Проверка домашнего задания | - На прошлом уроке вы продолжили знакомство с творчеством Сергея Александровича Есенина и дома учили наизусть его стихотворение «Береза». Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. | Читают наизусть стихотворение С. Есенина «Береза», оценивают свои результаты. | Регулятивные: Адекватно оценивают друг друга, характеризуют выявленные недочеты, предлагают свои варианты решения проблемы. |
Этап подготов-ки к восприятию | - Когда я готовилась к нашему уроку, мне в руки попалось письмо Сергея Есенина, в котором он написал следующие строки: «Бабушка любила меня изо всей мочи и нежности ее не было границ…Стихи начал слагать рано. Подталкивала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад…» - Может кто-то из вас догадался о ком или о чем мы сегодня с вами будем читать стихотворение? - Верно, сегодня мы с вами познакомимся с еще одним стихотворением Сергея Есенина «Бабушкины сказки». | - Мы поговорим о стихотворении, которое Есенин посвятил своей бабушке | |
Открытие но-вых знаний | - Родители Сергея Есенина – Александр Никитич и Татьяна Федоровна – были бедными крестьянами, и, вскоре после рождения сына, им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери). Бабушка рассказывала внуку сказки, а дед пел песни старые, тягучие, заунывные. По субботам и воскресениям дед рассказывал внуку Библию и Священную историю. Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. - Итак, послушайте стихотворение Есенина «Бабушкины сказки». В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет. Сказки все. Пора в постели… Но а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, — Говори да говори. - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? - Какое время суток описывается в стихотворении? - Откуда возвращаются дети? - Откройте учебник на странице __ прочитайте стихотворение еще раз про себя и подчеркните слова, которые показались вам незнакомыми. Словарная работа. - Откройте рабочую тетрадь на странице 44. Выполните упражнение 2. - С каким чувством вспоминает поэт о детстве? - Прочитайте эти строки - Как поэт относится к сказкам? Найдите в стихотворении эти слова. - В рабочей тетради на странице 45 выполните задание 3 - Давайте рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Подумайте, кто из этих детей может оказаться маленьким Есениным? - Какими вам показались дети? - На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать сказки бабушки? | Слушают стихотворение. Ответы детей - Вечер - С прогулки Задворки – позади избы (за двором) Опостылеют – надоедят. Разухабистая гурьба – веселая толпа Салазки – санки Загалдели – громко говорить, всем вместе Выполняют упражнение - С радостью - Мальчик с кудрявыми волосами и в желтой рубахе - Заинтересованные, дружные - Притворялись, что не слышат маму, когда та звала спать; приставали к бабушке | Предметные УУД: Личностные УУД: Регулятивные УУД: выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; планировать деятельность на уроке под руководством учителя. Познавательные УУД: |
Работа над выразительным чтением стихотворения | - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Для этого наметьте паузы, логическое ударение и определите для себя темп прочтения стихотворения. - Скажите, какое оно по характеру? - Верно, значит, и читать его нужно весело и радостно, но ни в коем случае не торопиться. | - Веселое - Расставляют паузы. Выразительно читают стихотворение. | Предметные: Читают выразительно стихотворение, выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению |
Подведение итогов урока. | - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Предлагаю вам составить синквейн по стихотворению, которое мы с вами читали. - Откройте тонкие тетради, запишите число. Ниже посередине С. А. Есенин, и ниже слово «бабушка». - Составьте синквейн по плану на слайде. 1. Существительное по теме 2. Два прилагательных, описывающих существительное 3. Три слова – действия 4. Предложение 5. Синоним, который повторяет суть темы | Составляют синквейн и читают его. | Личностные: Осознают собственные достижения при изучении темы |