Конспект открытого урока литературного чтения на тему
«Любишь ли ты читать сказки?» во 2 классе.
I. Организационный момент
1. Игра «Обмен настроением»
- Здравствуйте, ребята.
- Улыбнитесь друг другу. Тому, кто улыбается, смеется,
Все в жизни удается.
- Все ли готовы к уроку?
- Подравняйтесь, спинки выпрямите.
- Садитесь.
II. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня тоже таинственное и радостное настроение, потому что мы с вами отправляемся в путешествие. А какое, вы узнаете, если разгадаете кроссворд и узнаете ключевое слово.
Кличка сказочного коня. Сивка
Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому. Колобок
Сестра Иванушки. Аленушка
Пресмыкающиеся с тремя головами. Змей
Смерть этого героя в яйце. Кощей
Мужское имя в сказках. Иван
- Какое же у нас ключевое слово? Сказки
- Значит в какое путешествие мы отправляемся? В сказочное путешествие
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: “Заходи”.
III. Открытие новых знаний.
- Что же такое сказка? Вот как дается объяснение слова сказка в словаре русского языка.
Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил.
- Прежде чем мы отправимся в сказочное путешествие, мне нужно проверить, готовы ли вы к нему. В этом мне поможет сказочная викторина.
Задание: Прослушать отрывок из сказки, сказать название.
- Уж, как по полю лисичка бежит, у дверей остановилась и кричит: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? ТЕРЕМОК
- А коза с козлятками пошла домой жить, молоко пить, добра наживать, песни распевать. ВОЛК и СЕМЕРО КОЗЛЯТ
- Не плачь дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое – простое. КУРОЧКА РЯБА
- Стали вместе репку тянуть. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. РЕПКА
- Тут налетели гуси-лебеди, давай кричать, давай гоготать. Подхватили Иванушку на крылья и унесли. ГУСИ-ЛЕБЕДИ
- Молодцы, как много сказок вы знаете!
- Ребята, вы любите сказки? А за что вы их любите? Приносят радость, много приключений, добро побеждает зло, делают нас умнее, мудрее.
- Скажите, откуда же берутся сказки, кто придумывает, сочиняет их? Народ, писатели, поэты.
- Значит, какие бывают сказки? Авторские, народные.
- На какие ещё группы можно разделить сказки? Волшебные, сказки о животных, бытовые.
- Кто может быть героем сказки? Люди, звери, птицы, предметы, явления природы.
-Как же много вы знаете о сказках, умницы!
IV. ФИЗМИНУТКА
- А сейчас нам надо произнести волшебное заклинание, чтобы оказаться в сказке.
Встаньте, пожалуйста, со своих мест и повторяйте за мной:
В ладоши хлопни раз - два - три!
Руки к солнцу протяни.
Вправо - влево наклонись
И соседу улыбнись!
- Скажите, кто сочинил сказки Репка, Теремок, Курочка Ряба? Русский народ.
- Значит, это … Русские народные сказки.
- Мы с вами живём в РМЭ. Как вы думаете, у народа мари были свои сказки?
-Конечно, ведь сказка – это неотъемлемая часть духовной культуры любого народа.
- Кто из вас читал марийские народные сказки? Какие марийские сказки вы знаете?
Знакомство с книгой.
- Совсем недавно, в 2021 году, вышла книга «Я живу в Марий Эл», автором-составителем которой явился учитель географии нашей гимназии Андрей Александрович Столяров.
- Начинается эта книга со старинного предания (устный рассказ о реальных происшествиях и людях прошлого, передающийся из поколения в поколение) о марийском крае. Послушайте. (Что роднит предание со сказкой?)
Читает учитель «Земля Онара» с.3.
Прочитать информацию с последней страницы.
-Отправляемся в сказочное путешествие по марийским народным сказкам. Открываем с. 80-81, с.86-87, с.90-91
- Кто изображён на иллюстрации? О ком будет эта сказка?
Читаем сказки.
V. Рефлексия. Итог урока.
- Понравилось ли вам путешествие по марийским народным сказкам? (Ответ детей)
- А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
- А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
- Любите сказки, читайте сказки, будьте добрыми, смелыми, справедливыми. Сказка – это не только произведение, которое интересно читать – это ещё и хороший учитель.
- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
- А теперь запишите на листочках ответы на мои вопросы:
- Мне было интересно…
- Я узнал…
- У меня вызвало затруднение…
- Дорогие дети, вы сегодня большие молодцы, замечательно работали! Наш урок подходит к концу. И закончить его мне бы хотелось стихотворением:
- Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Учат нас, как надо жить.
Чтобы всем вокруг дружить!