СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. Токмакова «Купите собаку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

Конспект пробного урока

 

в 1 «А» классе по литературному чтению

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 1

Тема урока: И. Токмакова «Купите собаку»

Тип урока: ОНЗ.

Цель: Познакомить учащегося произведениями Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».

 

Предметные:

-знать содержание произведения Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»;

- определять жанр, тему и основную мысль  произведения;

- демонстрировать основные качества полноценного чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность;

- находить ответы на вопросы в тексте, высказывать свою точку зрения;

Метапредметные:

уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь анализировать свою работу на уроке.

 

 

 

 

Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап   урока

Методы/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

М:словесный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку?

Использует приём « Пожелание добра»

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

 

Подготовка класса к работе

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 Получают эмоциональный настрой.

 

 

Повторяют:«Яжелаю тебе добра…» хором

 

Личностные: самоопределение; смыслообразование.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Регулятивные:

самоконтроль

Слайд 1

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М:наглядный

Словесный

Организует работу по совершенствованию техники чтения.

- Давайте разомнемся.

Разминка.

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Называет разные виды чтения.

- Жужжащее чтение. Чтение через решётку. Чтение перевёрнутого теста.

Организует проверку знаний по прошлому уроку.

- О чём это стихотворение?

- Какие главные мысли заключены в нём?

- Как автор называет книгу?

- Почему книгу называет другом?

 

-Вспомните, какой раздел литературного чтения мы начали изучать на прошлом уроке?

 –Кто такой друг?

- Вот как в Толковом  словаре объясняют это слово.

Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь. («Толковый словарь» С.Ожегов)

 

-Есть ли у вас друзья? Как вы с ними дружите?

- Кто ещё может быть вашим другом?

- С какими друзьями - книгами вы познакомились?

Организует повторение оценивания по методике «Говорящие знаки».

Работа в паре

Работа в группе

Выр.чтение

-На уроке мы будем оценивать свою работу.Приложение 1

Лист самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрабатывают технику чтения.

Жужжащее чтение.

Чтение через решетку.

Чтение перевёрнутого текста.

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

Варианты ответов.

(О книге)

(Книга- учитель , друг. Нужно больше читать, чтобы много знать.)

(Она как друг, учит нас хорошему.)

 

Отвечают:« Я и мои друзья»

 

 

 

 

 

Объясняют.(друг-

Читают на слайде значение слова друг.

 

 

 

 

 

 

Дают ответы. Аргументируют свою точку зрения.

 

(Мама, папа, сестра и т.д.)

 

Называют любимые книги.

 

 

Вспоминают систему оценивания (оценочные листы, смайлики) «Говорящие знаки»

 

 

Задание выполнил: хорошо, с недочётом, не выполнил.

 

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;анализобъектов,сцелью выделения признаков.

Регулятивные:

фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Коммуникативные:  аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

3.Выявление места и причины затруднения.

 

 

 

М:наглядный

Словесный

Практический

Организует подводящий к гипотезе диалог.

- Давайте вспомним ещё несколько интересных книг. В этом нам поможет КРОССЕНС.

- Герои каких сказок здесь изображены?

- Какие отношения между ними? Как их можно назвать?

- Можно ли их назвать лучшими друзьями?

-Значит, нам нужно узнать, кого считать лучшим, настоящим другом.

-Теперь вы можете назвать тему урока.

- Уточним тему.Прочитайте название произведения стр31.

 

-Что мы хотим узнать, прочитав новое произведение?

- Что нам для этого надо сделать?

 

Отгадывают кроссенс.

 

Дают варианты ответов.

 

(Дружеские.Вместе играют, помогают друг другу, у них общие интересы)

(Они друзья)

Фиксируют затруднение.

( Мы пока не знаем, что значит Лучшие друзья)

 

 

Вариант ответа.

(Тема урока - лучший друг)

 

 

Открывают  в учебнике стр. 31

Находят нужное произведение.

Читают тему.

 

Фиксируют проблему.

(Являются ли его герои лучшими друзьями?)

(Узнать,о чем текст? Зачем его написал автор? Понять поступки героев.)

Регулятивные: целеполагание;

Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения

 

Познавательные :анализ с целью выделения признаков ;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Коммуниативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

 

Слайд 4

 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

М: Словесный

Наглядный

 

Помогает составить план достижения целей урока. Организует выбор учебных действий проекта.

