СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Сказка . Колосок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Сказка . Колосок"»




План – конспект урока литературного чтения, проведенного

во 2 классе

по теме «Колосок».

(урок - исследование)








Тема: Колосок (Украинская сказка).

Цель:

  • Познакомить с украинской сказкой.

  • Развивать навык чтения, умение работать с текстом, делить его на части;

  • Расширять кругозор, развивать творческие способности;

  • Воспитывать уважение к труду.

Оборудование: иллюстрации, таблички с пословицами.

Ход урока

  1. Орг. момент

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

И желаю отвечать

Только на оценку «5»!

  1. Постановка целей урока.

- Мы закончили с вами читать очередной раздел нашего учебника. Понравился он вам? Какие это были произведения? В каких журналах печатались. Что это значит?

- Сегодня нам предстоит отправиться дальше. Но прежде стоит вспомнить знакомый уже материал. Первый этап нашего урока назовем условно «Я знаю…».

- Посмотрите вот сюда. (На магнитной доске нарисованный сундучок)

- Знаком ли вам этот сундучок?

- Где вы его видели? (Праздник – истоки)

- А что в нем хранится, помните?

(На табличках написаны названия видов УНТ. Дети называют – учитель прикрепляет)

- А чего здесь не хватает? (сказок)

- А как можно все это назвать одним словом? (УНТ)

- А что это значит? (Это то, что создано народом, и передается от одного поколения к другому- это мудрость народная)

- Хорошо! А как вы думаете, что народ любит больше всего? (Сказки)

- А почему, знаете? (Сказка учит добру, трудолюбию)

- Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

- Кто сказал такие замечательные слова?

- Как их нужно понимать?

- С самого раннего детства мы встречаемся со сказкой и слушаем ее, затаив дыхание.

- Какие сказки знаете вы? (вопросы по изученным сказкам)

- А хотите знать еще больше? Тогда читайте книги.

- Перейдем ко второму этапу «Хочу знать…»

  1. Изучение нового материала.

- Откройте учебники и прочитайте, как называется раздел, который мы начнем читать сегодня.

- Как думаете, какие сказки и по какому принципу отобраны в этом разделе?

- На планете Земля мы не одни. На ней много разных стран. Сказки в этом разделе познакомят нас с жизнью разных народов, с национальными традициями и обрядами, с природой, с трудом. Сказки эти похожи на русские, но, несмотря на сходство, всегда отличаются своеобразием речи, быта. Самое главное, что сказки любых народов через свою занимательность заставляют задуматься о правильности поведения, поступков героев.

- Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Ребята, а вы видели когда-нибудь колосок? У каких растений есть колосок? (Учитель показывает колоски ржи и пшеницы, указывает разницу в хлебе)

-Как люди используют эти растения?

Чтобы у нас на столе был вкусный хлеб, людям разных профессий нужно много потрудиться.

- Давайте попробуем предположить, какой путь проделывает колосок, чтобы стать хлебом. (дети высказывают свое мнение)

Вывод: Пашут землю, сеют семена, следят за всходами, ожидая, когда созревают зерна в колосьях. Затем урожай собирают, везут в специальные сушилки, оттуда на мукомольные заводы, там зерна перемалываются, превращаются в муку. Муку везут на хлебозаводы, а уж там из муки пекут хлеб. Наконец, свежие, ароматные булки, батоны, поступают в магазины. И только после этого на столе появляется это богатство (на доске пословицы «Хлеб – наше богатство», «Хлеб – батюшка» и картинка «Хлеб»)

- Долог путь от зёрнышка до вкусной продукции? Много людей трудились?

- Поэтому к хлебу нужно относиться с уважением: не бросать, ногами не пинать.

- А теперь:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит Сказка.

  1. Чтение сказки «Колосок» учителем (Дети следят по учебнику)

  2. Первичная проверка понимания.

- Понравилась сказка? Что именно?

- Назовите главных героев сказки.

- Кто положительный герой? Как его звали? Почему.

- Кого назовем отрицательными героями? Как их звали? Почему?

-Как из колоска получился пирог? Просто ли это можно было сделать?

- Поняли ли мышата свою ошибку? Какова главная мысль?

- На сколько частей можно разделить сказку? (выбор количества частей обосновать)

- Устали?

Физкультминутка

А теперь, ребятки, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед и вниз,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, и за дело!

3. Чтение сказки детьми по частям.

- Сейчас мы перечитаем сказку по частям (в ходе чтения ведется следующая работа:

1 часть: (Учитель пишет на доске имена героев)

2 часть:

- Кто из героев, чем был занят?

(под именами подписываются действия героев)

3 часть: (Со слов «Кончил петушок молить…» до слов «Вернулся петушок с мельницы…»)

(Дети называют действия – учитель записывает)

4 часть: До слов «Испекли пироги…» (аналогичное задание)

В результате на доске:

  1. Голосистое зернышко.

Круть, Верть.

  1. Я обмолочу. И принялся за работу.

Стали играть в лапту.

  1. Замесил тесто, натаскал дров, затопил печь, посадил в нее пироги.

Затеяли чехарду, прыгают, веселятся, песни поют, пляшут.

  1. Выложил пироги на стол.

Тут как тут.


5 часть:

- Что происходит с голосами мышат? Прочитайте.

(Громко закричали, потише сказали…)

- Прочитайте последние строки.

- Почему мышата и петушок так себя повели?

- Жалко вам мышат? Почему? (они знали, как все делать, но не хотели помочь)

4. Анализ сказки.

- Скажите, о чем же все- таки эта сказка? Скажите кратко.

1) как петушок сумел из пшеничного колоска сделать вкусный пирог;

2) как петушок оставил без пирога мышат, лодырей, лентяев, которые не хотели помочь петушку.

  1. Выделение главной мысли.

- Чему учит эта сказка?

(Работа с пословицами)

- У меня на столе табличка с пословицами. Нужно разложить их так, чтобы они подходили героям сказки.

  1. Чтение сказки по ролям.

(Определяются роли, определяются характеры героев, голоса, интонация)

  1. Итог урока.

Заключительный этап «Я узнал…»

- Что нового узнали?

- Кто автор сказки?

- Какой народ?

  1. Оценивание.

  2. Д\з

- выразительное чтение;

- придумать маски мышат и петушка;

- нарисовать иллюстрацию.

- Вот и закончился урок. Отлично, если он пошел ребятам впрок.