СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему: «С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему: «С.А. Есенин «Бабушкины сказки»»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»




Выполнили: студентка гр. ПНК-4Б

Специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Комлева Анастасия


Конспект урока литературного чтения на тему:

«С.А. Есенин «Бабушкины сказки»







Место проведения: МБОУ «Средняя школа №37», 4 «А» класс

Дата проведения: 01.02.2022


Учитель: Тяглецова Яна Александровна


______________________


Методист: Политова Марина Валерьевна


______________________





Дзержинск – 2023

Класс: 4 «А»

Тип урока: урок изучения нового

Тема: С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Цель: отработка навыка выразительного чтения через знакомство со стихотворением С.А. Есенина «Бабушкины сказки»

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить со стихотворением С.А. Есенина «Бабушкины сказки» в ходе её прочтения;

  2. Познакомить учащихся с интересными фактами об авторе стихотворения.

Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь посредством ответов на вопросы

  2. Развивать навыки выразительного чтения

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Называют факты из жизни С.А. Есенина

  2. Выразительно читают стихотворение С.А Есенина «Бабушкины сказки»

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1. Осуществляют контроль своей деятельности

2. Осуществляют личностную рефлексию

Познавательные УУД:

  1. Отвечают на вопросы учителя, извлекая необходимую информацию из рассказа

Коммуникативные:

  1. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы

Личностные:

  1. Выражают свою позицию относительно проблемной ситуации

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть; презентация, аудио, карточки с «лесенкой» для рефлексии

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация знаний - 5 мин.

3. Подготовка к первичному восприятию - 8 мин.

4. Первичное восприятие – 2 мин.

5. Проверка первичного восприятия – 3 мин.

6. Анализ произведения – 15 мин.

7. Обобщение – 6 мин.

8. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание – 5 мин.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствуют, проверяют готовность к уроку

Форма: фронтальная

Методы: беседа

Средства: речь учителя

2. Актуализация знаний

- Проверим д.з. Что вам было задано?



- Что такое рифма?





- Назовите рифмы.







- А теперь назовите, какие олицетворения вы нашли.

В стихотворении "Бежит тропинка с бугорка..." Цветаевой назвать рифмы и найти олицетворения.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

Ногами – лугами

Бугорка – Ока

Ударом – старом

Тени – они

Рай – сарай

Закаты – лопаты

Вы – мальвы

Пролегло – тяжело


Олицетворения: поют они, бежит тропинка, лениво движется, спешат удары.


Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение,

Средства: речь учителя


3. Подготовка к первичному восприятию

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. На слайде фамилии: А. Л. Барто, Е. А. Благинина, В. В. Бианки, А. А.Фет, Н. Н. Носов, В. А. Осеева. Распределите их на две группы. Запишите ответ в тетрадь. Я вам скажу маленькую подсказку. В каждой группе должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.

- Послушайте стихотворение.

Есенин — сын земли раздольной,

Где липы, ивы, тополя.
Красу познав, России вольной,

Воспел родимые края.

- Чье творчество мы сегодня продолжим изучать??

- Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями. Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните?

– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С. Есенина. Поиграем в игру "Добавь словечко". Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.

1. Черёмуха душистая…

С весною расцвела

И ветви золотистые,


2. Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес….


3. Воробышки игривые….

Как детки сиротливые,


4. Белая берёза…

Под моим окном


- Что вы уже знаете о биографии С. Есенина?

- Отлично, послушайте, какие интересные факты об этом замечательном поэте я нашла:

1. Именем поэта названы более 600 улиц и площадей.

2. Есенин посадил в Константинове тополь, которому скоро исполнится 100 лет.

3. Есенин помогал другим поэтам исправлять стихи.

4. У Есенина была исключительная память.

  • 5. Сочинять стихи Есенин начал в 9-ти летнем возрасте.

- Что из этого вы уже знали?

- Любите ли вы сказки?

- Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?

- Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать? А почему?

- Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Можно без преувеличений сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории. Став взрослым, поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой.




А.Л. Барто, А.А. Фет, Е.А. Благинина - поэты, они пишут стихи.

В.В. Бианки, Н.Н. Носов, В.А. Осеева - писатели, они пишут рассказы.







Творчество С. Есенина













Что кудри завила


Баюкает



Прижались у окна




Принакрылась снегом,

Точно серебром.





Ответы детей



Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение,

Средства: речь учителя


4. Первичное восприятие

- Сейчас я предлагаю вам послушать аудиозапись в исполнении Сергея Безрукого на стихи Сергея Есенина «Бабушкины сказки». Во время прослушивания, постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.


Слушают аудио







Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение,

Средства: речь учителя

5. Проверка первичного восприятия

- Какое настроение оставило у вас стихотворение?

- Какие картины вы представили?

- Какими вам показались дети?

- На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?

- С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

Ответы детей


«Притворились, что не слышим, если мама спать зовёт»

«И сидим мы, еле дышим»



Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение,

Средства: речь учителя


6. Анализ произведения

- Прочитайте стихотворение про себя. Подчеркните непонятные вам слова.

- Какие незнакомы слова встретились?

- Начнем по порядку. Это слова разговорного стиля речи, просторечные слова. Автор их использует, чтобы создать картину крестьянского быта.

- Сначала, попробуйте объяснить значение слов:

Задворки – место за дворами, позади изб.

Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая

Гурьба – шумливая группа людей.

Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть – громко говорить, орать.

Брести – идти с трудом, тихо.

Пригорок – небольшой холм, бугор.

- Подберите синонимы к слову притворяться.


- Подберите антоним к слову загалдеть.

- Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

- Что вы видите?

- Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

- Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?

- От чьего лица ведётся повествование?

- В каком темпе нужно читать?

- Помните, что после каждой строчки надо делать небольшую паузу. Нужно обращать внимание на знаки препинания.

- Прочитайте первые 4 строчки про себя и подумайте, что дети чувствовали, когда возвращались домой?

- Какое чувство передадим при чтении?

- Прочитаем.

- Прочитайте про себя следующие 4 строчки.

- Какие чувства детей автор передает?

- Прочитайте, передав эти чувства.

- Как будем читать следующее четверостишие?

- Прочитаем тихо, затаив дыхание.

- Перечитайте последние 8 строк.

- Какие чувства детей описал здесь автор?

- В этой части два вопросительных предложения.

- Найдите первое. Прочитаем его.

- Прочитаем второе предложение.

- Ещё раз вспомним, как мы должны читать это стихотворение.







Пробуют объяснить значение слов, а потом читают со слайда






Изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид


Замолчать




Бабушку и детей

Да

Ответы детей

От лица автора-ребенка.

Неторопливо, спокойно.





Они устали.

Чувство усталости.

Ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой.

Затаив дыхание, тихо.





Детям не хочется, чтобы бабушка останавливалась.


Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение,

Средства: речь учителя


7. Обобщение

- Прочитаем стихотворение полностью так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. (вызываю к доске 2-3 человека)

- Как вы думаете, кто из детей более точно передал чувства автора и свои чувства.



Читают стихотворение выразительно

Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение,

Средства: речь учителя

8. Итог урока. Информация о д/з.

- Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?

- С каким чувством вы уходите с урока?

- А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке.

На ваших партах лежит карточка с лесенкой. Оцените свою работу на уроке, расскрасив ступеньку:

1. Мне было не очень интересно

2. Не совсем усвоил

3. Мне всё удалось!

Покажите, что у вас получилось. Спасибо!

Запишите д.з в дневник: читать стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки» выразительно!

Спасибо за урок. До свидания!





Ответы детей




Демонстрируют карточки




Записывают в дневник

Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение,

Средства: речь учителя