Тема урока: Характер и эмоции. Как узнать эмоции. Мои эмоции.
Класс: 6 класс.
Цели:
- Способствовать оптимизации взаимодействия воспитательной и психологической службы в гимназии;
- Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о значении эмоций в жизни.
- Актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций.
- Развить навыки анализировать и изменять свое эмоциональное состояние.
- Развить навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Объяснение темы
- Я–эмоциональное.
- Упражнение. «Ваше Я-эмоциональное»
- Упражнение «Спектр эмоций»
- Выражение эмоций.
- Рефлексия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, о их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.
2.Обьяснение темы
Вопрос. Что такое, по- вашему, эмоции? Что такое чувства?
Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность - тревожность; радость - горе; счастье - несчастье.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
Задание. Разделите предложенные чувства на группы.
Внимание, безразличие, равнодушие, симпатия, доверие, вражда, дружба, ненависть.
У нас получилась шкала добрых-злых чувств.
Вопрос. Какие ещё чувства вы знаете?
Резкую границу между эмоциями и чувствами провести нельзя.
3.Я–эмоциональное.
В жизни эмоциональные впечатления от вереницы событий как бы суммируются и дают эмоциональное самочувствие.
Эмоциональная составляющая личности в вашем школьном возрасте преобладающая, то есть представление о себе, своём Я существует преимущественно на уровне эмоций.
Я-эмоциональное складывается из следующих ощущений:
- чувства успеха, уверенности в общественном признании, дружбы. Симпатии со стороны других людей, радости от общения (Я - нравлюсь);
- уверенность в способности к той или иной деятельности, удовлетворенности, чувства наслаждения успехом, победности, отсутствие чувства поражения, досады, зависти, злобы, унижения (Я - способен);
- чувство защищённости, значимости в своём круге общения, отсутствие тревожности, страха, неуверенности в будущем, вражды со стороны окружающих, вины (Я-защищён)
4.Упражнение. «Ваше Я-эмоциональное»
Уровень своей эмоциональной удовлетворенности оцените по полярной шкале: да; скорее да, чем нет; не могу сказать; скорее нет, чем да; нет.
Положительное
Я-эмоциональное
|
Да
|
Скорее да, чем нет
|
Не могу сказать
|
Скорее нет, чем да
|
Нет
|
Отрицательное
Я-эмоциональное
|
Нравлюсь
|
|
|
|
|
|
Не нравлюсь
|
Способен
|
|
|
|
|
|
Не способен
|
Защищён
|
|
|
|
|
|
Не защищён
|
Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит ваше Я- эмоциональное в жизни? ( от того, как оценивают вас другие)
5.Упражнение «Спектр эмоций»
В жизни ваше Я-эмоциональное меняется в зависимости от оценки вас другими (значимыми). Подумайте, что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам следующие слова. (Выберите ответ, обозначающий ваше состояние в этот момент времени, и объясните, почему вы это чувствуете в каждом случае.)
- «Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
- «Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
- «Может быть, ты мне поможешь?»
- «Пошёл прочь, а то ударю!»
- «Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
- «Какой ты способный!»
- «Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
- «Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
- «Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
- «Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»
Возможные ответы: печаль, огорчение, радость, удовольствие, страх, отчаяние, безразличие, сомнение, удивление, обида, окрылённость, неуверенность, растерянность, гордость, сострадание, гнев, воодушевление, негодование.
6. Выражение эмоций.
Вопрос. Как можно выразить эмоции?
Эмоции и чувства выражаются внешне в интонациях речи, мимике, пантомимике, в стиле и формах поведения. Они представляют определённый язык общения (самый древний).
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
- Уважайте выражение чувств других.
- Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
- Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
- Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
- Нейтрализуйте желание отомстить.
- Избегайте упрёков и критики.
Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция?
Если вами овладела сильная эмоция:
- Попросите помощи.
- Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
- Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
- Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
- Внушайте себе, что неё не так плохо.
- Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.
7.Рефлексия.
Чем Вам понравилась наша беседа.
