СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Л. Н. ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  "Котёнок" Л.Н. Толстой

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Л. Н. ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК»»

ТЕМА: Л. Н. толстой «котенок» (с. 117–119)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котенок», способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
образователь

ные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; получат возможность научиться: пересказывать текст подробно, выборочно; составлять устно текст-описание героя.

Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое), осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Компьютер, презентация, карточки, мультимедийный проектор, аудиозапись.



















организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределе

ние) к учебной деятельности

Эмоциональ

ная, психологичес

кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другим. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения. (СЛАЙД 1)

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронталь

ная, индивидуальная




Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюде

ния учителя

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.





























2. Речевая разминка

- С творчеством какого писателя мы с вами знакомимся? ( с творчеством Л.Н. Толстого)

Вспомним факты из биографии Л. Н. Толстого. (СЛАЙД 2)

  1. Л.Н. Толстой родился в 1828 году в имении….Ясная Поляна.

  2. Л.Н. Толстой открыл для детей…..школы.

  3. Писатель написал для детей учебник…»Азбука».

  4. Л.Н. Толстой учил…детей.

  5. Он сочинял….для детей: рассказы, сказки, басни, были.

- А что такое рассказ?

- Что такое сказки?

- Что такое басни?

- Что такое были?

( дети отвечают на поставленные вопросы)

- Ну а сейчас речевая разминка.

- Читаем чистоговорку.


ол - ил - ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

(СЛАЙД 3)


- А сейчас отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.


Она первой входит в дом,

И живёт подолгу в нём.

То мяучит, то играет,

То исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко.

(СЛАЙД 4)


– О ком говорится в скороговорке и загадке?

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

Рассказ о кошках

Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

На свете около 60 разных пород кошек.



Беседа и

ответы детей.





























Работают над чистоговоркой





















Работа с загадкой.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.



Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность






































Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.





Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.


Личностные: выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции; осознают свои возможности в учении




Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи


  • С творчеством какого писателя мы с вами знакомимся?

Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее.

  • Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, его новым произведением.

  • Мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Котёнок” (СЛАЙД 5)

- И цели нашего сегоднешнего урока таковы.




Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

(СЛАЙД 6)

-Сейчас мы узнаем какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?

Аудиозапись


Формулирует тему урока. Цели и задачи учебной деятельности.




Внимательно слушают.

Рассказывают о писателе.












Фронтальная, индивидуальная


IV. Работа по теме урока

1. Чтение произведения по аудиозапись.

































2. Словарная работа

- Ребята какая наша главная задача, когда мы читаем или слушаем произведение?

(Понять характер героев, вычитать и понять то что хотел сказать автор)


-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

- Где нашел Вася кошку?

-Что он увидел?

- Сколько их было?

- Как же котенок остался один?

-Куда пошли ребята?

-Почему ребята взяли котёнка с собой?

- Какая опасность угрожала котенку?

- Кто спас котенка?

Как повела себя Катя?

Вы волновались когда слушали рассказ? И за кого?

– Что можно сказать о Васе? Какой он?

– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?

– Почему ребята взяли котёнка с собой?

– Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

– Почему ваше настроение менялось?

– Чему учит эта быль?


Подле– около.

Что было духу – очень быстро.

Пустился что было духу - очень быстро

Прочь – в другую сторону

Щавель – травянистое растение

– Значение слова «амбар» посмотрите в толковых словарях. (СЛАЙД 7)





Слушают аудиозапись.

Отвечают на вопросы.




















Работа со словарными словами.




Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Физкультминутка


- Встаньте.

-Покажите, как кошка потягивается после сна.

-Представьте, что вы – кошки. Помяукайте.

-Умойтесь. Кошка – очень чистоплотное животное.

- А вот кошка в опасности. Как она себя поведет?

- Пофыркайте.

- Садитесь. Вернемся к тексту “Котёнок”.

Выполняют движения согласно инструкции

Фронтальная


Выполне

ние движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа над выразительнос

тью речи.








2. Работа с иллюстрацией.




3.Составление описания Васи.








4. Работа в парах.








- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать этот отрывок? (радостно)

- Найдите описание котёнка. А как этот отрывок будем читать? ( с любовью, ласково)

– С какой целью мы выполняли это задание?


- Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

- Найдите это место в тексте и прочитайте. (СЛАЙД 8)


- Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность).

Что ты можешь сказать о Васе?Какой он?


На карточках – слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный.

– Выберите слова, которые характеризуют
Васю

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.

Работа с текстом.

Читают отрывки из текста.










Устно описывают черты характера героя произведения.







Выполняют задания.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез; структурирование знаний; установление причинно-следственных связей.


Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.


Коммуникативные: умеют формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; использовать критерии для обоснования своего суждения.


Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы

VI. Итоги урока.



































Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Послушаем стихотворение.

(читает ребёнок)

Беседа по стихотворению























Работа с фразами.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.


Грустное стихотворение, правда?

-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя забывайте своего маленького друга и нужно заботиться о нём.

- Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

-Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.



Скажите отражает ли фраза французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери главную мысль этого рассказа?

« Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил..»

А какая из этих фраз тоже подходит к теме

НЕТ ДРУГА - ИЩИ, А НАШЁЛ - БЕРЕГИ.

ВСЁ ХОРОШО, ЧТО ХОРОШО КОНЧАЕТСЯ. (СЛАЙД 9)


Я прочитала …….

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Этот рассказ учит меня…

Мне не понравилось….. (СЛАЙД 10)













Отвечают на вопросы





















Беседа.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выпол-нению до-машнего

Выразительное чтение рассказа, подготовить пересказ, составить план и составить рассказ о домашнем любимце. с.117-119 (СЛАЙД 11)


Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!