 

- Давайте составим план работы над тестом.

- Вспомним, как мы работаем над текстом  и составим план работы

План работы

1.Познакомимся с и  текстом.

2. Поймем его содержание.

3. Обсудим поступки героев.

4. Научимся читать выразительно.

 

Планируют вместе с учителем учебную деятельность, ставят задачи, которые нужно выполнить, для достижения цели урока.

 

Составляют совместно с учителем план работы с текстом художественного произведения

Дают ответы.

Мы познакомимся…

Мы поймем..

Мы научимся…

 

 

 

 

Познавательные:

 планирование ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: волеваясаморегуляция в ситуации затруднения

Слайд 5

5.Реализация построенного проекта

 

 

М: наглядный

Словесный

Организует знакомство с содержанием текста.

- Ещё раз прочитайте фамилию автора текста. Знакома ли вам она?

-Давайте познакомимся с ним и его книгами. Рассмотрите портрет. Как вы думаете, какой это человек?

- Какие из этих книг вы читали? А что прочтем сегодня?

-Рассмотрите иллюстрацию к тексту Лучший друг.

- Выскажите предположения, о чем будет текст.

-Хотите узнать, о чем он?

Первичное чтение учителем.

Задаёт вопросы на  первичное восприятие текста

- Сбылись ли ваши предположения?

- Понравился ли вам текст?

- Что это? Рассказ или сказка?

-Какие слова показались непонятными?

Словарная работа.

- Объясните слова: отлуплю, смутился

- Замените слова: близкими по смыслу.

Проверка понимания прочитанного.

-О ком это произведение?

-Как зовут героев рассказа?

-Можно  ли сказать, что они лучшие друзья?

- Что будем делать?

- Действуем по плану. Прочитайте 2 пункт нашего плана.

 

 

Коротко знакомятся с автором рассказа и выставкой его книг.

 

 

 

 

 

 

Дают ответы.

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрацию

 

Высказывают предположение. Аргументируют.

 

Слушанье текста.

 

 

Вступают в диалог с учителем.

 

Определяют жанр произведения

 

 

Выделяют непонятные  слова.

Дети отвечают на вопросы учителя

Объясняют значение слов.

Придумывают слова –синонимы.

(Отлуплю-изобью, смутился – растерялся).

 

(-О мальчиках)

(Их зовут Коля и Вовка)

 

(Затрудняемся)

 

Фиксирует затруднение.

Читают 2 пункт плана.

(Нужно понять содержание рассказа)

 

Коммуникативные-

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Регулятивные:познавательная инициатива

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Физминутка

 

 

А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

 

 

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

 

Организует вторичное чтение, с целью  исследовать содержание произведения.

- Давайте прочитаем текст ещё раз.

Учитель задаёт вопросы, после чтения каждой смысловой части.

Вопросы:

  1. Что сделал Коля?
  2.  Почему Вовка взял самокат?
  3. Почему рассердился Коля?

 

  1. Что хотел сделать?
  2. Что сказал Вовка?
  3. Почему Коля передумал драться?
  4. Какие слова сказал другу?

Организует обсуждение поступков героев.

- Правильно ли поступил Вова?

-Правильно ли поступил Коля?

- Можете ли вы теперь сказать, что они лучшие друзья?

-Какой урок получил Коля?

Организует работу в парах.

- Ответим на второй вопрос к рассказу. Прочитайте вопрос №2. Договоритесь, кто расскажет о Коле, а кто о Володе.

- Вам поможет словарик.

- Подчеркните слова, которые характеризуют Колю красным,а Володю синим.

- Какие слова вы выбрали.

-Молодцы. Оцените работу в парах.

Организует подводящий к выводу диалог.

-Назовите тему рассказа? О чём он?

- С какой целью Ермолаев написал этот рассказ?

-Назови основную мысль рассказа?

 

Вторичное чтение учащимися.

 

 

Чтение цепочкой по 1 предложению. Выбирают нужную информацию. Дают правильные ответы.

 

 

 

 

(Оставил самокат на улице, асам ушёл)

(Был другом Коли, взял покататься)

( Вовка не спросил у него разрешения.Пожадничал.)

(Он хотел с ним подраться)

(Назвал Колю лучшим другом)

(Ему стало стыдно.Он понял, что с друзьями нужно делиться))

 

(Что же вы на самокате не катаетесь..)

 

 

 

 

Дают варианты ответов.

 

( Да.Ведь драки не случилось)

(Нельзя решать проблемы с другом с помощью грубости и драк.)

( Потеряешь друга.Друзей нужно беречь.)

 

 

Читают вопрос№2.на стр.32. Договариваются, кто будет выбирать слова характеризующее Колю, а кто Вову.

Работают со словариком качеств человека по инструкции.

 

Приложение 2.

 

Работают в парах. Подчёркивают слова.

 

Зачитывают слова характеризующие главных героев рассказа.

 

Оценивают. Работу в парах.

 

 

 

 

 

Тема (Этот рассказ о дружбе.)

(Рассказ поучительный.Он учит нас дружить.)

(Если ты лучший друг, то не будь злым, жадным.Заботься о друге, делись с ним.)

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

достижение договоренностей и согласование общего суждения;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

поиск необходимой информации; установка причинно- следственных связей; доказательство.

Личностные: осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

М: словесный

Практический

Наглядный

Организует работу по закреплению приёмов  работы с текстом.

 

- Но нам трудно по одному поступку сделать вывод, кто такой лучший друг.

Давайте обратимся к другому  автору замечательных книг.

- Прочитайте название стихотворения стр.33.

-Кто автор? Познакомимся с ней.

- Как называется стихотворение, с которым познакомимся сейчас?

Предположите, о чём оно.

 - Рассмотрите иллюстрацию.

Организует первичное прослушивание стихотворения.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Сбылись ли ваши предположения.

Объясните слова: приглянулась, заводная.

Организует работу в группах.

-Над содержанием вы поработайте в группах самостоятельно.

- Вспомните правила работы в группе.

- Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы теста.

Тест. Приложение 3.

1.Кто пришел к девочке?

  • мама
  • подруга

2.Какая игрушка понравилась подружке?

  • кукла
  • лягушка

3.Жалко ли девочке расставаться с игрушкой?

  • да
  • нет

4.Как она поступила?

  • оставила себе
  • отдала подруге

5.Можно ли назвать девочек лучшими подругами?

  • да
  • нет

6*. Сравни рассказ « Лучший друг» и стихотворение Подарок».

  • оба произведения о дружбе
  • оба произведения об игрушках

7*.Выбери пословицу, которая отражает смысл стихотворения.

  • Настоящему другу цены нет.
  • О себе заботься, а товарища не забывай.

Организует проверку самостоятельной работы.Слайд 15

- Оцените работу группы.

Организует диалог подводящий к выводу.

Вывод: О чём это стихотворение? Как поступает лучшая подруга? Каким должен быть лучший друг.

Понимают учебную задачу. Действуют по плану урока.

 

 

 

 

 

 

 

Читают название и автора.

Рассматривают портрет, выставку книг.

Вспоминают произведения.

Уточняют.

Рассматривают иллюстрацию

Высказывают предположение.

 

Слушают запись

Вступают в диалог с учителем.

 

 

 

 

 

 

Объясняют значение слов.

(Приглянулась – понравилась, заводная –заводится ключиком  и начинает прыгать)

 

Распределяются на группы постоянного состава.

 Вспоминают правила работы в группе

 

Учатся действовать по инструкции.

Получают тесты.Читают стихотворение, выбирают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют по эталону.

Корректируют выполнение тесты.

 

Оцениваем работу.(Лист оценки)

 

(О дружбе. )

( Друзей нужно любить и быть заботливыми,отзывчивыми,щедрыми)

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

установка причинно- следственных связей; доказательство; понимание текста , извлечение нужной информации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

8.Включение нового в систему знаний и повторение.

 

Организует коллективную работу по  выразительному чтению.

-Над каким пунктом плана мы ещё не работали?Почему, нужно читать выразительно?

- Давайте поиграем в игру

 « Мордашки».

- Какие эмоции вам известны?

- Определите, с какими эмоциями нужно прочитать каждое предложение.

 - С какимчувством мы будем читать 1 предложение?2?3? 4?

-А теперь прочитаем целиком. Проверим, что у нас получилось.

 

 

-Оцените правильность и выразительность  чтения. 

Подготовиться к выразительному чтению.

 

Варианты ответов.(Чтобы лучше передать характер герой. Отношение к ним автора. Чтобы было интересней )

 

На доске текст и смайлики.

