Конспект урока
по литературному чтению в 4 классе
Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания у учащихся по поэтическим произведениям изученным в разделе;
- понимать и любить поэзию;
- прививать любовь к книге, интерес к чтению.
- развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей
Задачи:
1.вспомнить изученные литературные произведения и их авторов ( К.Д. Ушинский « Четыре желания»;Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»; Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»; И.А. Бунин «Листопад»);
вспомнить значение слов « эпитеты», «рифма», уметь находить их в тексте;
понимать значение понятий «пейзаж», «лирика», «пейзажная лирика»;
развивать читательские и речевые умения учащихся;
знать определение и видеть в тексте средство художественной выразительности (олицетворение);
развивать и обогащать устную речь учащихся;
формировать умение работать в группах;
развивать память, мышление, творческие способности учащихся.
Тип урока:
урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование:
- портреты писателей – поэтов
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И.А. Бунина, Н.А.
Некрасова, Е.А.Баратынского, И.С. Никитина, рисунки учащихся, жетоны, листы с деревом Успеха, карточки с заданиями.
предварительной подготовки), фронтальная, работа в парах, в группах
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: уметь точно выражать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, сотрудничать с группой в совместном решении задачи.
Регулятивные: высказывать свои предположения, оценивать качество и уровень усвоения материала, проговаривать вслух последовательность действий.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, оценивать жизненные ситуации героев, осознанно готовиться к урокам литературного чтения. Готовить свои задания для одноклассников.
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей
Поприветствуйте гостей!
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Первым делом гоним лень,
На уроке не скучать,
А работать и читать.
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, как называется раздел, над произведениями которого мы работали на протяжении нескольких уроков?
Уч-ся (Поэтическая тетрадь)
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Литературную страну. Она очень большая, а мы побываем в её маленьком уголке под названием «Поэтическая тетрадь».
-Ребята, изучая этот раздел, мы познакомились со многими писателями и поэтами. Скажите ,что объединяет их всех?
Уч-ся (поэты и писатели 19 века, писали о природе, о жизни людей)
-Чему мы научились в этом разделе?
Уч-ся (самостоятельно определять интонацию, находить средства художественной выразительности, сопереживать лирическому герою)
-Сегодня наш урок пройдет в виде обобщающей игры-соревнования.
-Какие учебные цели поставим на этот урок?
Уч-ся (обобщить знания по данному разделу, понимать и любить поэзию)
3. Игра.
- В ходе нашей игры мы будем с вами перелистывать страницы «Литературного журнала». Но так как, у нас игра соревнование, вы будете получать за каждый правильный ответ - 1 балл в виде житона. Каждый житон вы будете приклеивать на дерево Успеха. А в конце урока выясним, кто из вас является знатоком и любителем поэзии.
Страница I. « Мой портрет»
-Сейчас я вам буду зачитывать биографию поэтов и писателей, ваша задача угадать о ком идет речь и показать его на нашей портретной галерее на первой странице журнала.
1. В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Пушкин отобрал 16 произведений неизвестного автора для печати в своем сборнике. Кто он?
(Федор Иванович Тютчев)
2. Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (Афанасий Афанасьевич Фет).
3. По результатам вступительных экзаменов в гимназию он был зачислен сразу в 3 класс, а не в 1. Большую часть своей жизни он посвятил педагогике , поэтому педагогом он является в большей степени, нежели писателем ( Константин Дмитриевич Ушинский).
4. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (Иван Саввич Никитин).
5.От своего отца унаследовал силу характера, твердость духа и завидное упрямство в достижении цели.( Николай Алексеевич Некрасов).
6. Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. (Иван Алексеевич Бунин ).
7. Вместе с семьёй отправился в длительное путешествие по Европе, но умер в Неаполе от приступа лихорадки. ( Евгений Абрамович Баратынский)
Страница II. «Блиц-опрос»
-Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам нужно соединить названия стихотворений с автором. За каждый правильный ответ - 1 балл.
«Листопад» - Иван Алексеевич Бунин
«Как неожиданно и ярко» - Фёдор Иванович Тютчев
« В синем небе плывут над полями» -Иван Саввич Никитин
«Бабочка» -Афанасий Афанасьевич Фет
«Весна,весна! Как воздух чист»-Евгений Абрамович Баратынский
детям
«Листопад» - Иван Саввич Никитин
«Как неожиданно и ярко» - Фёдор Иванович Тютчев
« В синем небе плывут над полями» - Иван Алексеевич Бунин
«Бабочка» - Евгений Абрамович Баратынский
«Весна, весна! Как воздух чист»- Афанасий Афанасьевич Фет
-Молодцы! Справились с заданием. Подсчитываем правильные ответы. Получаем житоны и приклеиваем к вашему дереву.
Страница III. «Творческая мастерская»
- Ребята, знакомясь на уроках с новыми поэтами и стихотворениями вы рисовали иллюстрации. Ваши работы перед нами, на доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения. Выберите иллюстрацию и прочитайте наизусть самое любимое стихотворение которое мы изучали в разделе.
-Молодцы! Я думаю .что вы заслуженно заработали жетон.
- А кто мне скажет что такое стихотворение?
Уч-ся (небольшое поэтическое произведение, большей частью лирического характера, написанное ритмизированной речью)
- А в изученном разделе все стихотворения?
Уч-ся (нет, есть рассказ)
- Ребята, что объединяет стихи и рассказ изученные в разделе ?
Уч-ся (они о природе)
- Давайте подумаем, только ли о природе говорят эти произведения?
- Что даёт нам понять поэт через описание пейзажа?
Уч-ся (передает настроение, чувства, мысли человека).
-Посмотрите на ваши работы, у вас у многих нарисованы пейзажи, а
что такое пейзаж?
Уч-ся (Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная (не тронутая рукой человека) человеком природа.)
- Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Через описание природы поэты показывает свое настроение и состояние души
- Вы знаете, как называется жанр, показывающий отношение автора к природе?
Уч-ся (Пейзажная лирика - это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.)
- Что такое лирика?
Уч-ся (Лирика - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.)
Страница IV Игровая «Да-нет»
- Я вам буду задавать вопрос ,если вы согласны с моим утверждением, то хлопаем в ладоши. А если вы не согласны топаете ногами.
Вопросы:
Тютчева зовут Федор Иванович? (да)
Фета зовут Афанасий Андреевич? (нет) Афанасьевич
Автор стихотворения «Как неожиданно и ярко» А.Фет? (нет) Тютчев
Никитина зовут Иван Савельевич? (нет) Саввич
Автор стихотворения «В синем небе плывут облака»
Иван Саввич Никитин? (да)
Автор стихотворения «Листопад» Фёдор Иванович. Тютчев (нет) Бунин
Автор стихотворения «В зимние сумерки нянины сказки…» Евгений Абрамович Баратынский? (нет) Некрасов
В рассказе Константина Дмитриевича Ушинского речь идёт о всех временах года? (да)
-Молодцы! Получаете заслуженный житон.
Страница V. «Волшебное перо»
А сейчас я вам предлагаю побыть в роли литературных исследователей.
Каждому из вас я дам карточку с заданием .
Карточка 1.
Что такое олицетворение?
Прочитайте стихотворения И. А. Бунина «Листопад», И. С. Никитина «В синем небе...».
Подчеркните в этих стихотворениях олицетворение.
На слайде 1 карточка
Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Облака с золотыми краями;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
-Что такое олицетворение?
Уч-ся (Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.)
- Зачем поэты используют олицетворение в стихотворениях?
Уч-ся ( чтобы создать образность, придать речи выразительность)
-Благодаря олицетворению мы не только видим живую картину, но и испытываем вместе с писателем радостное чувство родства и единения со всем миром.
Карточка 2
Что такое рифма?
Прочитайте стихотворение
А. А. Фета “Весенний дождь”
Приведите примеры рифм.
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
-Что такое рифма?
Уч-ся (Рифма–созвучие концов стихотворных строк.)
-Стихи – это дружная компания слов, которые очень подходят друг к другу, как хор, как оркестр. Они подпевают друг другу. Одно слово поёт то же, что и другое. Получается – рифма.
Карточка 3
Что такое эпитеты? Подчеркните эпитеты.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный… (И.А. Бунин «Листопад»)
Невесёлая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок! (Н.А. Некрасов «Школьник»)
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями… (И.С. Никитин «В синем небе…»)
-Что такое эпитеты?
Уч-ся (Эпитеты – художественное образное определение, яркие прилагательные.)
За правильные ответы житон.
Страница V I «Юный поэт»
-Вам домашним заданием предлагала написать акростих на тему: Природа.
-Ребята, что такое АКРОСТИХ?
Уч-ся (Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это была любимая игра в России в XIX в.)
4.Рефлексия. Вот и закрыли мы последнюю страницу нашего литературного журнала. Молодцы! Как вы считаете, что нам сегодня на уроке удалось, а над чем еще надо поработать?
Что удалось…
Надо еще поработать…
Выставление оценок. А сейчас подсчитайте житоны. У кого больше всех?
Вы меня все порадовали.
За участие в игре я вам вручаю грамоты.
И получаете 5
Спасибо.
Пусть вдохновение творить
Вас не покинет никогда
И пусть в душе у вас горит
К поэзии любовь и доброта!
Подведение итогов.
- Как иначе можно назвать данный раздел?
Уч-ся (Стихотворения поэтов XIX века о природе и о жизни людей ).
- Сегодня, ребята, вы показали неплохие знания по данному разделу.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать
Переменку веселитесь
И начнем урок опять
Домашнее задание
Составить мини журнал своих любимых стихов с иллюстрациями