СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение по теме: "Тимур и его команда"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект учебного занятия ориентирован на учеников 3 класса и предназначен для изучения темы, выпадающей из программы школьного учебника по литературному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение по теме: "Тимур и его команда"»



Технологическая карта урока



Ф.И.О. участника: Ковалёв Илья Сергеевич

Тема урока: «Основные события сюжета произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)»

Класс: 3

Цель урока: формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, трудолюбие, бескорыстие, любовь к Родине и др. на примере произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда»

Задачи урока:

Дидактические: учить детей умению находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей; формулировать главную мысль, выявлять связь событий; давать оценку поступкам героев; устно и письменно формулировать простые выводы, выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка.

Развивающие: развивать у детей умение формулировать с помощью учителя цель; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами; прогнозировать возможное развитие процессов, событий; анализировать текстовую, видео, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; выстраивать последовательность выбранных действий.

Воспитательные: воспитывать у ребёнка оценку поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; познавательный интерес.


Характеристика этапов уока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля,

взаимоконтроля,

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Этап мотивации к учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Беседа (словесный метод)


Приём «Пословица»

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Илья Сергеевич, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.


- Ребята, на доске записана пословица: «Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной»

- Как вы понимаете её (проговорите в парах)? (если сам людям оказываешь помощь и поддержку, то и в ответ получишь такое же отношение)


- Предлагаю сделать её девизом нашего урока

Приветствуют учителя




Отвечают на вопрос и

проговаривают друг другу свои мысли.



Ф







П












Карточка

Контроль учителя






Взаимоконтроль







К:

- признавать возможность существования разных точек зрения;








Уважительное отношение друг к другу

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии









Практический метод

Приём

«Ребус»

- Ребята, а вы знаете писателей, которые писали про подвиги детей?

- У нас возникло затруднение.

- Давайте познакомимся с одним из таких писателей, отгадав ребус

- Верно это Аркадий Петрович Гайдар


- Произведение, которое написал А. П. Гайдар называется «Тимур и его команда», вот с ним мы сегодня и познакомимся









Определяют автора, которого будут изучать, решая ребус









И









Карточки









Самоконтроль






П:

-анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей









Познавательный интерес

3. Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Словесный метод

Приём

«Беседа»

- Где у нас возникло затруднение? (при определении писателей, которые писали про подвиги детей)


- Почему возникло затруднение? (не знают писателей, которые писали про подвиги детей)




Выявляют место и причину затруднения



И



Ребус



Самоконтроль


П:

-анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей



Познавательный интерес

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Способствовать постановке целей учебной деятельности и выбору способа и средств их реализации

Словесный (беседа)









Практический метод

Приём

«Составь план»

- Ребята, предположите цель сегодняшнего урока? (познакомиться с произведением А. П. Гайдара «Тимур и его команда»)

- Какая тема нашего урока? (Произведение А. П. Гайдара «Тимур и его команда»)

- Для достижения цели, что мы можем сделать? (план)


- У вас лежат на партах карточки. В парах расставьте пункты в правильном порядке. Одна пара сделает это у доски.

План:

  1. Познакомиться с произведением автора

  2. Сделать вывод

  3. Применить полученные знания.

- Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, проходя каждый пункт плана, вы будете оценивать на них свою деятельность.



Формулируют цель и тему урока








Составляют пункты плана в правильном порядке




Ф









П












Карточки с пунктами плана



Контроль учителя









Взаимоконтроль




П;

формулировать цель







П;

планировать свою деятельность

Познавательный интерес








Уважительное отношение друг к другу

5.Этап реализации построенного проекта

Способствовать построению учащимися нового способа действий и формированию умений его применять на практике




Беседа (словесный метод)

























Словесный метод Прием «Рассказ учителя»

















Словесный метод Прием «Антиципация»











Практический метод

Приём

«Словарная работа»






















Практический метод

Приём

«Чтение, изучающее»












Практический метод

Приём

«Чтение, изучающее»














Словесный метод

Приём

«Беседа»










Словесный метод

Приём

«Беседа»





Словесный метод Прием «Антиципация»


Наглядный метод Приём «Просмотр видеоролика»




Словесный метод

Приём

«Беседа»










Словесный метод

Приём

«Беседа»











Словесный метод

Приём

«Беседа»




















Словесный метод Прием «Антиципация»









Практический метод

Приём

«Чтение по цепочке»


















Словесный метод

Приём

«Беседа»

















Практический метод

Приём

«Чтение, изучающее»
















Практический метод

Приём

«Чтение, изучающее»

















Словесный метод

Приём

«Беседа»


- Какой первый пункт плана?

