Урок литературного чтения
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
Класс 4
Учитель Ковалева Ирина Алексеевна МБОУ ООШ п. Садовый
Цели: познакомить учащихся со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнять биографические знания о поэте; обогащать словарный запас учеников; развивать память, мышление, творческие способности учащихся.
Планируемые УУД:
Личностные: понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; строить рассуждения;
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, задавать вопросы.
Оборудование: фильм о С.А. Есенине, портрет поэта, выставка книг С.А. Есенина, песня «Бабушкины сказки»
Ход урока
Организационный момент
Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не нахожу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу….
Проверка домашнего задания
(Дети читают наизусть стихотворения В. Брюсова)
Актуализация знаний
Чуткая, славная, а на кухне - главная.
Кулебяки и рулет приготовит нам в бед.
Всей семье носочки вяжет,
Нежные слова всем скажет.
Говорю ей: «Лапушка». Это моя ….. (Бабушка)
-Составьте слово из букв (З, К. И. А, С, К) (Сказки)
-Из слов отгадок составьте словосочетание.
(Бабушкины сказки)
-Кому из вас бабушки рассказывали сказки? Кто вам в детстве рассказывал сказки?
-Сформулируйте тему урока. Назовите цели сегодняшнего урока.
Это стихотворение написал С. Есенин. Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните? Что еще знаете о самом поэте?
Слово учителя о жизни и творчестве поэта. Просмотр фильма о Есенине.
Родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился в закрытой церковно-приходской школе. Много читал. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.
Стихи писать начал с девяти лет. Впервые стихи его были опубликованы в 1914 году. В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.
Начиная с 1914 года, Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. Издается сборник стихов под названием «Радуница».
Начав писать знаменитую поэму «Пугачев», он объездил много знаменательных и исторических мест: Кавказ, Соловки, Мурманск, Крым и даже добрался до Ташкента. Где гостил у своего друга - поэта Александра Ширяевца.
Считается, что именно с Ташкента начались его выступления перед публикой на поэтических вечерах.
Биография Есенина, как и его стихи, переполнена глубоким переживанием жизни и всех ее парадоксов. Поэт сумел прочувствовать и передать на бумаге все особенности русской души.
Несомненно, его можно смело отнести к великим русским поэтам, назвать тонким знатоком русской жизни, а так же потрясающим художником слова.
Умер С. Есенин 28 декабря 1925 года в Ленинграде.
Первичное восприятие нового произведения.
-Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите?
-Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Чтение стихотворения учителем.
Физкультминутка
Краткая беседа по выявлению уровня усвоения содержания.
- О чем поэт вспоминает в стихотворении? Какое у него настроение? Какие чувства он выразил?
- Все ли сова понятны? Если нам что-то непонятно, куда мы обращаемся?
(В словари, библиотеку, интернет)
Словарная работа.
Опостылеть – надоесть
По задворкам – место за двором
Разухабистой – задорной
Бредём – шагаем.
Салазки - санки
Попробуем заменить слова на понятные нам. Что получилось?
(ответы детей)
Анализ художественного произведения
Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно, что разъехались друг от друга. И маленький Серёжа переехал жить в другой дом.
Там ещё жили трое подростков, тоже родственников Есенина. Иногда в гости приезжали и другие дети. И всегда была шумная, весёлая компания. Бабушка поощряла страсть Серёжи Есенина к устному живому слову и подталкивала к собственному творчеству. А дедушка по субботам и воскресеньям пересказывал ему книги – Библию и священную историю.
Как поэт позже писал в своей биографии, писать стихотворения он начал, подражая частушкам. А ещё когда бабушкины сказки ему не нравились из-за плохих концовок, он переделывал их на свой лад.
Так что неудивительно, что самые счастливые воспоминания Есенина были связаны с детством. Когда ему было 16 лет, бабушка умерла. Будущий поэт вернулся в родительский дом, и там он чувствовал себя никому не нужным. Там же и созрело его желание переехать в Москву и стать поэтом. Что и было осуществлено. А в 1915 году появилось стихотворение «Бабушкины сказки».
Этап обобщения
-Подготовьтесь к выразительному чтению. (Работа в парах)
- Какие чувства надо передать при чтении?
первые четыре строки – дети устали,
следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий
последние – обрадовались
Выразительное чтение стихотворения. Выставление оценок.
Итог урока. Рефлексия.
На многие произведения поэта была положена музыка. Сейчас я предлагаю вам послушать песню «Бабушкины сказки»
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть и нарисовать к нему иллюстрацию.