы обучающихся






Выполняют физминутку.

















Изображают радость.


Изображают грусть.

Изображают страх.

Изображают спокойствие.


Изображают растерянность.












К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.



учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (беседа)

Организует самостоятельную работу по изображению животного в движении.


Осуществляет промежуточный контроль и коррекцию.


Выполняют самостоятельную работу.










Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

6. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный (беседа)

Организует повторение изученного и рефлексию учебной деятельности

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Как называется жанр, в котором композиция построена на сочетании цветных пятен, плоских геометрических форм, линий и точек?

2.Как называют художников, которые рисуют в жанре абстракционизма?

3. Какими выразительными средствами пользуются художники-абстракционисты?

Обобщают изученное.








Ответы обучающихся.




П: осуществлять обобщение изученного.


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный метод (беседа)



Организует выставку работ.

- Поднимите зелёный карандаш те, у кого не возникло трудностей при выполнении работы.

-Поднимите красный карандаш те, кто испытывал трудности при выполнении работы.

Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!





Оценивают свою деятельность на уроке.








Р: осуществлять самооценку деятельности

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!