Тема урока: А.А. Фет. « Весенний дождь».
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать стихотворения Фета «Весенний дождь», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, рисунки, кластеры); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно - поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение синквейна, фронтальный опрос.
1. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Начнем наш урок чтения.
1. Кто услышал звонок, постучите одним пальчиком по ладошке.
2. Кто готов к работе, постучите двумя пальчиками по ладошке.
3. Кто увидел наших гостей, постучите ладошкой по ладошке.
Ребята, как дружно мы с вами поаплодировали нашим гостям, так мы и будем дружно работать.
2.Проверка домашнего задания. Работа над содержанием, осмыслением текста, языковыми средствами. К.Д. Ушинский. «Слепая лошадь».
Выборочное чтение по вопросам учителя:
-
Где происходили действия рассказа?
-
Как звали главного героя? Что о нем узнали?
-
Что узнали о любимом коне Уседома?
-
Как Догони-Ветер спас жизнь своего хозяина?
-
Какое обещание дал Уседом по возвращении домой?
-
Отчего стал болеть Догони-Ветер?
-
Сдержал ли свое обещание Уседом?
-
Что происходило с Догони-Ветром, когда он оказался на улице?
- Как управлялась жизнь в Винете?
- Какое решение вынесло вече?
3. Речевая разминка.
Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку? (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)
-Давайте выполним такое задание: я предлагаю вам прочитать то, что написано на экране
Слайд № 1
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
4. Мотивация к учебной деятельности.
-Посмотрите на загадку, отгадайте и скажите, о чем мы будем с вами говорить на уроке?
– Попадали ли вы под дождь?
– Где это было?
– Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота.
Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.
Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.
Я предлагаю вам посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь. (2-3 предложения)
Слайд № 2 -11 Просмотр.
Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.
– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.
Каждый видит, слышит, ощущает дождь по – своему. Наши дожди имеют разное настроение.
Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).
Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.
Поэт создал свой дождь – весенний.
Слайд № 12
Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.
5. Постановка целей и задач.
Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”.
– Научимся составлять образную картину.
– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.
– Чем мы будем заниматься на уроке? (обратная связь)
Ответьте с помощью глаголов.
– Анализировать.
– Составлять образную картину.
– Писать творческую работу.
6. Изучение нового материала.
– Откроем учебник на стр. 37.
Слайд №13
Портрет Фета. (Постепенно возникающие строчки стихотворения.)
-Чтение стихотворения учителем. (Ученики следят по учебнику)
-Чтение учащимися про себя и вслух.(3-4 ученика)
– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прослушивании стиха?
(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).
– Дадим оценку нашим чтецам.
- Что удалось при прочтении, над чем надо работать?
(Надо умением показать смену образов в стихотворении, при помощи голоса показать, что происходит в стихотворении)
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (глаголы)
– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать
динамику, движение.
7. Работа с текстом
– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.
– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.
Слайд №14 (Словарная работа).
– Как вы понимаете слово завеса?
– Подберите слова-синонимы. (Занавеска)
Прочитаем и запомним значение этого слова.
Слайд №15
– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)
Что такое метафора?
Вспомним определение
Слайд №16 (метафора)
Слайд № 17
– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во втором четверостишье в 3 строфе?
(И будто в золотой пыли…)
Что это?
-будто в золотой пыли – сравнение
– Какое слово указывает на сравнение? .
Вспомним определение
Слайд № 18 (сравнение)
8. Работа с учебником. Вопрос №6
– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.
Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения
Слайд №19
Прочитайте их еще раз.
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.
– Что подошло к саду? (дождь)
- Здесь, ребята, Фет оживил дождь, именно поэтому он подошел к саду, барабанит как настоящий музыкант.
- А какой он, этот дождь?
- В виде кого вы его себе представляете?
– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.
(Олицетворение)
Вспомним определение.
Слайд № 20 (олицетворение)
Сложно за каплями дождя разглядеть, что же подошло к саду
– В каком образе можно представить это таинственное существо?
– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.
Слайд № 21
(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)
– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.
– Согласитесь, картины очень разные.
– Чем они отличаются друг от друга?
– А чем они похожи? (изображение дождя)
– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?
Слайд №22 Девушка Летний дождь
Слайд №23 Женщина дождя Поздней Осени
– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)
– А теперь представим дождь в виде ребёнка.
– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.
Ответы детей.
– Посмотрим, что получилось у меня. Слайд №24
– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак. Слайд №25
Вспомните в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.
Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
9. Работа в парах.
Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя. Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение. Синквейн к стихотворению. |
А процессу вашей работы вам поможет музыка.
Музыкальная видеокомпозиция – «Дождь»
Читают 2–3 ученика свою работу. Слайд №27
10. Домашнее задание.
с. 37. Выразительное чтение. Создать коллаж на тему «Весенний дождь. Летний дождь. Осенний дождь».Синквейн. Тема: «Капля». «Дождь».
( Здание на слайде)
11. Рефлексия
Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?
Достигли мы целей, поставленных в начале урока?
Кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку? А кто не понял над чем мы работали? ( Оценивание своей работы: красный, жёлтый, зелёный).
Назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей.
12. Молодцы! Спасибо за урок.
Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
Синквейн к стихотворению.
Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
Синквейн к стихотворению.
Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
Синквейн к стихотворению.
Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
Синквейн к стихотворению.
Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
Синквейн к стихотворению.
Составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
Синквейн к стихотворению.