- Давайте познакомимся с биографией автора

- Сейчас я расскажу вам немного об этом писателе

- Внимательно послушайте и после рассказа вы ответите на небольшое количество вопросов

- Каким был и к чему в детстве стремился Аркадий Гайдар? (был самоотверженным и стремился попасть на фронт)

- Во сколько лет начали печататься произведения Гайдара? (в 22 года)

- Чему учат произведения Гайдара?

Аркадий Петрович Гайдар (Аркадий Петрович Голиков) (1904 – 1941) – детский писатель, участник военных действий. Родился Аркадий 22 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии. Детство в биографии Гайдара большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области.

Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда и в 17 лет повел за собой в атаку целый полк.

Оставил армию Гайдар лишь в 21 год из-за болезни. Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны, когда ему было 22 года.

Произведения Гайдара рассказывают о добре и зле, показывают, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учат дружить, сопереживать, учат любить Родину.

Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны» и многие другие. После начала Великой Отечественной войны, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом (от «Комсомольской правды») Свои впечатления Аркадий выразил в военных очерках. Затем Гайдар был пулеметчиком в отряде Горелова. 26 октября 1941 года Гайдар погиб.

- Начнём знакомиться с произведением «Тимур и его команда».

- Прочитайте заголовок произведения. Подумайте в парах и предположите, о чём там пойдёт речь?

- Но прежде, чем начнём читать, мы с вами разберём значение незнакомых слов. На ваших партах есть карточки. В 1 столбике расположены устаревшие или незнакомые вам слова, а во 2 столбике значение этих слов. Ваша задача подобрать к каждому слову пару-значение.

Устаревшие, незнакомые слова

Синонимы

т елеграмма


пустой

а ккордеон

стрелковое оружие с вращающимся барабаном


револьвер

быстрое и краткое текстовое сообщение


к расноармейцы

музыкальный инструмент, разновидность ручной гармони


холостой

воинское звание "Рядовой" в русской армии времён СССР

- Молодцы


- Начнём знакомиться с одним из отрывков произведения «Тимур и его команда».

Полковник Александров служит на фронте уже пару месяцев. Он понимает, что в ближайшее время домой не вернется, поэтому присылает двум дочерям телеграмму, где просит, чтобы оставшиеся месяцы лета они пробыли на даче. Старшая сестра, Ольга, уезжает на дачу, взяв с собой все вещи, а младшая, Женя остается прибраться в квартире. На даче Ольга знакомится с Георгием Гараевым, работающим инженер-механиком на автомобильном заводе. Ей становится скучно одной в доме, и она начинает играть на аккордеоне, который подарил ей отец, а Георгий подслушивает ее игру. Ребята сразу находят общий язык и начинают дружить, поэтому вечером он провожает Ольгу на вокзал, чтобы она встретила сестру. Они подождали поезд, он приехал, однако Женя не сошла с него, Ольга начала переживать за сестру.

Оказалось, что Женя уже сама приехала на дачу и стала искать почту, чтобы отправить папе ответную телеграмму. В поисках почтового отделения она заблудилась и попала на незнакомую дачу. Там на нее стала лаять собака. Поэтому девочка решила не выходить из дома, она осталась внутри и заснула. Когда она проснулась, то увидела записку:

«Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь. Тимур».

В другой комнате Женя нашла револьвер, она осмотрела его и случайно выстрелила. Патрон оказался холостой, но девочка все равно сильно испугалась: она выбежала из дома, так и оставив там ключ от квартиры в Москве и ответную телеграмму для отца, которую так и не смогла отправить.

Женя все же вернулась на свою дачу, Ольга наругала ее, сказав, что испугалась за неё. Посреди разговора незнакомая им девочка принесла забытый ключ и извещение, из которого сестры узнали, что та самая телеграмма для отца уже отправлена.