Ищут нужные строки.Читают их с заданной интонацией. (Чтение цепочкой)

  1. Спокойно
  2. Недовольно.
  3. Огорченно
  4. Радостно

Дают варианты ответов.

Читают стихотворение жужжащим чтением.

Читают вслух по желанию.

Оценивают чтение.(Лист самооценки)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение; развитие эмоций.

Познавательные: понимание текста , извлечение нужной информации; отработка выразительности чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

9. Рефлексия деятельности

(итог урока).

 

 

- Ребята, давайте расскажем лисичке про нашу работу на уроке.

– Чем мы занимались сегодня на уроке?

– Что получилось?              - Над чем надо еще поработать?

- Возьмите три карандаша, желтого, зеленого и красного цветов. Кому на уроке все было понятно и понравилось – поднимите желтый карандаш. Кому что-то было не понятно, но урок понравился – зеленый. Кому ничего не понятно и не понравился урок – красный.

Спасибо за урок!

произведениями мы познакомились сегодня на уроке?    - Какое из них вам больше всего понравилось?-Чему вас научили писатели?

- Смогли ли вы понять, кто такой лучший   друг?

- Какие умения при работе с текстом мы сегодня отрабатывали?

 

Выясняет уровень интереса детей к предмету, впечатления от урока

 

- Оцените своё впечатление от работы на уроке смайликами.

Слайд 17

 

 

 

- Молодцы! Сегодня вы всё очень хорошо потрудились.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения (над чем следует поработать дома самостоятельно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Познавательные : рефлексия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные :самооценка на основе критериев успешности; адекватное понимание причин успеха . неуспеха в учебной деятельности.

Слайд 9

 

 

 

 

Приложение 1

Лист самооценки.

Работа в паре

Работа в группе

Выр чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

КОЛЯ

Добрый

Заботливый   Обидчивый 

Лживый

 Скупой

Отзывчивый   Решительный  

Насмешливый

Равнодушный 

Ленивый    

Злой  

Жадный  

Воспитанный

 

 

 

 

 

Вовка

 

Добрый

Заботливый  

Обидчивый 

Лживый

Скупой

Отзывчивый 

 Решительный

 Насмешливый

Равнодушный 

Ленивый   

 Злой  

Жадный  

Воспитанный

 

 

 

 

Приложение 3

Тест( работа в группе)

Тест( работа в группе)

1.Кто пришел к девочке?

  • мама
  • подруга

2.Какая игрушка понравилась подружке?

  • кукла
  • лягушка

3.Жалко ли девочке расставаться с игрушкой?

  • да
  • нет

4.Как она поступила?

  • оставила себе
  • отдала подруге

5.Можно ли назвать девочек лучшими подругами?

  • да
  • нет

6*. Сравни рассказ « Лучший друг» и стихотворение Подарок».

  • оба произведения о дружбе
  • оба произведения об игрушках

7*.Выбери пословицу, которая отражает смысл стихотворения.

  • Настоящему другу цены нет.
  • О себе заботься, а товарища не забывай.

 

1.Кто пришел к девочке?

  • мама
  • подруга

2.Какая игрушка понравилась подружке?

  • кукла
  • лягушка

3.Жалко ли девочке расставаться с игрушкой?

  • да
  • нет

4.Как она поступила?

  • оставила себе
  • отдала подруге

5.Можно ли назвать девочек лучшими подругами?

  • да
  • нет

6*. Сравни рассказ « Лучший друг» и стихотворение Подарок».

  • оба произведения о дружбе
  • оба произведения об игрушках

7*.Выбери пословицу, которая отражает смысл стихотворения.

  • Настоящему другу цены нет.
  • О себе заботься, а товарища не забывай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект пробного урока

 

в 1 «А» классе по литературному чтению

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 1

Тема урока: И. Токмакова «Купите собаку»

Тип урока: ОНЗ.

Цель: Познакомить учащегося произведениями Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».

 

Предметные:

-знать содержание произведения Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»;

- определять жанр, тему и основную мысль  произведения;

- демонстрировать основные качества полноценного чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность;

- находить ответы на вопросы в тексте, высказывать свою точку зрения;

Метапредметные:

уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь анализировать свою работу на уроке.

 

 

 

 

Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап   урока

Методы/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

М:словесный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку?

Использует приём « Пожелание добра»

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

 

Подготовка класса к работе

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 Получают эмоциональный настрой.

 

 

Повторяют:«Яжелаю тебе добра…» хором

 

Личностные: самоопределение; смыслообразование.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Регулятивные:

самоконтроль

Слайд 1

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М:наглядный

Словесный

Организует работу по совершенствованию техники чтения.

- Давайте разомнемся.

Разминка.

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Называет разные виды чтения.

- Жужжащее чтение. Чтение через решётку. Чтение перевёрнутого теста.

Организует проверку знаний по прошлому уроку.

- О чём это стихотворение?

- Какие главные мысли заключены в нём?

- Как автор называет книгу?

- Почему книгу называет другом?

 

-Вспомните, какой раздел литературного чтения мы начали изучать на прошлом уроке?

 –Кто такой друг?

- Вот как в Толковом  словаре объясняют это слово.

Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь. («Толковый словарь» С.Ожегов)

 

-Есть ли у вас друзья? Как вы с ними дружите?

- Кто ещё может быть вашим другом?

- С какими друзьями - книгами вы познакомились?

Организует повторение оценивания по методике «Говорящие знаки&raq

Просмотр содержимого документа
«И. Токмакова «Купите собаку»»






Конспект пробного урока


в 1 «А» классе по литературному чтению






































Класс: 1

Тема урока: И. Токмакова «Купите собаку»

Тип урока: ОНЗ.

Цель: Познакомить учащегося произведениями Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».


Предметные:

-знать содержание произведения Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»;

- определять жанр, тему и основную мысль произведения;

- демонстрировать основные качества полноценного чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность;

- находить ответы на вопросы в тексте, высказывать свою точку зрения;

Метапредметные:

уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь анализировать свою работу на уроке.





Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска.


























Этап урока

Методы/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

1.Мотивация к учебной деятельности.



М:словесный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку?

Использует приём « Пожелание добра»

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.


Подготовка класса к работе

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.





Получают эмоциональный настрой.



Повторяют:«Яжелаю тебе добра…» хором



Личностные: самоопределение; смыслообразование.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Регулятивные:

самоконтроль


Слайд 1

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.














М:наглядный

Словесный

Организует работу по совершенствованию техники чтения.

- Давайте разомнемся.

Разминка.

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Называет разные виды чтения.

- Жужжащее чтение. Чтение через решётку. Чтение перевёрнутого теста.

Организует проверку знаний по прошлому уроку.

- О чём это стихотворение?

- Какие главные мысли заключены в нём?

- Как автор называет книгу?

- Почему книгу называет другом?


-Вспомните, какой раздел литературного чтения мы начали изучать на прошлом уроке?

–Кто такой друг?

- Вот как в Толковом словаре объясняют это слово.

Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь. («Толковый словарь» С.Ожегов)


-Есть ли у вас друзья? Как вы с ними дружите?

- Кто ещё может быть вашим другом?

- С какими друзьями - книгами вы познакомились?

Организует повторение оценивания по методике «Говорящие знаки».

Работа в паре

Работа в группе

Выр.чтение

-На уроке мы будем оценивать свою работу.Приложение 1

Лист самооценки.










Отрабатывают технику чтения.

Жужжащее чтение.

Чтение через решетку.

Чтение перевёрнутого текста.







Отвечают.

Варианты ответов.

(О книге)

(Книга- учитель , друг. Нужно больше читать, чтобы много знать.)

(Она как друг, учит нас хорошему.)


Отвечают:« Я и мои друзья»






Объясняют.(друг-

Читают на слайде значение слова друг.







Дают ответы. Аргументируют свою точку зрения.


(Мама, папа, сестра и т.д.)


Называют любимые книги.



Вспоминают систему оценивания (оценочные листы, смайлики) «Говорящие знаки»



Задание выполнил: хорошо, с недочётом, не выполнил.


Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;анализобъектов,сцелью выделения признаков.

Регулятивные:

фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Слайд 2










































Слайд 3

3.Выявление места и причины затруднения.





М:наглядный

Словесный

Практический

Организует подводящий к гипотезе диалог.

- Давайте вспомним ещё несколько интересных книг. В этом нам поможет КРОССЕНС.

- Герои каких сказок здесь изображены?

- Какие отношения между ними? Как их можно назвать?

- Можно ли их назвать лучшими друзьями?

-Значит, нам нужно узнать, кого считать лучшим, настоящим другом.

-Теперь вы можете назвать тему урока.

- Уточним тему.Прочитайте название произведения стр31.


-Что мы хотим узнать, прочитав новое произведение?

- Что нам для этого надо сделать?


Отгадывают кроссенс.


Дают варианты ответов.


(Дружеские.Вместе играют, помогают друг другу, у них общие интересы)

(Они друзья)

Фиксируют затруднение.

( Мы пока не знаем, что значит Лучшие друзья)



Вариант ответа.

(Тема урока - лучший друг)



Открывают в учебнике стр. 31

Находят нужное произведение.

Читают тему.


Фиксируют проблему.

(Являются ли его герои лучшими друзьями?)

(Узнать,о чем текст? Зачем его написал автор? Понять поступки героев.)

Регулятивные: целеполагание;

Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения


Познавательные :анализ с целью выделения признаков ;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Коммуниативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.


Слайд 4


4.Построение проекта выхода из затруднения.








М: Словесный

Наглядный


Помогает составить план достижения целей урока. Организует выбор учебных действий проекта.


- Давайте составим план работы над тестом.

- Вспомним, как мы работаем над текстом и составим план работы

План работы

1.Познакомимся с и текстом.

2. Поймем его содержание.

3. Обсудим поступки героев.

4. Научимся читать выразительно.


Планируют вместе с учителем учебную деятельность, ставят задачи, которые нужно выполнить, для достижения цели урока.


Составляют совместно с учителем план работы с текстом художественного произведения

Дают ответы.

Мы познакомимся…

Мы поймем..

Мы научимся…





Познавательные:

планирование ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: волеваясаморегуляция в ситуации затруднения

Слайд 5

5.Реализация построенного проекта



М: наглядный

Словесный

Организует знакомство с содержанием текста.

- Ещё раз прочитайте фамилию автора текста. Знакома ли вам она?

-Давайте познакомимся с ним и его книгами. Рассмотрите портрет. Как вы думаете, какой это человек?

- Какие из этих книг вы читали? А что прочтем сегодня?

-Рассмотрите иллюстрацию к тексту Лучший друг.

- Выскажите предположения, о чем будет текст.

-Хотите узнать, о чем он?

Первичное чтение учителем.

Задаёт вопросы на первичное восприятие текста

- Сбылись ли ваши предположения?

- Понравился ли вам текст?

- Что это? Рассказ или сказка?

-Какие слова показались непонятными?

Словарная работа.

- Объясните слова: отлуплю, смутился

- Замените слова: близкими по смыслу.

Проверка понимания прочитанного.

-О ком это произведение?

-Как зовут героев рассказа?

-Можно ли сказать, что они лучшие друзья?

- Что будем делать?

- Действуем по плану. Прочитайте 2 пункт нашего плана.



Коротко знакомятся с автором рассказа и выставкой его книг.







Дают ответы.






Рассматривают иллюстрацию


Высказывают предположение. Аргументируют.


Слушанье текста.



Вступают в диалог с учителем.


Определяют жанр произведения



Выделяют непонятные слова.

Дети отвечают на вопросы учителя

Объясняют значение слов.

Придумывают слова –синонимы.

(Отлуплю-изобью, смутился – растерялся).


(-О мальчиках)

(Их зовут Коля и Вовка)


(Затрудняемся)


Фиксирует затруднение.

Читают 2 пункт плана.

(Нужно понять содержание рассказа)


Коммуникативные-

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Регулятивные:познавательная инициатива







Слайд 6

Физминутка



А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)




6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи




Организует вторичное чтение, с целью исследовать содержание произведения.

- Давайте прочитаем текст ещё раз.

Учитель задаёт вопросы, после чтения каждой смысловой части.

Вопросы:

  1. Что сделал Коля?

  2. Почему Вовка взял самокат?

  3. Почему рассердился Коля?


  1. Что хотел сделать?

  2. Что сказал Вовка?

  3. Почему Коля передумал драться?

  4. Какие слова сказал другу?

Организует обсуждение поступков героев.

- Правильно ли поступил Вова?

-Правильно ли поступил Коля?

- Можете ли вы теперь сказать, что они лучшие друзья?

-Какой урок получил Коля?

Организует работу в парах.

- Ответим на второй вопрос к рассказу. Прочитайте вопрос №2. Договоритесь, кто расскажет о Коле, а кто о Володе.

- Вам поможет словарик.

- Подчеркните слова, которые характеризуют Колю красным,а Володю синим.

- Какие слова вы выбрали.

-Молодцы. Оцените работу в парах.

Организует подводящий к выводу диалог.

-Назовите тему рассказа? О чём он?

- С какой целью Ермолаев написал этот рассказ?

-Назови основную мысль рассказа?


Вторичное чтение учащимися.



Чтение цепочкой по 1 предложению. Выбирают нужную информацию. Дают правильные ответы.





(Оставил самокат на улице, асам ушёл)

(Был другом Коли, взял покататься)

( Вовка не спросил у него разрешения.Пожадничал.)

(Он хотел с ним подраться)

(Назвал Колю лучшим другом)

(Ему стало стыдно.Он понял, что с друзьями нужно делиться))


(Что же вы на самокате не катаетесь..)





Дают варианты ответов.


( Да.Ведь драки не случилось)

(Нельзя решать проблемы с другом с помощью грубости и драк.)

( Потеряешь друга.Друзей нужно беречь.)



Читают вопрос№2.на стр.32. Договариваются, кто будет выбирать слова характеризующее Колю, а кто Вову.

Работают со словариком качеств человека по инструкции.


Приложение 2.


Работают в парах. Подчёркивают слова.


Зачитывают слова характеризующие главных героев рассказа.


Оценивают. Работу в парах.






Тема (Этот рассказ о дружбе.)

(Рассказ поучительный.Он учит нас дружить.)

(Если ты лучший друг, то не будь злым, жадным.Заботься о друге, делись с ним.)

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

достижение договоренностей и согласование общего суждения;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

поиск необходимой информации; установка причинно- следственных связей; доказательство.

Личностные: осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.




М: словесный

Практический

Наглядный

Организует работу по закреплению приёмов работы с текстом.


- Но нам трудно по одному поступку сделать вывод, кто такой лучший друг.

Давайте обратимся к другому автору замечательных книг.

- Прочитайте название стихотворения стр.33.

-Кто автор? Познакомимся с ней.

- Как называется стихотворение, с которым познакомимся сейчас?

Предположите, о чём оно.

- Рассмотрите иллюстрацию.

Организует первичное прослушивание стихотворения.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Сбылись ли ваши предположения.

Объясните слова: приглянулась, заводная.

Организует работу в группах.

-Над содержанием вы поработайте в группах самостоятельно.

- Вспомните правила работы в группе.

- Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы теста.

Тест. Приложение 3.

1.Кто пришел к девочке?

  • мама

  • подруга

2.Какая игрушка понравилась подружке?

  • кукла

  • лягушка

3.Жалко ли девочке расставаться с игрушкой?

  • да

  • нет

4.Как она поступила?

  • оставила себе

  • отдала подруге

5.Можно ли назвать девочек лучшими подругами?

  • да

  • нет

6*. Сравни рассказ « Лучший друг» и стихотворение Подарок».

  • оба произведения о дружбе

  • оба произведения об игрушках

7*.Выбери пословицу, которая отражает смысл стихотворения.

  • Настоящему другу цены нет.

  • О себе заботься, а товарища не забывай.

Организует проверку самостоятельной работы.Слайд 15

- Оцените работу группы.

Организует диалог подводящий к выводу.

Вывод: О чём это стихотворение? Как поступает лучшая подруга? Каким должен быть лучший друг.

Понимают учебную задачу. Действуют по плану урока.








Читают название и автора.

Рассматривают портрет, выставку книг.

Вспоминают произведения.

Уточняют.

Рассматривают иллюстрацию

Высказывают предположение.


Слушают запись

Вступают в диалог с учителем.







Объясняют значение слов.

(Приглянулась – понравилась, заводная –заводится ключиком и начинает прыгать)


Распределяются на группы постоянного состава.

Вспоминают правила работы в группе


Учатся действовать по инструкции.

Получают тесты.Читают стихотворение, выбирают ответы.




































Проверяют по эталону.

Корректируют выполнение тесты.


Оцениваем работу.(Лист оценки)


(О дружбе. )

( Друзей нужно любить и быть заботливыми,отзывчивыми,щедрыми)

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

установка причинно- следственных связей; доказательство; понимание текста , извлечение нужной информации;

















Слайд 7

8.Включение нового в систему знаний и повторение.




Организует коллективную работу по выразительному чтению.

-Над каким пунктом плана мы ещё не работали?Почему, нужно читать выразительно?

- Давайте поиграем в игру

« Мордашки».

- Какие эмоции вам известны?

- Определите, с какими эмоциями нужно прочитать каждое предложение.

- С какимчувством мы будем читать 1 предложение?2?3? 4?

-А теперь прочитаем целиком. Проверим, что у нас получилось.



-Оцените правильность и выразительность чтения.

Подготовиться к выразительному чтению.


Варианты ответов.(Чтобы лучше передать характер герой. Отношение к ним автора. Чтобы было интересней )


На доске текст и смайлики.

Ищут нужные строки.Читают их с заданной интонацией. (Чтение цепочкой)

  1. Спокойно

  2. Недовольно.

  3. Огорченно

  4. Радостно

Дают варианты ответов.

Читают стихотворение жужжащим чтением.

Читают вслух по желанию.

Оценивают чтение.(Лист самооценки)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение; развитие эмоций.

Познавательные: понимание текста , извлечение нужной информации; отработка выразительности чтения.











Слайд 8

9. Рефлексия деятельности

(итог урока).



- Ребята, давайте расскажем лисичке про нашу работу на уроке.

– Чем мы занимались сегодня на уроке?

– Что получилось?
- Над чем надо еще поработать?

- Возьмите три карандаша, желтого, зеленого и красного цветов. Кому на уроке все было понятно и понравилось – поднимите желтый карандаш. Кому что-то было не понятно, но урок понравился – зеленый. Кому ничего не понятно и не понравился урок – красный.

Спасибо за урок!

произведениями мы познакомились сегодня на уроке? - Какое из них вам больше всего понравилось?-Чему вас научили писатели?

- Смогли ли вы понять, кто такой лучший друг?

- Какие умения при работе с текстом мы сегодня отрабатывали?


Выясняет уровень интереса детей к предмету, впечатления от урока


- Оцените своё впечатление от работы на уроке смайликами.

Слайд 17




- Молодцы! Сегодня вы всё очень хорошо потрудились.





Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения
(над чем следует поработать дома самостоятельно).









Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Познавательные : рефлексия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные :самооценка на основе критериев успешности; адекватное понимание причин успеха . неуспеха в учебной деятельности.

Слайд 9





Приложение 1

Лист самооценки.

Работа в паре

Работа в группе

Выр чтение













Приложение 2

КОЛЯ

Добрый

Заботливый Обидчивый

Лживый

Скупой

Отзывчивый Решительный

Насмешливый

Равнодушный

Ленивый

Злой

Жадный

Воспитанный






Вовка


Добрый

Заботливый

Обидчивый

Лживый

Скупой

Отзывчивый

Решительный

Насмешливый

Равнодушный

Ленивый

Злой

Жадный

Воспитанный





Приложение 3

Тест( работа в группе)

Тест( работа в группе)

1.Кто пришел к девочке?

  • мама

  • подруга

2.Какая игрушка понравилась подружке?

  • кукла

  • лягушка

3.Жалко ли девочке расставаться с игрушкой?

  • да

  • нет

4.Как она поступила?

  • оставила себе

  • отдала подруге

5.Можно ли назвать девочек лучшими подругами?

  • да

  • нет

6*. Сравни рассказ « Лучший друг» и стихотворение Подарок».

  • оба произведения о дружбе

  • оба произведения об игрушках

7*.Выбери пословицу, которая отражает смысл стихотворения.

  • Настоящему другу цены нет.

  • О себе заботься, а товарища не забывай.



1.Кто пришел к девочке?

  • мама

  • подруга

2.Какая игрушка понравилась подружке?

  • кукла

  • лягушка

3.Жалко ли девочке расставаться с игрушкой?

  • да

  • нет

4.Как она поступила?

  • оставила себе

  • отдала подруге

5.Можно ли назвать девочек лучшими подругами?

  • да

  • нет

6*. Сравни рассказ « Лучший друг» и стихотворение Подарок».

  • оба произведения о дружбе

  • оба произведения об игрушках

7*.Выбери пословицу, которая отражает смысл стихотворения.

  • Настоящему другу цены нет.

  • О себе заботься, а товарища не забывай.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Показать полностью