СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Химические свойства глюкозы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Химические свойства глюкозы"»


Учитель: Бальчинова Э.Б.

Урок в 10 классе, Тема урока «Химические свойства глюкозы»


ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

ЦЕЛЬ: создать условия для ознакомления учащихся с составом, строением, свойствами глюкозы, формировать представлений о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Предметные. Знание особенностей строения глюкозы, ее физических и химических свойств; умение выражать знание химических свойств через составление соответствующих уравнений химических реакций; умение наблюдать и описывать химические реакции; углубление и систематизация на межпредметном уровне знаний учащихся об углеводах как о важнейших биоорганических соединениях, о значении углеводов в жизни человека.

Метапредметные. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, строить логические рассуждения и делать выводы.

Личностные. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:

объяснительно – иллюстративный, проблемный;

словесные (рассказ, беседа), наглядные (слайды презентации), исследование.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

эвристическая беседа, эксперимент, самостоятельная работа.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: персональный компьютер, медиапроектор, презентация «Глюкоза», оборудование и химические реактивы для выполнения эксперимента: глюкоза кристаллическая, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, глюкозы, спиртовка, держатель, пробирки, аммиачная вода, нитрат серебра, дрожжи.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КЛАССЕ:

Фронтальная, индивидуальная, парная.


ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ:

1. Организационный этап (0,5 мин).
2. Актуализация знаний. Вывод молекулярной формулы глюкозы. (5 мин).
3. Целеполагание (3 мин).
4. Подготовка к усвоению новых знаний. (7 мин).
5. Открытие новых знаний (20 мин).
6. Рефлексия (3 мин)
7. Информация о домашнем задании (1,5 мин).

Ход урока:

  1. Организационный этап. (0,5 мин)

Здравствуйте, дорогие ученики и уважаемые гости. Ребята, у нас сегодня необычный урок, на который приглашены учителя химии и биологии Иволгинского района. Прошу вас поприветствовать учителей. Садитесь, ребята. Уважаемые гости, я вам представляю ребят 10 класса.

Ну, что ж начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний. (5 мин)

  1. Запуск сайта LEARNINGAPP

-Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с такими органическими кислородсодержащими соединениями как углеводы. Сейчас проведем с вами блиц-опрос и вспомним что такое углеводы и какие они бывают. Далее опрос (отвечают дети с места).

  1. Установление структурной формулы глюкозы (ученик на доске пишет структурную формулу)

- Теперь напишите структурную формулу глюкозы на доске (ученик пишет)

- Хорошо, какие функциональные группы входят в состав глюкозы? (ученик выделяет и называет)

-Верно, гидроксогруппы и альдегидная группа.

Ученик садится.

  1. Вывод особенностей строения глюкозы

-Теперь, скажите, какие другие органические соединения тоже содержат несколько ОН-групп? (многоатомные спирты) – с места отвечают.

-А какие другой класс соединений содержит альдегидную группу? (альдегиды)- с места отвечают.

-Верно, ну а теперь какими тогда свойствами будет обладать глюкоза? (и МС и альдегидов).


3. Целеполагание (3 мин).

- Хорошо, ребята, как вы думаете тогда из всего сказанного, что сегодня на уроке мы будем делать? (изучать химические свойства глюкозы)

-Верно, изучать свойства глюкозы, и поэтому тему урока как вы назовете? (Химические свойства глюкозы) – слайд №1.

Итак, тема урока «Химические свойства глюкозы», записываем в тетрадь дату и тему урока.

-Хорошо, давайте сформулируем цель урока.

Задание: сформулировать цель урока, используя требования к цели.

Цель: изучить свойства глюкозы – слайд №2.


(слайд 3) - Ребята, задачи – это шаги для достижения цели.

Сформулировать задачи урока:

Задачи:

1. Спрогнозировать свойства глюкозы, исходя из ее строения.

2. исследовать химические свойства глюкозы как многоатомного спирта экспериментально.

3. исследовать химические свойства глюкозы как альдегида экспериментально.


4. Подготовка к усвоению нового материала. (7 мин)

Таким образом, возникает новая проблемная ситуация, для решения которой учащиеся вспоминают качественные реакции на предложенные классы соединений, а затем проделать их с изучаемым веществом и сравнить результат изучения исследуемого вещества в разных направлениях с результатом аналогичных реакций для изученных ранее кислородосодержащих соединений, сделать выводы:

реакцию с гидроксидом меди (II) на многоатомные спирты (демонстрирует учитель)

реакцию с гидроксидом меди (II) при нагревании на альдегиды (демонстрирует учитель)

(слайд №4,5,6)- уравнения вышенаписанных реакций


5. Открытие новых знаний (20 мин).

  1. . Химические свойства глюкозы. (выполните экспериментальное изучение)


  1. Свойства многоатомных спиртов


1. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) без нагревания: (слайд №17)


2. Образование простых эфиров со спиртами: (слайд №18)


II. Свойства альдегидов

- Какие свойства альдегидов характерны для глюкозы?


1. Реакция серебряного зеркала: (слайд №14)

- Допишите уравнение реакции

СH2OH(CHOH)4-COH + 2[Ag(NH3)2]OH → СH2OH(CHOH)4-COONH4 + 2Ag↓+ 3NH3 + H2O

глюконат аммония

Просмотр видеоопыта «Качественная реакция глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I) (реактивом Толленса)»


2. Окисление гидроксидом меди (II) при нагревании: (слайд №15)


- Допишите уравнение реакции

t

СH2OH(CHOH)4-COH + 2Cu(OH)2 → СH2OH(CHOH)4-COOH + Cu2O↓ + 2H2O

глюконовая кислота

3. Восстановление в спирты: (слайд №16)

t, Ni

СH2OH(CHOH)4-COH + H2 → СH2OH(CHOH)4-CH2OH

сорбит

Сорбит – кристаллическое вещество, вдвое слаще сахара, впервые был выделен из листьев рябины (sorbus-рябина). Нетоксичен, используется как заменитель сахара, особенно больным сахарным диабетом).



III. Специфические свойства

Важнейшим свойством моносахаридов является их ферментативное брожение, т.е. распад молекул на осколки под действием различных ферментов. Брожение происходит в присутствии ферментов, выделяемых дрожжевыми грибками, бактериями или плесневыми грибками. В зависимости от природы действующего фермента различают реакции следующих видов:


а) Спиртовое брожение (под действием дрожжей): (слайд №19)

дрожжи

С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2СО2

этанол


б) Молочнокислое брожение (под действием молочнокислых бактерий): (слайд №20)

  • изготовление кисло-молочных продуктов;

  • при консервировании, квашении, силосовании кормов;

  • в условиях недостатка кислорода глюкоза превращается в молочную кислоту, которая обуславливает боли в мышцах в момент физической нагрузки и после нее.


в) Маслянокислое брожение: (слайд №21)

С6Н12О6 С3Н7СООН + 2Н2↑ +2СО2

глюкоза масляная кислота

г) Окисление: (слайд №21)

C6H12O6 + 6O2 → 6H2O + 6CO2 + 2800 кДж



- Выполните эксперимент, соблюдая правила техники безопасности (при работе со щелочами, со спиртовкой, правила нагревания веществ), заполните таблицу: (слайд №5)

Функц.группа

Реактив

Результат (наблюдение)

Вывод

Как многоат.спирт

+ Cu(OH)2, без t



Как альдегид

+ Cu(OH)2, t




+ аамиачный раствор серебра



Специфические свойства

+ дрожжи( спиртовое брожение)




ВЫВОД:



7. Рефлексия (3 мин) (Слайд №29)

  • Что узнали на уроке?

  • Чему научились на уроке?

  • Испытывали ли трудности? Какие?


8. Домашнее задание (1,5 мин). (Слайд №30)

§17, упр.7,8