СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина "Бабушкины сказки"; пополнять биографические знания о поэте; обогощать словарный запас учеников; развивать память и мышление.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс»



Урок литературного чтения

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Класс 4

Учитель Ковалева Ирина Алексеевна МБОУ ООШ п. Садовый

Цели: познакомить учащихся со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнять биографические знания о поэте; обогащать словарный запас учеников; развивать память, мышление, творческие способности учащихся.

Планируемые УУД:

Личностные: понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; строить рассуждения;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, задавать вопросы.

Оборудование: фильм о С.А. Есенине, портрет поэта, выставка книг С.А. Есенина, песня «Бабушкины сказки»

Ход урока

  1. Организационный момент

Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не нахожу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу….

  1. Проверка домашнего задания

(Дети читают наизусть стихотворения В. Брюсова)

  1. Актуализация знаний

Чуткая, славная, а на кухне - главная.

Кулебяки и рулет приготовит нам в бед.

Всей семье носочки вяжет,

Нежные слова всем скажет.

Говорю ей: «Лапушка». Это моя ….. (Бабушка)

-Составьте слово из букв (З, К. И. А, С, К) (Сказки)

-Из слов отгадок составьте словосочетание.

(Бабушкины сказки)

-Кому из вас бабушки рассказывали сказки? Кто вам в детстве рассказывал сказки?

-Сформулируйте тему урока. Назовите цели сегодняшнего урока.

Это стихотворение написал С. Есенин. Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните? Что еще знаете о самом поэте?

Слово учителя о жизни и творчестве поэта. Просмотр фильма о Есенине.

Родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился в закрытой церковно-приходской школе. Много читал. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.

Стихи писать начал с девяти лет. Впервые стихи его были опубликованы в 1914 году. В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.

Начиная с 1914 года, Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. Издается сборник стихов под названием «Радуница».

Начав писать знаменитую поэму «Пугачев», он объездил много знаменательных и исторических мест: Кавказ, Соловки, Мурманск, Крым и даже добрался до Ташкента. Где гостил у своего друга - поэта Александра Ширяевца.

Считается, что именно с Ташкента начались его выступления перед публикой на поэтических вечерах.

Биография Есенина, как и его стихи, переполнена глубоким переживанием жизни и всех ее парадоксов. Поэт сумел прочувствовать и передать на бумаге все особенности русской души.

Несомненно, его можно смело отнести к великим русским поэтам, назвать тонким знатоком русской жизни, а так же потрясающим художником слова.

Умер С. Есенин 28 декабря 1925 года в Ленинграде.

  1. Первичное восприятие нового произведения.

-Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите?

-Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Чтение стихотворения учителем.

  1. Физкультминутка

  2. Краткая беседа по выявлению уровня усвоения содержания.

- О чем поэт вспоминает в стихотворении? Какое у него настроение? Какие чувства он выразил?

- Все ли сова понятны? Если нам что-то непонятно, куда мы обращаемся?

(В словари, библиотеку, интернет)

Словарная работа.

Опостылеть – надоесть

По задворкам – место за двором

Разухабистой – задорной

Бредём – шагаем.

Салазки - санки

Попробуем заменить слова на понятные нам. Что получилось?

(ответы детей)

  1. Анализ художественного произведения

Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно, что разъехались друг от друга. И маленький Серёжа переехал жить в другой дом.



Там ещё жили трое подростков, тоже родственников Есенина. Иногда в гости приезжали и другие дети. И всегда была шумная, весёлая компания. Бабушка поощряла страсть Серёжи Есенина к устному живому слову и подталкивала к собственному творчеству. А дедушка по субботам и воскресеньям пересказывал ему книги – Библию и священную историю.

Как поэт позже писал в своей биографии, писать стихотворения он начал, подражая частушкам. А ещё когда бабушкины сказки ему не нравились из-за плохих концовок, он переделывал их на свой лад.

Так что неудивительно, что самые счастливые воспоминания Есенина были связаны с детством. Когда ему было 16 лет, бабушка умерла. Будущий поэт вернулся в родительский дом, и там он чувствовал себя никому не нужным. Там же и созрело его желание переехать в Москву и стать поэтом. Что и было осуществлено. А в 1915 году появилось стихотворение «Бабушкины сказки».

  1. Этап обобщения

-Подготовьтесь к выразительному чтению. (Работа в парах)

- Какие чувства надо передать при чтении?

первые четыре строки – дети устали,
следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий
последние – обрадовались

Выразительное чтение стихотворения. Выставление оценок.

  1. Итог урока. Рефлексия.

На многие произведения поэта была положена музыка. Сейчас я предлагаю вам послушать песню «Бабушкины сказки»

  1. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть и нарисовать к нему иллюстрацию.