СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Характеристика царства Бактерии" (5 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Характеристика царства Бактерии" (5 класс)»

Биология 5 класс

Урок № Дата

Тема: Характеристика царства Бактерии.

Цель: Познакомить обучающихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.


Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Метапредметные: обучающиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у обучающихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Ход урока


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент



2. Актуализация знаний

Постановка проблемы

Вопрос учителя: Является ли правильным утверждение о том, что бактерии есть самые простые по своему строению клеточными организмами?

На доске запись:

Бактерии – самые простые клеточные организмы.

Далее обучающимся предлагается подтвердить или опровергнуть данное высказывание.


Цель этапа: Повторив изученный ранее материал, сформулировать проблему урока; установить связь между предыдущим и настоящим уроками.

  1. Проверка знаний.

Мозговой штурм (фронтальное обсуждение материала прошлого урока )


Обсуждение схемы деления организмов на группы (царства) живой природы:

Организмы делятся на две группы – безъядерные и ядерные. К безъядерным относятся бактерии, к ядерным – растения, животные, грибы.

  1. Предметные.

Повторение материала о делении организмов на царства, деление организмов на ядерные и безъядерные.

  1. Коммуникативные.

Умение вести диалог, взаимодействовать с другими учащимися в классе.

  1. Проблемное объяснение нового знания

Организация работы учащихся с текстом и рисунками учебника, работа обучающихся в парах.


Объяснение материала о распространении бактерий, спорообразовании.

Обратить внимание детей на то, что спора – это особая клетка, образование которой является приспособлением к перенесению неблагоприятных условий среды.


Организация фронтальной беседы о формах бактерий.


Вопросы учителя в конце работы на данном этапе урока:

- Подумайте, чем можно объяснить такое разнообразие форм бактерий?

- Чем можно объяснить факт, что некоторые бактерии имеют зеленую или пурпурную окраску, тогда как их большинство бесцветны?


Цель этапа: познакомить обучающихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

  1. Строение бактерий

А) Обучающимся предлагается вспомнить факты, которые они знают о строении клетки бактерии ( им известно, что нет оформленного ядра, ядерное вещество находится в цитоплазме, есть клеточная стенка, все бактерии – одноклеточные организмы) и записать их в тетрадь. Далее учащимся предлагается проверить знания друг друга, работая в парах. При необходимости надо дополнить написанное.

Б) Прочитать в параграфе 10 раздел «Строение бактерий» и найти дополнения к имеющимся знаниям (у некоторых бактерий есть один или несколько жгутиков).

В) На рисунке 22 в учебнике найти все названные части бактериальной клетки: ядерное вещество, клеточная оболочка, цитоплазма, жгутики)


Учащимся предлагается оценить свою работу (Верно, допустил ошибки)


  1. Распространение бактерий (рассказ учителя с демонстрацией таблиц)

Спора – приспособление бактерий к перенесению неблагоприятных условий.

Спора – это клетка бактерии, в которой сжалась цитоплазма и сформировалась особая толстая оболочка.


  1. Форма бактерий, окраска бактерий (Самостоятельная работа обучающихся с текстом и рисунком 23 учебника. Фронтальная беседа по результатам самостоятельной работы).

Метапредметные: обучающиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты. Проводить их сравнительную характеристику.

Познавательные: умение работать с текстом и рисунками учебника при изучении строения бактериальной клетки. Многообразия форм бактерий, введении понятия СПОРА.

Коммуникативные: умение работать в парах, взаимодействовать с другими учащимися, искать верные ответы на вопросы учителя.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у обучающихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

  1. Первичное закрепление знаний

Организация диалога с учащимися


Цель этапа:

Закрепить знания, полученные на уроке

Выполнение работы по рисунку в рабочей тетради (подписать части клетки бактерии). Проверка выполнения этой работы, оценка ее выполнения.

Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространения (фронтальная беседа)

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать с другими учащимися. Искать верные ответы на вопросы учителя, при необходимости возвращаясь к тексту и рисункам учебника.


Регулятивные :

Умение формировать самооценку, осуществлять коррекцию своей работы, знаний, умений.

5.Итог урока


Дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

-Выскажите свое мнение о том, являются ли бактерии самыми простыми клеточными организмами?

Регулятивные:

Умение формировать самооценку, осуществлять коррекцию своей работы, знаний, умений.

6.Домашне задание

Изучить параграф 10 ответить на вопросы в конце параграфа


7.Рефлексия

Сегодня на уроке я

-узнал…

-понял…

-научился…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!