- Кто действующие лица в этом отрывке? (Ольга, Женя, Полковник Александров, Георгий Гараев)

- Кем является Ольга и Женя друг другу? (сестры)

- Почему сестрам пришлось уехать на дачу? (Полковник Александров служит на фронте. Он понимает, что в ближайшее время домой не вернется, поэтому присылает двум дочерям телеграмму)

- Почему Женя не могла выбраться с пустой дачи, куда она зашла в поисках почты? (Её не выпускала собака)

- Кто приносит девочке забытые ею ключи от московской квартиры и квитанцию от посланной телеграммы?  (Тимур)

- Чем закончился данный отрывок? (Женя все же возвращается на свою дачу, Ольга ругает ее. Посреди разговора незнакомая им девочка приносит забытый ключ и извещение, из которого сестры узнают, что та самая телеграмма для отца уже отправлена.)

- Кто может пересказать события первого отрывка?


- Предположите, как могут развиваться события в дальнейшем?

- Давайте проверим ваши предположения и посмотрим видеофрагмент из фильма, созданного по мотивам повести «Тимур и его команда» (4,50 мин)

- Кто действующие лица в этом отрывке? (Женя, Тимур и его команда)

- Чем занимались ребята? (составляли план, кто нуждается в помощи)

- Кому помогали ребята? (семьям красноармейцев)

- Каким образом дети помогали семьям? Какие «подвиги» они совершали? (помогали набирать воду, искали пропавшую козу, помогли дедушке с дровами, успокаивали девочку, погибшего красноармейца)

- Ребята, а как они совершали эти подвиги? (в тайне от взрослых)

- Почему? (потому что мальчикам не важна репутация или похвала за хорошие дела, они делают это, потому что сами добрые и честные ребята)

- С кем шло противостояние Тимура и его команды? (с Мишкой Квакиным)

- Что плохого делала шайка Мишки Квакина? (стряхивала яблоки с деревьев, которые им не принадлежали)

- Каким запомнился вам Тимур в видеоролике?

- Давайте сравним описание Тимура в повести и каким он представлен в фильме.

«...высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой." 

- Что сказано в повести про его команду?
"...Мы веселая команда Пионеров-молодцов..."

- Ребята, а кто такие пионеры? (участники добровольной детской организации в СССР, которые были патриотами своей страны, очень ответственными и трудолюбивыми)

- А вы бы хотели вступить в эту организацию если бы она существовала в наши дни?

- Почему?

- А что за страна такая СССР? (Раньше Россия входила в группу стран. Эта группа называлась СССР – союз советских социалистических республик. Кроме России в союз входили ещё 14 республик)

ФИЗМИНУТКА










- Продолжим знакомство с отрывками данной повести.

- Предположите, как могут развиваться события в дальнейшем?

Команда Тимура решает предъявить шайке Квакина ультиматум: они пишут ему записку, в которой говорят, чтобы тот встретился с ними и принес список своей компании. Члены команды относят записку. А когда они возвращаются, чтобы получить ответ, хулиганы запирают их в часовне, которая уже заброшена.

Позже тимуровцы освобождают товарищей, они не бросают друзей в беде. Они решают отомстить врагам за то, что те закрыли их друзей, и в часовне запертым оказывается соратник Квакина – Фигура. Остальных членов шайки мальчики запирают в будке на ярмарочной площади, куда прикрепляют записку. В ней сказано о том, что тут заперты хулиганы, которые ночью воруют в чужих садах яблоки.

Во время поездки на мотоцикле Георгий Гараев рассказывает Ольге, что он занимается творчеством, а больше всего ему нравится петь. Он поет в местной опере и играет там старика-партизана. Он держит весь реквизит и костюмы у себя дома, и именно из его ненастоящего револьвера, который является реквизитом для представления, и выстрелила Женя.


- Чем закончилось противостояние команды Тимура и шайки Квакина?

