СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. А. Есенин. Бабушкины сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А.Есенин . Бабушкины сказки". На уроке используются разные виды и средства работы над стихотворением. 

Просмотр содержимого документа
«С. А. Есенин. Бабушкины сказки.»

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»











Конспект урока по литературному чтению



Тема: М. Зощенко «Ёлка».

4 «Б» класс









Учитель:

Субботина

Татьяна Николаевна













06.02.2024 год

Тема: М. Зощенко «Ёлка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Задачи урока:

1. Личностные УУД:

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач; развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной литературой; воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.

2. Регулятивные УУД: Научить принимать и сохранять учебную задачу; формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

3. Познавательные УУД: Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников; развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях; развивать навык поиска разнообразных способов решения задач. 4. Коммуникативные УУД: Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности (работа в группах и парах).

Оборудование:

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.).

  2. Тест.

  3. Компьютер.

  4. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. (СЛАЙД 1)

- Здравствуйте, уважаемые гости.

- Ребята, займите свои места. Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

II. Проверка д/з

- Послушайте музыку и назовите это произведение.

- Итак, какое музыкальное произведение сейчас звучало?

(Пьеса Эдварда Грига "Утро" из сюиты «Пер Гюнт» - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца.)

- Что мы знаем об этой музыке?

(Это знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Григапосвященная дочери лесника

Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.)

- Откуда мы это знаем?

(из произведения К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

- Назовите главных героев рассказа. (Эдвард Григ, Дагни)

- На дом вам было задано подготовить краткое сообщения об интересных фактах из жизни великого композитора Эдварда Грига. Кто желает выступить? (СЛАЙД 2)


III. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока.

- Разгадаем кроссенс (ЁЛКА) (СЛАЙД 3-4)

- Почему я составила кроссенс про ёлку? (Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.)

- Верно. Тема урока: Михаил Михайлович Зощенко. «Ёлка» (СЛАЙД 5)

- Сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением.

(Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.)

- Какие задачи поставим перед собой?

(Познакомиться с биографией Зощенко. Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. Познакомиться с произведением. Проанализировать произведение и понять его основную мысль).


IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с жизнью и творчеством Зощенко. (СЛАЙД 6)

- Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 29 июля 1894 года в Петербурге (по другим источникам в Полтаве) в многодетной семье. В семье было 8 детей. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама – актриса, а также писала рассказы. В 17 лет Михаил Зощенко окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридический факультет Петербургского университета. (СЛАЙД 7)

Не закончив университет, он отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны, где командовал батальоном. (СЛАЙД 8)

За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Но уже в конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы для детей, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». (СЛАЙД 9)

Герои рассказов – дети - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные.

В Санкт-Петербурге, в квартире, где писатель жил последние 4 года жизни находится литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко. (СЛАЙД 10)

2. Прогнозирование.

- Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?

(О том, как Леля и Минька праздновали Новый год).

3. Знакомство с произведением (СЛАЙД 11)

- Вам предстоит не просто слушать, но и внимательно следить по тексту за чтением актёра. (Аудиозапись)

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Назовите жанр данного литературного произведения?

(Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе).

-Какое это произведение? Можно ли назвать его юмористическим?

(Произведение юмористическое, здесь высмеиваются недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно)

- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение? Почему?


4.Физминутка (под музыку «Кабы не было зимы»)


5. Словарная работа. (СЛАЙД 12-13)


Крымские яблоки – яблоки, привезённые из Крыма ….

Длинновязая – высокая, рослая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не буду церемониться – не буду стесняться

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины

Золотушный ребёнок – больной ребенок

Не ручаюсь – не уверена


6. Анализ произведения. Приём «мозаика вопросов»

- Назовите главных героев произведения?

Лёля и Минька, и их родители.

- Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?

5 лет.

- Как отмечали Новый год в их семье?

Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.

- Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (выборочное чтение)

Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

- Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому?

Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.

- Какой сюрприз приготовили родители для гостей? (выборочное чтение)

Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.

- Чем закончился праздник? И почему? (выборочное чтение)

Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.


- Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил? (выборочное чтение)

Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.

Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения.

- Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте?  "И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня". 

- В чём суть рассказа? Суть рассказа - не обижай тех, кто слабее тебя, не бери то, что тебе не принадлежит, будь великодушен.

- Грубость, хамство, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться. Да, и в первую очередь такие люди наказывают себя. Они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть.

Всё это сказывается на их настроении и здоровье.

- Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)

Он никого не обижал, не брал чужих вещей…

Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей.

Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.

7. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу М.М. Зощенко? «Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены» (СЛАЙД 14)

- А как эти высказывания относятся к нашему произведению? «Не было бы счастья, да несчастье помогло»

«Нет худа без добра»

- Данная неприятная ситуация, заставляет задуматься и осознать свои ошибки, т. е извлечь урок.

- А какой урок вы извлекли из этого произведения?

Прежде чем что-то сказать или сделать, нужно задуматься о последствиях своих поступков. Если что-то делаешь не так, надо вовремя остановиться, исправить положение.

8. Работа в парах. Тест. (СЛАЙД 15)


V. Итог урока

- Достигнута ли цель урока?

Оцените, как вы работали на уроке.

- Встаньте, кто был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.

- Встаньте, кто работал, но мог бы лучше проявить себя.

- Встаньте, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке.


VI. Рефлексия. (СЛАЙД 16)

Продолжи предложение: - Сегодня на уроке я узнал….

- На этом уроке я похвалил бы себя за….

- После урока мне захотелось….


VII. Домашнее задание на выбор (СЛАЙД 17)

- Пересказ от лица мамы или папы.

- Чтение по ролям диалога (поработай с другом)

- Составить синквейн по теме урока.

- Придумай свой вариант концовки.


- Ребята, я надеюсь, что наш урок был полезным и поможет вам в жизни.


В жизни по-разному можно жить

В горе можно, и в радости

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать, и, не помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.


- Урок окончен. Благодарю всех за работу. (СЛАЙД 18)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!