СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Лексикология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания направлены на повторение изученного в 5-7 классах .

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Лексикология"»

ТЕМА: Лексикология

Ход урока

— Тема сегодняшнего урока «Лексика и фразеология».

Ваша задача — вспомнить все, что вы изучали по этой теме в V—VII классах: состав русской лексики и ее расслоение, взаимоотношения между словами — синонимы, антонимы омонимы; вспомнить, что такое фразеологизмы, и потренироваться в употреблении их в речи.

I. Повторение изученного.

1. Беседа. Запишите ответы.

— Вспомните, что означает термин «лексика»? 

— С каких точек зрения вы характеризуете его?

1) Слова, недавно вошедшие в употребление. 

2) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. 

3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 

4) Слова, вышедшие из активного употребления. 

5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии.

6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. 

7) Специальные слова, обозначающие научные понятия. 

2. Работа с текстом.

—Какое многозначное слово употреблено в последнем тексте?  Какие лексические значения этого слова вы знаете? Запишите значения.

Работа по заданию к упражнению в учебнике.

Если дети затрудняются с ответом, учитель может зачитать им выписку из словарной статьи «Краткого толкового словаря русского языка» под редакцией В.В. Розановой.

I. Мир.

1. Все то, что существует на Земле и в космосе. Происхождение мира.

2. Земля со всем, что на ней находится. Известен всему миру.

3. Человеческое общество, объединенное по каким-нибудь признакам. Капиталистический мир.

4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных.

II. Мир.

1. Отсутствие войны, вооруженных действий. Борьба за мир.

2 Соглашение между воюющими странами об окончании войны. Заключить мир.

3. Отсутствие ссоры, враждебных отношений с кем-нибудь. В семье всегда был мир.

— Скажите, слово «мир» значении «отсутствие войны» и слово «мир» значении «земля со всем, что на ней есть» — это просто многозначное слово или это уже слово-омоним? Почему? (Омонимы, так как между значениями нет общего смысла.)

— Вспомните, что означает термин «омонимы».

— А что мы называем синонимами и антонимами?

— Проверьте себя, как вы умеете различать эти понятия на практике.

3. Цифровой диктант.

Учитель читает  словосочетания, а учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1 — синонимы; 2— омонимы; 3 — антонимы. Для проверки учитель еще раз читает словосочетания, а учащиеся объясняют правильность выбора цифры.

Знаменитый художник — известный художник; умный ребенок — понятливый ребенок; бальный наряд — наряд на уголь; храбрец — трус; почитать старших — уважать старших; дверной косяк — косяк рыбы; крошечный кусочек — здоровенный кусок; зеленые косы березки — песчаная коса на море; смелый воин — храбрый воин.


Получившийся код:


— Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили?

4. Составление словосочетаний.

— Самостоятельно составьте словосочетания с записанными словами так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.

ДЖелезный, холодный, шептать, носик.

— Проверьте, что у вас получилось. (Железный характер, холодный взгляд, шепчет ветерок, носик чайника.)

— Это свободные или устойчивые словосочетания?

— Как называются устойчивые сочетания, по лексическому значению близкие одному слову?

5. Работа лад фразеологизмами.

Дводой не разольешь

знать назубок

сколько душе угодно

ни в зуб ногой

яблоку негде упасть

друг закадычный

как кошка с собакой

кот наплакал

сломя голову

хоть пруд пруди

тащиться черепашьим шагом

одна нога здесь, другая там

знать как свои пять пальцев

— Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем —антонимичные.

—Подберите подходящий по смыслу фразеологизм:

1) Продуктов осталось мало.

2) Коля с Ваней дружат уже давно.

3) Мой сосед по парте выучил урок очень хорошо.

4) В магазин бежал быстро.

5) На остановке народу было много.

— Подумайте, к какому стилю речи относятся все эти фразеологизмы. (Разговорный.)

— Какие еще стили речи вы знаете?

6. Работа с текстом (подготовка к сдаче ЕГЭ).

  1.  Любите ли вы литературу так, как люблю ее я?  (2) То есть любите ли вы читать книги? (3)Затратное занятие.  (4)  Но это как посмотреть. (5)  Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие ее.  (6)  Словно побывал в местах, где никогда не был, сошелся с людьми, с которыми никогда бы не пересекся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. (7) Человек узнает из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

    (8) Есть и другие. (9) Потраченное на них время вычеркнуто из  жизни. (10) Будто просидел три часа на бесполезном собрании.  (11) после таких книг становишься только глупее.

(12)  Вечная проблема выбора. (13) Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)  Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15) Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)  А в «толстяках» редакционный цикл- полгода, а то и больше. (17) Ничего удивительного, что многие писатели  предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18) Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19) Хочется купить все. (20) Как голодный перед колбасной витриной. (21) Но уже знаешь, что не все съедобное. (22) А что съедобное и что не съедобное? (23) На обложках рейтинговые звезды не вытиснены. (24) А те, что вытиснены, вранье. (25) Плавали, знаем, успели распробовать.

  (26) Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много.  (27) Казалось бы, что за беда?  (28) Читают – и пусть себе. (29) Все лучше, чем пьянствовать. (30) Но не так-то все просто.  (31) Есть книги, без которых можно спокойно жить. (32) Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33) А есть книги, без которых жить трудно. (34) И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35) Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36) И таких читателей  становится все больше.

   (37) Но неужели все так безнадежно? (38) Неужели читателю, любящему живую книгу, остается утешаться нетленной классической литературой? (39) К счастью, нет . (40) Поразительная закономерность. (41) Живая книга чудом пробивается к читателю. (42) И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

                                                                                       (По В.Иванову).

Задания к тексту.

1.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

   А) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой.

   Б)  Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора.

   В) Работа со словом – всегда искусство, в котором жанре она бы ни  велась.

   Г) Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-Ы) в предложениях 31-36?

    А) Повествование и описание

    Б) повествование

    В) описание

    Г) рассуждение

3.В каком предложении употреблены антонимы?

    А) 5            Б)18           В) 21         Г)26

4.Прчитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

     

«Автор ведет диалог с читателем, используя такой прием, как ______________ (предложения 27-29, 37-39).  Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчеркивает, например, употребленное в тексте _________ («вранье»). Такой прием, как ____ («Можно спокойно прожить») в предложении 31 – «без которых мне трудно» в предложении 33), и такой троп, как_____________(в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».

Список терминов:

  1. Метафора

  2. Диалектизм

  3. Лексический повтор

  4. Ряды однородных членов

  5. Эпитеты

  6. Парцелляция

  7. Просторечное слово

  8. Вопросно-ответная форма изложения

  9. Противопоставление

     

    5. Организация речевой практики.

     

      Выскажите свое мнение по поднятой в тексте проблеме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!