- Ребята, а кого называют тимуровцами в повести? (ребята, безвозмездно совершающие хорошие поступки на благо конкретных людей)

- Можно ли назвать пионеров тимуровцами, и наоборот? (да)

- Важно ли помогать людям? Почему? (как ты поступаешь с другими людьми, так же и они будут относиться к тебе)

- Что мы должны делать, чтобы помогать людям? (Помощь пожилым людям: помогите бабушке сходить в магазин за продуктами, убрать в доме, вынести мусор. Добровольно соберитесь для уборки придворовой территории, посадки деревьев и цветов. Помощь животным)


- Давайте послушаем последний отрывок

В парке поселка проводят большой праздник, на котором будет петь Георгий. Он попросил Ольгу выступить с ним: подыграть ему на аккордеоне во время выступления, и Ольга с радостью согласилась. Они выступили удачно: людям понравился их номер. После концерта они гуляют по парку и встречаются с Женей и Тимуром. Гараев только тогда рассказывает, что Тимур приходится ему племянником. Ольга огорчена тем, что Георгий рассказал об этом только сейчас, а не сразу, она злится на мальчиков, ведь она ничего не знала о Тимуре. Георгий говорит племяннику больше не дружить с Женей и запрещает даже подходить к даче сестер.

Расстроенная Ольга уезжает в Москву, где получает сообщение от отца: он пишет, что приедет домой всего на несколько часов этой ночью. На даче Женя присматривает за дочкой умершего лейтенанта: ее матери нужно было уехать по делам. Телеграмму от отца она читает только ночью, когда малышка заснула. Женя понимает, что в такое время в Москву ей никак не попасть: на последний поезд она уже не успевает. Женя зовет Тимура, она не знает, что делать, ведь в такое время это редкая возможность – увидеть папу. Тимур просит одного из своих товарищей из команды последить за малышкой, а сам везет Женю в Москву на мотоцикле.

Ребята все же успевают приехать в Москву: у Жени все же есть возможность пообщаться с любимым отцом хотя бы полчаса. Утром Георгий возвращается с работы домой. Он понимает, что племянник сбежал куда-то на мотоцикле, злится и принимает решение увезти Тимура обратно домой, к матери. Также к нему приходит солдат и вручает повестку.

Из города возвращаются Женя, Ольга и Тимур. Ольга объясняет Гараеву всю ситуацию, и он решает не наказывать племянника. Одевшись, Георгий выходит ко всем уже в форме капитана танковых войск. Женя с помощью штурвала подает сигнал из сарая и на проводы Георгия прибегают все мальчишки. Тимур с грустью провожает любимого дядю. Несмотря на все незначительные ссоры, родственники любят и уважают друг друга, поэтому мальчику сложно прощаться с Георгием. Ольга его успокаивает: она уверена, что мальчик не пропадет и никогда не останется один


- Почему Ольга расстроилась, узнав, что Тимур — это племянник Гараева? (потому что он не сказал это ей раньше)

- Как Тимур помог Жене добраться до своего отца в Москву? (Тимур взял мотоцикл и отвез ее, несмотря на запрет Георгия подходить к Жене и Ольге)

- Как вы думаете этот поступок можно считать за подвиг?

- Чем закончилась повесть?

- Какая главная мысль повести? (заключается в бескорыстном и добром отношении друг к другу. А.П. Гайдар воспитывает в своих читателях ответственность, справедливость, милосердие, благородство. Именно эти нравственные качества становятся важными для автора, он учит детей тому, что доброта и ее компоненты нужнее, чем деньги. Писатель поднимает проблемы неравнодушного и бережного отношения к другим.)







Отвечают на вопросы по биографии писателя






































Прогнозируют возможные события













Подбирают пару-значение к устаревшим словам




















Читают отрывок повести













Читают отрывок повести

















Отвечают на вопросы после чтения текста









Отвечают на вопросы после чтения текста





Прогнозируют возможные события


Смотрят видеоролик и принимают учебную задачу








Отвечают на вопросы после просмотра видеоролика








Отвечают на вопросы после просмотра видеоролика










Отвечают на вопросы после просмотра видеоролика

















Прогнозируют возможные события










Читают отрывок повести по цепочке


















Отвечают на вопросы после чтения текста















Читают отрывок повести



















Читают отрывок повести


















Отвечают на вопросы после чтения текста









Ф









































П















И






















И














И



















Ф











Ф






П





И











Ф











Ф














Ф



















П











И





















Ф
















И




















И




















Ф









Презентация























































Карточки






















Лист с отрывком повести












Лист с отрывком повести

















Лист с отрывком повести








Лист с отрывком повести










Видеоролик










Видеоролик










Видеоролик













Видеоролик




























Лист с отрывком повести



















Лист с отрывком повести















Лист с отрывком повести


















Лист с отрывком повести

















Лист с отрывком повести









Контроль учителя








































Взаимоконтроль














Самоконтроль





















Самоконтроль














Самоконтроль

















Контроль учителя










Контроль учителя





Взаимоконтроль




Самоконтроль










Контроль учителя










Контроль учителя













Контроль учителя


















Взаимоконтроль










Самоконтроль



















Контроль учителя
















Самоконтроль



















Самоконтроль



















Контроль учителя



























































































































































Находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей













































Находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей










Находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей
















































Находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей










К:

