СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Координатная плоскость.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Координатная плоскость.»


Конспект урока


Тема урока: Координатная плоскость.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающая: научить учащихся определять координаты заданных точек; познакомить учащихся с координатной плоскостью; научить учащихся строить точки с заданными координатами на координатной плоскости; читать простейшие графики

Развивающая: развивать познавательную активность и творческие способности.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера

Задачи урока: Формировать: умение находить и строить точки по заданным координатам на координатной плоскости, читать простейшие графики; умения высказывать свое мнение, делать выводы. Развивать: мышление, творческое мышление, память, математический язык, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Методы обучения:

  1. по источнику знаний: беседа (ученики беседовали с учителем на разных этапах урока), упражнения; демонстрация.

  2. по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

  3. анализ, синтез (при решении учениками новых заданий).

Формы обучения: фронтальная.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Проверка домашнего задания (2 мин).

  3. Актуализация опорных знаний и способов действий (4 мин).

  4. Ознакомление с новым материалом (15 мин).

  5. Закрепление нового материала (18 мин).

  6. Постановка домашнего задания (2 мин).

  7. Подведение итогов урока (2 мин).

Ход урока


Этап урока

Задачи урока

Содержание урока

Формы работы

Методы

Контроль

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке я попрошу вас быть внимательными, вам будет необходимо выполнять задание на протяжении всего урока. Прочитайте внимательно вопросы, на которые необходимо ответить (Приложение 1).

Приветствуют учителя. Готовят учебники и тетради. Читают задание, которое необходимо выполнить на уроке.




2 мин

Проверка домашнего задания

Формирование самоконтроля учащихся

- Откройте тетради с домашним заданием, проверьте правильность его выполнения, сравните ответы в тетради с ответами указанными на экране интерактивной доски (Слайд 1). Около правильно решенного задания поставьте знак «+», неправильного задания – «–»

Проверяют домашнее задание, отмечая правильно и неправильно решенные примеры знаками «+» и «-» соответственно.

Фронтальная

Иллюстративный

Самоконтроль

2 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий






Формировать умения высказывать свое мнение, делать выводы


- На доске представлены задания, подобные которым вы решали на прошлом уроке в практической работе. Давайте вместе решим данные задания. Один из вас, по желанию, проговаривает алгоритм решения, остальные внимательно слушают одноклассника и смотрят на решение, которое записывается мной на доске.

Задания с решением:




- Таким образом, для того чтобы решить подобные примеры, необходимо:

1) определить знак частного; 2) представить все числа в виде обыкновенных дробей; 3) перевернуть делитель, заменив знак деления умножением; 4) записать числа под общей чертой и выполнить все возможные сокращения; 5) перемножить оставшиеся после сокращения числа и записать результат.










Отвечает один ученик, по просьбе учителя проговаривает алгоритм решения каждого из заданий. Остальные ученики при неверном решении примера одноклассником, поднимают руку и поправляют его.

Фронтальная









Практические









Устный









4 мин










Изучение нового материала

Постановка целей урока




















































Изучение нового материала






























































- Ребята, как строится числовая прямая?








- Хорошо ребята, на слайде (Слайд 2) вы видите числовую прямую, назовите координаты точек, которые на ней отмечены.

- Что можно сказать о соответствии между точками и числами на координатной прямой?

- Достаточно ли одного числа, чтобы определить положение точки на плоскости? Например: что указано в билете в театр или кино (Слайд 3)?

- Как определить положение фигуры на шахматной доске?



- (Слайд 4)Все, наверное, любят играть в морской бой, давайте определим расположение однопалубных и двухпалубных кораблей.

- (Слайд 5)Числа, с помощью которых указывают, где находится некоторый объект, называют его координатами.

- (Слайд 6-7) Выполните задание, представленное на слайде.

Задание: 1) Постройте пятиклеточный корабль по координатам клеток

(8;6), (8;5), (7;4), (8;4), (9;4)

2) Отметьте новое положение корабля, поменяв местами координаты клеток.


- Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему, которая носит название «Координатная плоскость» (Слайд 8). Запишите тему урока в тетради.

К концу урока мы должны научится определять координаты точек на плоскости, познакомиться с основными понятиями данной темы.

- Постройте в тетрадях числовую прямую x, с единичным отрезком равным 1-ой клетке. Затем, постройте прямую перпендикулярную к данной прямой, которая проходит через начало координат. Отметьте, на проведенной прямой, единичный отрезок, укажите положительное направление (вверх) и название y. (Слайд 9)

Числовые прямые, расположенные описанным образом, называются осями координат и имеют общепринятые названия и обозначения. Горизонтальная ось называется осью абсцисс, или осью х. Вертикальная ось называется осью ординат, или осью y. Абсцисса и ордината точки М называются координатами этой точки. Их принято записывать рядом с буквой, обозначающей точку, в круглых скобках, причём на первом месте всегда пишется абсцисса, а на втором – ордината. Оси координат делят координатную плоскость на четыре части, называемые четвертями. Вся описанная конструкция вместе называется декартовой прямоугольной системой координат (или просто системой координат). (Слайд 10) Прямоугольная система координат, состоящая из двух взаимно перпендикулярных осей с общим началом, изобретена в XVI в. Знаменитым французским математиком Рене Декартом. Декартова система координат, дала возможность объединить числовую и геометрическую линию математики.

- Определим координаты точек, отмеченных в системе координат представленной на слайде презентации (Слайд 11).

- Проводится горизонтальная прямая, задается ее начало, которое обозначается точкой О. Указывается единичный отрезок, положительное направление и название x.

Называют координаты точек. А(4), В(-4), С(5,5), D(-1,5), О(0)


- Однозначное.



- Недостаточно. Номер ряда и номер кресла.


- По обозначениям: по вертикали – числа, по горизонтали – буквы

- По цепочке называют пары чисел, обозначающие координаты.

Однопалубные корабли:(1;8), (4;6), (10;10), (2;2).

Двухпалубные корабли: (4;10) и (4;9),

(9;3) и (9;2), (7;6) и (8;6).









Выполняют задание самостоятельно в тетради.







Записывают тему урока в тетради. Слушают учителя.






Выполняют построение по алгоритму, который обозначен учителем.






Слушают учителя, выполняют записи в карточках.































- Координаты точек, представленных на слайде: A (3;1), B (2;-2), C (-2;4), D (-4;-2), E (0;2), F(-4;0).










Фронтальная

Беседа

Анализ Синтез


Устный

15 мин

Закрепление изученного материала










Закрепить полученные знания








- Необходимо запомнить (Слайд 12): Если точка лежит на оси ординат, ее абсцисса равна нулю. Если точка лежит на оси абсцисс, ее ордината равна нулю. Такие точки лежат на границе двух четвертей.

- На слайде (Слайд 13) представлена система координат, в которой отмечены точки. Назовите и запишите координаты отмеченных точек, укажите четверть, в которой они расположены.

- Запишите на доске коодринаты точек расположенных в 1 четверти.


- Назовите ординату точки H.


- Запишите на доске коодринаты точек расположенных в 2 четверти.


- Назовите абссцису точки B.


- Запишите на доске коодринаты точек расположенных в 3 четверти и точки лежащие на оси ординат.




- Запишите на доске коодринаты точек расположенных в 4 четверти и точки лежащие на оси абссцис.





- Молодцы ребята! Следующее задание выполните в тетради самостоятельно. Один из вас по желанию выполнит задание на доске. Запишите координаты всех точек: B, A, R, S, I, K. Определите четверти в которых они находятся (Слайд 14).

-Назовите абсциссу точки А. И ординату точки К.

- В какой четверти расположена точка В?


- Внимательно рассмотрим пример построения точки M. (Слайд 15)

- Начертите в тетради координатные оси, взяв единичный отрезок 1 см. (Слайд 16 - 17) Постройте точки: А (4;1), В (-1;4), С (3;-2), D (-3;-1); К (0;3), N (-2;1) F (-2,5;-4,5), S (0,5;-2,5).







Выполняют задание в тетради и у доски.











- В первой четверти расположены точки E(2,5 ; 0) и H(7; 2,5)

- Ордината точки H – 2,5

- Во второй четверти расположена точка B (-4;4)

- Абсцисса точки B – -4

- В третьей четверти расположены точки A (-6;-2) и C (-3,5;-2,5). На оси ординат лежит точка D (0;7).

- В четвертой четверти расположены точки G (4;-2), I (9;-4). На оси ординат лежат точки E (2,5;0) и K (9;0).

Выполняют задание. Один из учеников записывает координаты точек на доске.

Координаты точек: B (3;1), A( 2:-5), R (0;-9), S (-3;-5), I (-2;3), K (-1;9)









- 2 и 9 соответственно.

- Точка В расположена в 4 четверти.


Самостоятельное выполнение задания в тетради.










Выполняют построение фигуры. Проверяют правильность построения фигуры, сверяя построение






Фронтальная






Упражнения




Устный



18 мин


Постановка домашнего задания


- Запишите домашнее задание: параграф 7.8, выполнить задания указанные в карточках (Слайд 18). В первом задании необходимо отметить на координатной плоскости точки, координаты которых указаны, соединить их последовательно. Во втором задании, необходимо определить координаты вершин фигур, изображенных на координатной плоскости.

Записывают домашнее задание в дневник. Разбирают карточки с домашним заданием (приложение 2).

Фронтальная

Объяснение


2 мин

Подведение итогов урока

Сделать выводы по уроку

Обсуждают основные вопросы сегодняшнего урока. Учитель выставляет оценки ученикам.

- В начале урока, вам было дано задание, заполнить карточки с заданиями.

Посмотрим, что у нас получилось.

- Что же такое координатная плоскость?






- Как обозначается и расположена ось абсцисс?

- Как обозначается и расположена ось ординат?

- Каким образом записывается координата точки на плоскости? Приведите пример.






- В каком веке и кто придумал координатную плоскость?



- Хорошо ребята, вы отлично поработали на уроке (учитель выставляет оценки за урок). Урок подошел к концу, спасибо за урок, до свидания.

Несколько учеников, устно проговаривают выполняемые на протяжении всего урока (прил.1)


- Две взаимно перпендикулярные прямые, имеющие начало(точку отсчета), положительное направление, единичный отрезок.

- Оx, расположена горизонтально.

- Оу, расположена вертикально.

- Координата точки записывается в круглых скобках, через точку с запятой. Сначала записывается абсцисса точки, затем ордината. Пример: D(9; -1).

-Координатная плоскость придумана Рене Декартом в 18 веке.

Фронтальная

Беседа


2 мин