Тема урока: Характер и эмоции. Как узнать эмоции. Мои эмоции.
Класс: 6 класс.
Цели:
- Способствовать оптимизации взаимодействия воспитательной и психологической службы в гимназии;
- Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о значении эмоций в жизни.
- Актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций.
- Развить навыки анализировать и изменять свое эмоциональное состояние.
- Развить навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Объяснение темы
- Я–эмоциональное.
- Упражнение. «Ваше Я-эмоциональное»
- Упражнение «Спектр эмоций»
- Выражение эмоций.
- Рефлексия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, о их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.
2.Обьяснение темы
Вопрос. Что такое, по- вашему, эмоции? Что такое чувства?
Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность - тревожность; радость - горе; счастье - несчастье.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
Задание. Разделите предложенные чувства на группы.
Внимание, безразличие, равнодушие, симпатия, доверие, вражда, дружба, ненависть.
У нас получилась шкала добрых-злых чувств.
Вопрос. Какие ещё чувства вы знаете?
Резкую границу между эмоциями и чувствами провести нельзя.
3.Я–эмоциональное.
В жизни эмоциональные впечатления от вереницы событий как бы суммируются и дают эмоциональное самочувствие.
Эмоциональная составляющая личности в вашем школьном возрасте преобладающая, то есть представление о себе, своём Я существует преимущественно на уровне эмоций.
Я-эмоциональное складывается из следующих ощущений:
- чувства успеха, уверенности в общественном признании, дружбы. Симпатии со стороны других людей, радости от общения (Я - нравлюсь);
- уверенность в способности к той или иной деятельности, удовлетворенности, чувства наслаждения успехом, победности, отсутствие чувства поражения, досады, зависти, злобы, унижения (Я - способен);
- чувство защищённости, значимости в своём круге общения, отсутствие тревожности, страха, неуверенности в будущем, вражды со стороны окружающих, вины (Я-защищён)
4.Упражнение. «Ваше Я-эмоциональное»
Уровень своей эмоциональной удовлетворенности оцените по полярной шкале: да; скорее да, чем нет; не могу сказать; скорее нет, чем да; нет.
Положительное
Я-эмоциональное
|
Да
|
Скорее да, чем нет
|
Не могу сказать
|
Скорее нет, чем да
|
Нет
|
Отрицательное
Я-эмоциональное
|
Нравлюсь
|
|
|
|
|
|
Не нравлюсь
|
Способен
|
|
|
|
|
|
Не способен
|
Защищён
|
|
|
|
|
|
Не защищён
|
Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит ваше Я- эмоциональное в жизни? ( от того, как оценивают вас другие)
5.Упражнение «Спектр эмоций»
В жизни ваше Я-эмоциональное меняется в зависимости от оценки вас другими (значимыми). Подумайте, что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам следующие слова. (Выберите ответ, обозначающий ваше состояние в этот момент времени, и объясните, почему вы это чувствуете в каждом случае.)
- «Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
- «Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
- «Может быть, ты мне поможешь?»
- «Пошёл прочь, а то ударю!»
- «Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
- «Какой ты способный!»
- «Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
- «Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
- «Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
- «Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»
Возможные ответы: печаль, огорчение, радость, удовольствие, страх, отчаяние, безразличие, сомнение, удивление, обида, окрылённость, неуверенность, растерянность, гордость, сострадание, гнев, воодушевление, негодование.
6. Выражение эмоций.
Вопрос. Как можно выразить эмоции?
Эмоции и чувства выражаются внешне в интонациях речи, мимике, пантомимике, в стиле и формах поведения. Они представляют определённый язык общения (самый древний).
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
- Уважайте выражение чувств других.
- Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
- Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
- Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
- Нейтрализуйте желание отомстить.
- Избегайте упрёков и критики.
Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция?
Если вами овладела сильная эмоция:
- Попросите помощи.
- Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
- Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
- Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
- Внушайте себе, что неё не так плохо.
- Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.
7.Рефлексия.
Чем Вам понравилась наша беседа.