СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения. А.А. Фет. "Весенний дождь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения "Весенний дождь", формировать представление о художественных образах произведения на основе сопоставления словестного и графического образов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. А.А. Фет. "Весенний дождь"»

Тема урока: А.А. Фет. « Весенний дождь».

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворения Фета «Весенний дождь», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, рисунки, кластеры); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно - поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение синквейна, фронтальный опрос.









1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!  Начнем наш урок чтения.

1. Кто услышал звонок, постучите одним пальчиком по ладошке.

2. Кто готов к работе, постучите двумя пальчиками по ладошке.

3. Кто увидел наших гостей, постучите ладошкой по   ладошке.

Ребята, как дружно мы с вами поаплодировали нашим гостям, так мы и будем дружно работать.

2.Проверка домашнего задания. Работа над содержанием, осмыслением текста, языковыми средствами. К.Д. Ушинский. «Слепая лошадь».

Выборочное чтение по вопросам учителя:

  • Где происходили действия рассказа?

  • Как звали главного героя? Что о нем узнали?

  • Что узнали о любимом коне Уседома?

  • Как Догони-Ветер спас жизнь своего хозяина?

  • Какое обещание дал Уседом по возвращении домой?

  • Отчего стал болеть Догони-Ветер?

  • Сдержал ли свое обещание Уседом?

  • Что происходило с Догони-Ветром, когда он оказался на улице?

- Как управлялась жизнь в Винете?

  • Почему слепая лошадь позвонила в колокол?

- Какое решение вынесло вече?

3. Речевая разминка.

Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку?  (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

-Давайте выполним такое задание: я предлагаю вам прочитать то, что написано на экране



Слайд № 1

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.

4. Мотивация к учебной деятельности.

-Посмотрите на загадку, отгадайте и скажите, о чем мы будем с вами говорить на уроке?

– Попадали ли вы под дождь?

– Где это было?

– Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь. (2-3 предложения)

Слайд № 2 -11 Просмотр.

Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.

– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.

Каждый видит, слышит, ощущает дождь по – своему. Наши дожди имеют разное настроение.

Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).

Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.

Поэт создал свой дождь – весенний.

Слайд № 12

Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.

5. Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”.

– Научимся составлять образную картину.

– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.

– Чем мы будем заниматься на уроке?  (обратная связь)

Ответьте с помощью глаголов.

– Анализировать.

– Составлять образную картину.

– Писать творческую работу.

6. Изучение нового материала.

– Откроем учебник на стр. 37.

Слайд №13

Портрет Фета. (Постепенно возникающие строчки стихотворения.)

-Чтение стихотворения учителем. (Ученики следят по учебнику)

-Чтение учащимися про себя и вслух.(3-4 ученика)

– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прослушивании стиха?

(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).

– Дадим оценку нашим чтецам.

-  Что удалось при прочтении, над чем надо работать?  

(Надо умением показать смену образов в стихотворении, при помощи голоса показать, что происходит в стихотворении)

– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (глаголы)

– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать

динамику, движение.

7. Работа с текстом

– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.

– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.

Слайд №14 (Словарная работа).

– Как вы понимаете слово завеса?

– Подберите слова-синонимы. (Занавеска)

Прочитаем и запомним значение этого слова.

Слайд №15

– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)

Что такое метафора?

Вспомним определение

Слайд №16 (метафора)

Слайд № 17

– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во втором четверостишье в 3 строфе?

(И будто в золотой пыли…)

Что это?

-будто в золотой пыли – сравнение

– Какое слово указывает на сравнение? .

Вспомним определение

Слайд № 18 (сравнение)

8. Работа с учебником. Вопрос №6

– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.

Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения

Слайд №19

Прочитайте их еще раз.


И что-то к саду подошло

По свежим листьям барабанит.

– Что подошло к саду?   (дождь)

- Здесь, ребята, Фет оживил дождь, именно поэтому он подошел к саду, барабанит как настоящий музыкант.

- А какой он, этот дождь?

- В виде кого вы его себе представляете?

– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.

(Олицетворение)

Вспомним определение.

Слайд № 20 (олицетворение)

Сложно за каплями дождя разглядеть, что же подошло к саду

– В каком образе можно представить это таинственное существо?

– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.

Слайд № 21

(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)

– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.

– Согласитесь, картины очень разные.

– Чем они отличаются друг от друга?

– А чем они похожи? (изображение дождя)

– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?

Слайд №22 Девушка Летний дождь

Слайд №23 Женщина дождя Поздней Осени

– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?

(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)

– А теперь представим дождь в виде ребёнка.

– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.

Ответы детей.

– Посмотрим, что получилось у меня. Слайд №24

– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак. Слайд №25

Вспомните в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.

Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?

9. Работа в парах.

Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

Синквейн к стихотворению.

А процессу вашей работы вам поможет музыка.

Музыкальная видеокомпозиция – «Дождь»

Читают 2–3 ученика свою работу. Слайд №27



10. Домашнее задание.

с. 37. Выразительное чтение. Создать коллаж на тему «Весенний дождь. Летний дождь. Осенний дождь».Синквейн. Тема: «Капля». «Дождь».

( Здание на слайде)

11. Рефлексия

Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?

Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?

Достигли мы целей, поставленных в начале урока?

Кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку? А кто не понял над чем мы работали? ( Оценивание своей работы: красный, жёлтый, зелёный).

Назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей.

12. Молодцы! Спасибо за урок.































Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

Синквейн к стихотворению.



Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

Синквейн к стихотворению.



Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

Синквейн к стихотворению.



Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

Синквейн к стихотворению.



Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

Синквейн к стихотворению.



Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

Синквейн к стихотворению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя