2. Актуализация знаний Постановка проблемы Вопрос учителя: Является ли правильным утверждение о том, что бактерии есть самые простые по своему строению клеточными организмами? На доске запись: Бактерии – самые простые клеточные организмы. Далее обучающимся предлагается подтвердить или опровергнуть данное высказывание. Цель этапа: Повторив изученный ранее материал, сформулировать проблему урока; установить связь между предыдущим и настоящим уроками. | Проверка знаний. Мозговой штурм (фронтальное обсуждение материала прошлого урока ) Обсуждение схемы деления организмов на группы (царства) живой природы: Организмы делятся на две группы – безъядерные и ядерные. К безъядерным относятся бактерии, к ядерным – растения, животные, грибы. | Предметные. Повторение материала о делении организмов на царства, деление организмов на ядерные и безъядерные. Коммуникативные. Умение вести диалог, взаимодействовать с другими учащимися в классе. |
Проблемное объяснение нового знания Организация работы учащихся с текстом и рисунками учебника, работа обучающихся в парах. Объяснение материала о распространении бактерий, спорообразовании. Обратить внимание детей на то, что спора – это особая клетка, образование которой является приспособлением к перенесению неблагоприятных условий среды. Организация фронтальной беседы о формах бактерий. Вопросы учителя в конце работы на данном этапе урока: - Подумайте, чем можно объяснить такое разнообразие форм бактерий? - Чем можно объяснить факт, что некоторые бактерии имеют зеленую или пурпурную окраску, тогда как их большинство бесцветны? Цель этапа: познакомить обучающихся с особенностями строения бактерий и их многообразием. | Строение бактерий А) Обучающимся предлагается вспомнить факты, которые они знают о строении клетки бактерии ( им известно, что нет оформленного ядра, ядерное вещество находится в цитоплазме, есть клеточная стенка, все бактерии – одноклеточные организмы) и записать их в тетрадь. Далее учащимся предлагается проверить знания друг друга, работая в парах. При необходимости надо дополнить написанное. Б) Прочитать в параграфе 10 раздел «Строение бактерий» и найти дополнения к имеющимся знаниям (у некоторых бактерий есть один или несколько жгутиков). В) На рисунке 22 в учебнике найти все названные части бактериальной клетки: ядерное вещество, клеточная оболочка, цитоплазма, жгутики) Учащимся предлагается оценить свою работу (Верно, допустил ошибки) Распространение бактерий (рассказ учителя с демонстрацией таблиц) Спора – приспособление бактерий к перенесению неблагоприятных условий. Спора – это клетка бактерии, в которой сжалась цитоплазма и сформировалась особая толстая оболочка. Форма бактерий, окраска бактерий (Самостоятельная работа обучающихся с текстом и рисунком 23 учебника. Фронтальная беседа по результатам самостоятельной работы). | Метапредметные: обучающиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты. Проводить их сравнительную характеристику. Познавательные: умение работать с текстом и рисунками учебника при изучении строения бактериальной клетки. Многообразия форм бактерий, введении понятия СПОРА. Коммуникативные: умение работать в парах, взаимодействовать с другими учащимися, искать верные ответы на вопросы учителя. Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у обучающихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения. |
Первичное закрепление знаний Организация диалога с учащимися Цель этапа: Закрепить знания, полученные на уроке | Выполнение работы по рисунку в рабочей тетради (подписать части клетки бактерии). Проверка выполнения этой работы, оценка ее выполнения. Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространения (фронтальная беседа) | Коммуникативные: Умение взаимодействовать с другими учащимися. Искать верные ответы на вопросы учителя, при необходимости возвращаясь к тексту и рисункам учебника. Регулятивные : Умение формировать самооценку, осуществлять коррекцию своей работы, знаний, умений. |
5.Итог урока | Дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока. -Выскажите свое мнение о том, являются ли бактерии самыми простыми клеточными организмами? | Регулятивные: Умение формировать самооценку, осуществлять коррекцию своей работы, знаний, умений. |