2. Актуализация знаний | - Проверим д.з. Что вам было задано? - Что такое рифма? - Назовите рифмы. - А теперь назовите, какие олицетворения вы нашли. | В стихотворении "Бежит тропинка с бугорка..." Цветаевой назвать рифмы и найти олицетворения. Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Ногами – лугами Бугорка – Ока Ударом – старом Тени – они Рай – сарай Закаты – лопаты Вы – мальвы Пролегло – тяжело Олицетворения: поют они, бежит тропинка, лениво движется, спешат удары. | Форма: фронтальная Методы: беседа, объяснение, Средства: речь учителя |
3. Подготовка к первичному восприятию | - Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. На слайде фамилии: А. Л. Барто, Е. А. Благинина, В. В. Бианки, А. А.Фет, Н. Н. Носов, В. А. Осеева. Распределите их на две группы. Запишите ответ в тетрадь. Я вам скажу маленькую подсказку. В каждой группе должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр. - Послушайте стихотворение. Есенин — сын земли раздольной, Где липы, ивы, тополя. Красу познав, России вольной, Воспел родимые края. - Чье творчество мы сегодня продолжим изучать?? - Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями. Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните? – Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С. Есенина. Поиграем в игру "Добавь словечко". Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово. 1. Черёмуха душистая… С весною расцвела И ветви золотистые, … 2. Поёт зима – аукает, Мохнатый лес…. 3. Воробышки игривые…. Как детки сиротливые, … 4. Белая берёза… Под моим окном … … - Что вы уже знаете о биографии С. Есенина? - Отлично, послушайте, какие интересные факты об этом замечательном поэте я нашла: 1. Именем поэта названы более 600 улиц и площадей. 2. Есенин посадил в Константинове тополь, которому скоро исполнится 100 лет. 3. Есенин помогал другим поэтам исправлять стихи. 4. У Есенина была исключительная память. - Что из этого вы уже знали? - Любите ли вы сказки? - Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)? - Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать? А почему? - Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Можно без преувеличений сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории. Став взрослым, поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой. | А.Л. Барто, А.А. Фет, Е.А. Благинина - поэты, они пишут стихи. В.В. Бианки, Н.Н. Носов, В.А. Осеева - писатели, они пишут рассказы. Творчество С. Есенина Что кудри завила Баюкает Прижались у окна Принакрылась снегом, Точно серебром. Ответы детей | Форма: фронтальная Методы: беседа, объяснение, Средства: речь учителя |
5. Проверка первичного восприятия | - Какое настроение оставило у вас стихотворение? - Какие картины вы представили? - Какими вам показались дети? - На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? - С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно? | Ответы детей «Притворились, что не слышим, если мама спать зовёт» «И сидим мы, еле дышим» | Форма: фронтальная Методы: беседа, объяснение, Средства: речь учителя |
6. Анализ произведения | - Прочитайте стихотворение про себя. Подчеркните непонятные вам слова. - Какие незнакомы слова встретились? - Начнем по порядку. Это слова разговорного стиля речи, просторечные слова. Автор их использует, чтобы создать картину крестьянского быта. - Сначала, попробуйте объяснить значение слов: Задворки – место за дворами, позади изб. Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая Гурьба – шумливая группа людей. Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать. Галдеть – громко говорить, орать. Брести – идти с трудом, тихо. Пригорок – небольшой холм, бугор. - Подберите синонимы к слову притворяться. - Подберите антоним к слову загалдеть. - Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. - Что вы видите? - Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? - Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? - От чьего лица ведётся повествование? - В каком темпе нужно читать? - Помните, что после каждой строчки надо делать небольшую паузу. Нужно обращать внимание на знаки препинания. - Прочитайте первые 4 строчки про себя и подумайте, что дети чувствовали, когда возвращались домой? - Какое чувство передадим при чтении? - Прочитаем. - Прочитайте про себя следующие 4 строчки. - Какие чувства детей автор передает? - Прочитайте, передав эти чувства. - Как будем читать следующее четверостишие? - Прочитаем тихо, затаив дыхание. - Перечитайте последние 8 строк. - Какие чувства детей описал здесь автор? - В этой части два вопросительных предложения. - Найдите первое. Прочитаем его. - Прочитаем второе предложение. - Ещё раз вспомним, как мы должны читать это стихотворение. | Пробуют объяснить значение слов, а потом читают со слайда Изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид Замолчать Бабушку и детей Да Ответы детей От лица автора-ребенка. Неторопливо, спокойно. Они устали. Чувство усталости. Ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой. Затаив дыхание, тихо. Детям не хочется, чтобы бабушка останавливалась. | Форма: фронтальная Методы: беседа, объяснение, Средства: речь учителя |
8. Итог урока. Информация о д/з. | - Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок? - С каким чувством вы уходите с урока? - А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке. На ваших партах лежит карточка с лесенкой. Оцените свою работу на уроке, расскрасив ступеньку: 1. Мне было не очень интересно 2. Не совсем усвоил 3. Мне всё удалось! Покажите, что у вас получилось. Спасибо! Запишите д.з в дневник: читать стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки» выразительно! Спасибо за урок. До свидания! | Ответы детей Демонстрируют карточки Записывают в дневник | Форма: фронтальная Методы: беседа, объяснение, Средства: речь учителя |