корректно и аргументированно высказывать свое мнение

































П:

прогнозировать возможное развитие процессов, событий





П:

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;













П:

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;






П:

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;










К:

Признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение


П:

прогнозировать возможное развитие процессов, событий

П:

Анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей

К:

Признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение




К:

Признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение






П:

прогнозировать возможное развитие процессов, событий




П:

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей






К:

Признавать возможность существования разных точек зрения;








П:

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей














П:

Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей






К:

Признавать возможность существования разных точек зрения;









Познавательный интерес







































Познавательный интерес












Познавательный интерес





















Познавательный интерес













Познавательный интерес


















Познавательный интерес







Познавательный интерес





Уважительное отношение друг к другу

Познавательный интерес







Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений




Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений







Познавательный интерес
















Уважительное отношение друг к другу








Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений









Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений












Познавательный интерес


















Познавательный интерес













Оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений


6.Этап первичного закрепления с проговариванием во вешней речи

Способствовать усвоению учащимися нового способа действия при решении типовых задач



Словесный метод

Приём

«Беседа»


- Какой следующий пункт плана?

- Давайте вспомним, кто такие тимуровцы и пионеры?

- Какие они поступки совершают?

- Ребята, а обязательно ли совершать какие-то великие дела, чтобы быть тимуровцем?

- Может ли считаться малейший хороший поступок подвигом?

- Есть ли тимуровцы в наше время?

- Как называется такое направление сейчас? (волонтерство)



- Оцените свою деятельность.





Делают выводы












Ф









Контроль учителя










Формулируют выводы



К:

корректно и аргументированно высказывать свое мнение





Познавательный интерес






7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Способствовать переосмыслению нового способа действия и исполнительской рефлексии



Практический метод

Приём

«Напиши рассуждение»


- Ребята, какой подвиг вы совершили (или хотели совершить) в этом году?

- Предлагаю написать вам небольшое рассуждение на эту тему, около 10 предложений


- Кто хочет прочитать то, что написали?






Пишут ответ-рассуждение на вопрос










И







Листы А4








Самоконтроль












Р:

объективно оценивать результаты своей деятельности по предложенным критериям







Познавательный интерес


8.Этап включения в систему знаний повторение

Повторить и закрепить изученное и подготовиться к изучению следующих разделов курса

Беседа (словесный метод)

- Ребята, давайте вернёмся к нашему девизу.

- Как связан наш девиз с произведением?

- С каким автором мы сегодня познакомились?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- О чем оно?

- Если кого-то заинтересовало произведение, то вы всегда можете обратиться в библиотеку, чтобы прочитать повесть полностью





Отвечают на вопросы







Ф













Контроль учителя





Выбирать книги для самостоятельного чтения

Р:

объективно оценивать результаты своей деятельности по предложенным критериям





Познавательный интерес

9.Этап рефлексии учебной деятельности

Создать условия для самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности

Словесный метод Прием «Беседа»


Практический метод

Приём «Анализ»


Практический метод

Приём:

«Продолжите фразы»

- Ребята, какая у нас была цель урока?

- Достигли ли мы её?


- Давайте проанализируем ваши листы самооценки, которые вы заполняли в течение всего урока.


Продолжите фразы:

Я узнал(а)…

У меня получилось…

Мне было интересно…

Было трудно…

Отвечают на вопросы учителя.




Анализируют листы самооценки




Оценивают свою деятельность, продолжая фразы

Ф






И





И







Лист самооценки



Презентация

Контроль учителя



Самоконтроль





Самоконтроль














Р:

-объективно оценивать результаты своей деятельности.








Осознание ценности познания,





Скачать

© 2024 1082 102

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя