5.Этап реализации построенного проекта | Способствовать построению учащимися нового способа действий и формированию умений его применять на практике | Беседа (словесный метод) Словесный метод Прием «Рассказ учителя» Словесный метод Прием «Антиципация» Практический метод Приём «Словарная работа» Практический метод Приём «Чтение, изучающее» Практический метод Приём «Чтение, изучающее» Словесный метод Приём «Беседа» Словесный метод Приём «Беседа» Словесный метод Прием «Антиципация» Наглядный метод Приём «Просмотр видеоролика» Словесный метод Приём «Беседа» Словесный метод Приём «Беседа» Словесный метод Приём «Беседа» Словесный метод Прием «Антиципация» Практический метод Приём «Чтение по цепочке» Словесный метод Приём «Беседа» Практический метод Приём «Чтение, изучающее» Практический метод Приём «Чтение, изучающее» Словесный метод Приём «Беседа» | - Какой первый пункт плана? - Давайте познакомимся с биографией автора - Сейчас я расскажу вам немного об этом писателе - Внимательно послушайте и после рассказа вы ответите на небольшое количество вопросов - Каким был и к чему в детстве стремился Аркадий Гайдар? (был самоотверженным и стремился попасть на фронт) - Во сколько лет начали печататься произведения Гайдара? (в 22 года) - Чему учат произведения Гайдара? Аркадий Петрович Гайдар (Аркадий Петрович Голиков) (1904 – 1941) – детский писатель, участник военных действий. Родился Аркадий 22 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии. Детство в биографии Гайдара большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда и в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 21 год из-за болезни. Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны, когда ему было 22 года. Произведения Гайдара рассказывают о добре и зле, показывают, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учат дружить, сопереживать, учат любить Родину. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны» и многие другие. После начала Великой Отечественной войны, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом (от «Комсомольской правды») Свои впечатления Аркадий выразил в военных очерках. Затем Гайдар был пулеметчиком в отряде Горелова. 26 октября 1941 года Гайдар погиб. - Начнём знакомиться с произведением «Тимур и его команда». - Прочитайте заголовок произведения. Подумайте в парах и предположите, о чём там пойдёт речь? - Но прежде, чем начнём читать, мы с вами разберём значение незнакомых слов. На ваших партах есть карточки. В 1 столбике расположены устаревшие или незнакомые вам слова, а во 2 столбике значение этих слов. Ваша задача подобрать к каждому слову пару-значение. Устаревшие, незнакомые слова | Синонимы | т елеграмма | пустой | а ккордеон | стрелковое оружие с вращающимся барабаном | револьвер | быстрое и краткое текстовое сообщение | к расноармейцы | музыкальный инструмент, разновидность ручной гармони | холостой | воинское звание "Рядовой" в русской армии времён СССР | - Молодцы - Начнём знакомиться с одним из отрывков произведения «Тимур и его команда». Полковник Александров служит на фронте уже пару месяцев. Он понимает, что в ближайшее время домой не вернется, поэтому присылает двум дочерям телеграмму, где просит, чтобы оставшиеся месяцы лета они пробыли на даче. Старшая сестра, Ольга, уезжает на дачу, взяв с собой все вещи, а младшая, Женя остается прибраться в квартире. На даче Ольга знакомится с Георгием Гараевым, работающим инженер-механиком на автомобильном заводе. Ей становится скучно одной в доме, и она начинает играть на аккордеоне, который подарил ей отец, а Георгий подслушивает ее игру. Ребята сразу находят общий язык и начинают дружить, поэтому вечером он провожает Ольгу на вокзал, чтобы она встретила сестру. Они подождали поезд, он приехал, однако Женя не сошла с него, Ольга начала переживать за сестру. Оказалось, что Женя уже сама приехала на дачу и стала искать почту, чтобы отправить папе ответную телеграмму. В поисках почтового отделения она заблудилась и попала на незнакомую дачу. Там на нее стала лаять собака. Поэтому девочка решила не выходить из дома, она осталась внутри и заснула. Когда она проснулась, то увидела записку: «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь. Тимур». В другой комнате Женя нашла револьвер, она осмотрела его и случайно выстрелила. Патрон оказался холостой, но девочка все равно сильно испугалась: она выбежала из дома, так и оставив там ключ от квартиры в Москве и ответную телеграмму для отца, которую так и не смогла отправить. Женя все же вернулась на свою дачу, Ольга наругала ее, сказав, что испугалась за неё. Посреди разговора незнакомая им девочка принесла забытый ключ и извещение, из которого сестры узнали, что та самая телеграмма для отца уже отправлена. - Кто действующие лица в этом отрывке? (Ольга, Женя, Полковник Александров, Георгий Гараев) - Кем является Ольга и Женя друг другу? (сестры) - Почему сестрам пришлось уехать на дачу? (Полковник Александров служит на фронте. Он понимает, что в ближайшее время домой не вернется, поэтому присылает двум дочерям телеграмму) - Почему Женя не могла выбраться с пустой дачи, куда она зашла в поисках почты? (Её не выпускала собака) - Кто приносит девочке забытые ею ключи от московской квартиры и квитанцию от посланной телеграммы? (Тимур) - Чем закончился данный отрывок? (Женя все же возвращается на свою дачу, Ольга ругает ее. Посреди разговора незнакомая им девочка приносит забытый ключ и извещение, из которого сестры узнают, что та самая телеграмма для отца уже отправлена.) - Кто может пересказать события первого отрывка? - Предположите, как могут развиваться события в дальнейшем? - Давайте проверим ваши предположения и посмотрим видеофрагмент из фильма, созданного по мотивам повести «Тимур и его команда» (4,50 мин) - Кто действующие лица в этом отрывке? (Женя, Тимур и его команда) - Чем занимались ребята? (составляли план, кто нуждается в помощи) - Кому помогали ребята? (семьям красноармейцев) - Каким образом дети помогали семьям? Какие «подвиги» они совершали? (помогали набирать воду, искали пропавшую козу, помогли дедушке с дровами, успокаивали девочку, погибшего красноармейца) - Ребята, а как они совершали эти подвиги? (в тайне от взрослых) - Почему? (потому что мальчикам не важна репутация или похвала за хорошие дела, они делают это, потому что сами добрые и честные ребята) - С кем шло противостояние Тимура и его команды? (с Мишкой Квакиным) - Что плохого делала шайка Мишки Квакина? (стряхивала яблоки с деревьев, которые им не принадлежали) - Каким запомнился вам Тимур в видеоролике? - Давайте сравним описание Тимура в повести и каким он представлен в фильме. «...высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой." - Что сказано в повести про его команду? "...Мы веселая команда Пионеров-молодцов..." - Ребята, а кто такие пионеры? (участники добровольной детской организации в СССР, которые были патриотами своей страны, очень ответственными и трудолюбивыми) - А вы бы хотели вступить в эту организацию если бы она существовала в наши дни? - Почему? - А что за страна такая СССР? (Раньше Россия входила в группу стран. Эта группа называлась СССР – союз советских социалистических республик. Кроме России в союз входили ещё 14 республик) ФИЗМИНУТКА - Продолжим знакомство с отрывками данной повести. - Предположите, как могут развиваться события в дальнейшем? Команда Тимура решает предъявить шайке Квакина ультиматум: они пишут ему записку, в которой говорят, чтобы тот встретился с ними и принес список своей компании. Члены команды относят записку. А когда они возвращаются, чтобы получить ответ, хулиганы запирают их в часовне, которая уже заброшена. Позже тимуровцы освобождают товарищей, они не бросают друзей в беде. Они решают отомстить врагам за то, что те закрыли их друзей, и в часовне запертым оказывается соратник Квакина – Фигура. Остальных членов шайки мальчики запирают в будке на ярмарочной площади, куда прикрепляют записку. В ней сказано о том, что тут заперты хулиганы, которые ночью воруют в чужих садах яблоки. Во время поездки на мотоцикле Георгий Гараев рассказывает Ольге, что он занимается творчеством, а больше всего ему нравится петь. Он поет в местной опере и играет там старика-партизана. Он держит весь реквизит и костюмы у себя дома, и именно из его ненастоящего револьвера, который является реквизитом для представления, и выстрелила Женя. - Чем закончилось противостояние команды Тимура и шайки Квакина? - Ребята, а кого называют тимуровцами в повести? (ребята, безвозмездно совершающие хорошие поступки на благо конкретных людей) - Можно ли назвать пионеров тимуровцами, и наоборот? (да) - Важно ли помогать людям? Почему? (как ты поступаешь с другими людьми, так же и они будут относиться к тебе) - Что мы должны делать, чтобы помогать людям? (Помощь пожилым людям: помогите бабушке сходить в магазин за продуктами, убрать в доме, вынести мусор. Добровольно соберитесь для уборки придворовой территории, посадки деревьев и цветов. Помощь животным) - Давайте послушаем последний отрывок В парке поселка проводят большой праздник, на котором будет петь Георгий. Он попросил Ольгу выступить с ним: подыграть ему на аккордеоне во время выступления, и Ольга с радостью согласилась. Они выступили удачно: людям понравился их номер. После концерта они гуляют по парку и встречаются с Женей и Тимуром. Гараев только тогда рассказывает, что Тимур приходится ему племянником. Ольга огорчена тем, что Георгий рассказал об этом только сейчас, а не сразу, она злится на мальчиков, ведь она ничего не знала о Тимуре. Георгий говорит племяннику больше не дружить с Женей и запрещает даже подходить к даче сестер. Расстроенная Ольга уезжает в Москву, где получает сообщение от отца: он пишет, что приедет домой всего на несколько часов этой ночью. На даче Женя присматривает за дочкой умершего лейтенанта: ее матери нужно было уехать по делам. Телеграмму от отца она читает только ночью, когда малышка заснула. Женя понимает, что в такое время в Москву ей никак не попасть: на последний поезд она уже не успевает. Женя зовет Тимура, она не знает, что делать, ведь в такое время это редкая возможность – увидеть папу. Тимур просит одного из своих товарищей из команды последить за малышкой, а сам везет Женю в Москву на мотоцикле. Ребята все же успевают приехать в Москву: у Жени все же есть возможность пообщаться с любимым отцом хотя бы полчаса. Утром Георгий возвращается с работы домой. Он понимает, что племянник сбежал куда-то на мотоцикле, злится и принимает решение увезти Тимура обратно домой, к матери. Также к нему приходит солдат и вручает повестку. Из города возвращаются Женя, Ольга и Тимур. Ольга объясняет Гараеву всю ситуацию, и он решает не наказывать племянника. Одевшись, Георгий выходит ко всем уже в форме капитана танковых войск. Женя с помощью штурвала подает сигнал из сарая и на проводы Георгия прибегают все мальчишки. Тимур с грустью провожает любимого дядю. Несмотря на все незначительные ссоры, родственники любят и уважают друг друга, поэтому мальчику сложно прощаться с Георгием. Ольга его успокаивает: она уверена, что мальчик не пропадет и никогда не останется один - Почему Ольга расстроилась, узнав, что Тимур — это племянник Гараева? (потому что он не сказал это ей раньше) - Как Тимур помог Жене добраться до своего отца в Москву? (Тимур взял мотоцикл и отвез ее, несмотря на запрет Георгия подходить к Жене и Ольге) - Как вы думаете этот поступок можно считать за подвиг? - Чем закончилась повесть? - Какая главная мысль повести? (заключается в бескорыстном и добром отношении друг к другу. А.П. Гайдар воспитывает в своих читателях ответственность, справедливость, милосердие, благородство. Именно эти нравственные качества становятся важными для автора, он учит детей тому, что доброта и ее компоненты нужнее, чем деньги. Писатель поднимает проблемы неравнодушного и бережного отношения к другим.) | Отвечают на вопросы по биографии писателя Прогнозируют возможные события Подбирают пару-значение к устаревшим словам Читают отрывок повести Читают отрывок повести Отвечают на вопросы после чтения текста Отвечают на вопросы после чтения текста Прогнозируют возможные события Смотрят видеоролик и принимают учебную задачу Отвечают на вопросы после просмотра видеоролика Отвечают на вопросы после просмотра видеоролика Отвечают на вопросы после просмотра видеоролика Прогнозируют возможные события Читают отрывок повести по цепочке Отвечают на вопросы после чтения текста Читают отрывок повести Читают отрывок повести Отвечают на вопросы после чтения текста | Ф П И И И Ф Ф П И Ф Ф Ф П И Ф И И Ф | Презентация Карточки Лист с отрывком повести Лист с отрывком повести Лист с отрывком повести Лист с отрывком повести Видеоролик Видеоролик Видеоролик Видеоролик Лист с отрывком повести Лист с отрывком повести Лист с отрывком повести Лист с отрывком повести Лист с отрывком повести | Контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Самоконтроль Контроль учителя | Находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей Находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей Находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей Находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей | К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий П: Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; П: Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; П: Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; К: Признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий П: Анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей К: Признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение К: Признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий П: Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей К: Признавать возможность существования разных точек зрения; П: Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей П: Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей К: Признавать возможность существования разных точек зрения; | Познавательный интерес Познавательный интерес Познавательный интерес Познавательный интерес Познавательный интерес Познавательный интерес Познавательный интерес Уважительное отношение друг к другу Познавательный интерес Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений Познавательный интерес Уважительное отношение друг к другу Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений Познавательный интерес Познавательный интерес Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений |