МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект урока по литературному чтению
Тема: М. Зощенко «Ёлка».
4 «Б» класс
Учитель:
Субботина
Татьяна Николаевна
06.02.2024 год
Тема: М. Зощенко «Ёлка».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая речь, творческое мышление учащихся.
Задачи урока:
1. Личностные УУД:
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач; развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной литературой; воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.
2. Регулятивные УУД: Научить принимать и сохранять учебную задачу; формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
3. Познавательные УУД: Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников; развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях; развивать навык поиска разнообразных способов решения задач. 4. Коммуникативные УУД: Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности (работа в группах и парах).
Оборудование:
Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.).
Тест.
Компьютер.
Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. (СЛАЙД 1)
- Здравствуйте, уважаемые гости.
- Ребята, займите свои места. Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
II. Проверка д/з
- Послушайте музыку и назовите это произведение.
- Итак, какое музыкальное произведение сейчас звучало?
(Пьеса Эдварда Грига "Утро" из сюиты «Пер Гюнт» - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца.)
- Что мы знаем об этой музыке?
(Это знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника
Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.)
- Откуда мы это знаем?
(из произведения К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
- Назовите главных героев рассказа. (Эдвард Григ, Дагни)
- На дом вам было задано подготовить краткое сообщения об интересных фактах из жизни великого композитора Эдварда Грига. Кто желает выступить? (СЛАЙД 2)
III. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока.
- Разгадаем кроссенс (ЁЛКА) (СЛАЙД 3-4)
- Почему я составила кроссенс про ёлку? (Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.)
- Верно. Тема урока: Михаил Михайлович Зощенко. «Ёлка» (СЛАЙД 5)
- Сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением.
(Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.)
- Какие задачи поставим перед собой?
(Познакомиться с биографией Зощенко. Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. Познакомиться с произведением. Проанализировать произведение и понять его основную мысль).
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с жизнью и творчеством Зощенко. (СЛАЙД 6)
- Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 29 июля 1894 года в Петербурге (по другим источникам в Полтаве) в многодетной семье. В семье было 8 детей. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама – актриса, а также писала рассказы. В 17 лет Михаил Зощенко окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридический факультет Петербургского университета. (СЛАЙД 7)
Не закончив университет, он отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны, где командовал батальоном. (СЛАЙД 8)
За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Но уже в конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы для детей, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». (СЛАЙД 9)
Герои рассказов – дети - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные.
В Санкт-Петербурге, в квартире, где писатель жил последние 4 года жизни находится литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко. (СЛАЙД 10)
2. Прогнозирование.
- Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?
(О том, как Леля и Минька праздновали Новый год).
3. Знакомство с произведением (СЛАЙД 11)
- Вам предстоит не просто слушать, но и внимательно следить по тексту за чтением актёра. (Аудиозапись)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Назовите жанр данного литературного произведения?
(Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе).
-Какое это произведение? Можно ли назвать его юмористическим?
(Произведение юмористическое, здесь высмеиваются недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно)
- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение? Почему?
4.Физминутка (под музыку «Кабы не было зимы»)
5. Словарная работа. (СЛАЙД 12-13)
Крымские яблоки – яблоки, привезённые из Крыма ….
Длинновязая – высокая, рослая.
Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Не буду церемониться – не буду стесняться
Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины
Золотушный ребёнок – больной ребенок
Не ручаюсь – не уверена
6. Анализ произведения. Приём «мозаика вопросов»
- Назовите главных героев произведения?
Лёля и Минька, и их родители.
- Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?
5 лет.
- Как отмечали Новый год в их семье?
Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.
- Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (выборочное чтение)
Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.
- Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому?
Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.
- Какой сюрприз приготовили родители для гостей? (выборочное чтение)
Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.
- Чем закончился праздник? И почему? (выборочное чтение)
Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.
- Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил? (выборочное чтение)
Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.
Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения.
- Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте? "И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня".
- В чём суть рассказа? Суть рассказа - не обижай тех, кто слабее тебя, не бери то, что тебе не принадлежит, будь великодушен.
- Грубость, хамство, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться. Да, и в первую очередь такие люди наказывают себя. Они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть.
Всё это сказывается на их настроении и здоровье.
- Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)
Он никого не обижал, не брал чужих вещей…
Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей.
Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.
7. Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу М.М. Зощенко? «Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены» (СЛАЙД 14)
- А как эти высказывания относятся к нашему произведению? «Не было бы счастья, да несчастье помогло»
«Нет худа без добра»
- Данная неприятная ситуация, заставляет задуматься и осознать свои ошибки, т. е извлечь урок.
- А какой урок вы извлекли из этого произведения?
Прежде чем что-то сказать или сделать, нужно задуматься о последствиях своих поступков. Если что-то делаешь не так, надо вовремя остановиться, исправить положение.
8. Работа в парах. Тест. (СЛАЙД 15)
V. Итог урока
- Достигнута ли цель урока?
Оцените, как вы работали на уроке.
- Встаньте, кто был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.
- Встаньте, кто работал, но мог бы лучше проявить себя.
- Встаньте, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке.
VI. Рефлексия. (СЛАЙД 16)
Продолжи предложение: - Сегодня на уроке я узнал….
- На этом уроке я похвалил бы себя за….
- После урока мне захотелось….
VII. Домашнее задание на выбор (СЛАЙД 17)
- Пересказ от лица мамы или папы.
- Чтение по ролям диалога (поработай с другом)
- Составить синквейн по теме урока.
- Придумай свой вариант концовки.
- Ребята, я надеюсь, что наш урок был полезным и поможет вам в жизни.
В жизни по-разному можно жить
В горе можно, и в радости
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать, и, не помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
- Урок окончен. Благодарю всех за работу. (СЛАЙД 18)