I Организационный момент (Слайд 2) - Сегодня у нас необычный урок. - Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами. - Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:
На уроках будь старательным Будь спокойным и … (внимательным) Говорите четко, внятно, Чтобы было все… (понятно) Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать) Будь прилежен на уроке, Не болтай : ты не … (сорока) Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать) А помочь захочешь другу Подними спокойно … (руку) Знай, закончился урок, Коль услышал ты … (звонок) - Молодцы! Хорошо я думаю, что все дети на уроке будут соблюдать правила поведения. II Речевая разминка (Слайд 3) - Продолжим наш урок речевой разминкой. - Посмотрите на экран. Прочитайте запись про себя. - Определите жанр литературного произведения. (Стихотворение.) Светлячок! А где твой дом? Я ищу тебя кругом. Где ты прячешься? Скажи! Я хочу с тобой дружить! - Как называется стихотворение? («Светлячок») - Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.) - Почему его так назвали? (Он светится в темноте. Он отражает свет.) - А где он живет? (В траве.) - Прочитайте стихотворение выразительно. (Сначала хором, потом по одному). III Самоопределение к деятельности (Слайд 4) - Разгадайте ребусы -Назовите всех этих существ одним словом. (Животные.) (Слайд 5) т | ь | я | ы | ь | ш | и | а | р | х | у | н | ф | х | р | о | н | в | е | ы | л | б | с | а | в | м | с | э | о | в | ш | и | х | р | р | - Здесь зашифрована фраза. - Расшифруйте слова и вы узнаете название раздела, к которому мы сегодня переходим. («О братьях наших меньших») - Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.) - Такое название им придумал известный русский поэт Сергей Есенин. - Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас? (Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.) - Что подчеркивается словами «наши братья»? (Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.) - Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода? (Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.) - Сегодня мы поговорим о животных. - Сформулируйте тему нашего урока. «Братья наши меньшие». Перед серьёзной работой надо размяться. V Физкультминутка (Слайд 6) Шли по крыше три кота. Три кота Василия. (Ходьба.) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднимание рук.) Сели кисти на карниз, Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.) И сказали три кота: - Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.) IV Работа над новым материалом Прогнозирование раздела - Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Это будут произведения о животных и об отношении человека к ним.) - Откройте учебники на странице 125. - Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе? (читает Лера) - Чему мы научимся? (читает Дима) - Чему мы будем учиться? (читает Аня) Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы» 1) Знакомство с писателем (Слайд 7) - Откройте учебники на с.126. - Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице (Н. Сладков.) - Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей. 2) Антиципация чтения - Прочитайте название статьи. («Они и мы») - Как вы понимаете название? - Как вы думаете, о чём она? (О животных и людях, об отношении людей к животным.) - Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. - Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте. 4) Первичное чтение текста (учителем). Слайд №8 Проверка первичного восприятия текста -Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»? (Автор имеет в виду животных.) - Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»? (Автор имеет в виду людей.) -Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный? (Научно-познавательный.) -Докажите, что это научно-познавательный текст. (В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.) - Подумайте, какие факты сообщает нам автор? (Животные живут в лесах, полях, болотах). - А чем отличается художественный текст от научно-познавательного? (В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.) - Как вы думаете, для чего автор создал такой текст? (Чтобы дать знания об окружающем мире.) 3) Словарная работа (Слайд 9) - Прочитаем ещё раз эту статью, но сначала разберём трудные слова. Здесь слова зашифрованы. коилац (околица) яивмзыйу (уязвимый) 2124365 81532467
- Уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. - - Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)
Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность. Уязвимый — тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный. Су-щест-ва существа Слайд О-ко-ли-цей При-спо-со-бить-ся приспособиться Встре-ча-ет-ся встречается У-ди-ви-тель-но-е удивительное У-яз-ви-мый 5) Вторичное чтение текста (детьми) - Прочитайте текст по «цепочке» 6) Работа по содержанию текста - Что это за существа в перьях? (Это птицы.) - Что за существа в чешуе? (Это рыбы.) - Что за существа в шерсти? (Это звери.) - Как назвать этих существ одним словом? (Животные.) - Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.) - А почему автор называет животных нашими соседями? (Соседи потому, что живут рядом с нами). - И земляками? (Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.) - Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые. - Найдите в тексте, как автор называет животных? СИНОНИМЫ. (Странные существа, обитатели.) - Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков? («Не навреди!») - Как человек может навредить животным? (Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.) (Видео «Спаси меня»). - Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей) - Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.) - Можем ли мы как-то помочь животным? (Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.) - Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? (Слайд 10) Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче. Вывод: Почему животных называют «нашими меньшими братьями? (1)животные пытаются приспособиться к нам – и мы должны им помочь; 2)они наши соседи и земляки; и нас связывает с ними общее – жизнь;) - Как в жизни мы можем применить полученные знания? - Как чтение этого произведения может повлиять на вашу дальнейшую жизнь? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная). Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится» 1) Знакомство с писателем (Слайд 11) - Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся. -Откройте учебники на с.127. - Но сначала рассмотрите иллюстрации на странице 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? (Ответы детей) - Прочитайте название стихотворения. («Кто кем становится») - О чем говорит это название? (Ответы детей) -Что мы сможем сделать с текстом этого стихотворения? (Вставить пропущенные слова, прочитать выразительно, выучить наизусть) - Выполните задание. Кому трудно запомнить, можно работать карандашом, не нажимая на него. (Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и вставляют пропущенные слова.) 2) Первичное чтение стихотворения. Проверка восприятия стихотворения -Понравилось ли вам стихотворение? - Какое оно? (Веселое, шуточное.) - Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении? - Сейчас почитаем стихотворение выразительно. -Что значит читать выразительно? 3)Выразительное чтение стихотворения (Учащиеся читают стихотворение по «цепочке».) 4. Игра «Кто у кого» - Работа в парах (Слайд 12) У кошки — … . У собаки—… . У зайчихи —… . У утки—… . У овечки—… . У курочки—… . У ежихи—… . У коровы—… . У свиньи—… . У лисы—… . У рыбки—… . У лосихи —… . У волчицы—… . У скворчихи—… | У кошки — котенок. У собаки — щенок. У зайчихи — зайчонок. У утки — утенок . У овечки — ягненок . У курочки — цыпленок. У ежихи — ежонок. У коровы — теленок. У свиньи — поросенок. У лисы — лисенок. У рыбки — малек. У лосихи — лосенок. У волчицы — волчонок. У скворчихи — птенец. | 7.Следующая игра. Читай быстро, чётко, громко. Отвечай: кто или что ? Мурлычет – ... . Лает – ... . Мычит – ... . Жужжит – ... . Шипит – ... . Пищит – ... . Ревёт – ... . Воет – ... . Фыркает – ... . Каркает – ... . Чирикает – ... . Кукует – ... . Поёт – ... . Квакает – ... . Крякает – ... . Хрюкает – ... . Ходит, жуёт, мычит – ... . VI Рефлексия (Слайд 13) В конце разговора давайте вернемся к началу нашего урока. Действительно, животные наши младшие братья. Их нужно беречь и защищать от врагов. Ребята, мы должны с вами беречь всех животных: и домашних, и диких, и больших, и маленьких, независимо от их размера. Человек, который не только любит животных, но и бережет их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь «все доброе на Земле – от солнца, все хорошее – от человека». Стихотворение (читает ранее подготовленный ученик). Каждый по- своему чем-то хорош: Поганка и ёжик, лягушка и ёж! Нет ни цветка, ни зверька, ни куста, Где бы не встретилась нам красота!
- И в завершении урока посмотрим на удивительный мир природы, красоты которой к сожалению мы не замечаем в повседневной жизни (фрагмент видеофильма). - Ребята, если вы заинтересовались жизнью животных, то вы можете почитать книги Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.В книгах этих писателей вы узнаете много нового и интересного о животных. (Выставка книг о природе.)
Вывод: Природу может спасти только наша любовь. - Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. ![]() Оцените свою работу на уроке: Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось. Зеленый: на уроке мне было интересно, но были трудности. Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием. VII Подведение итогов урока - Какой раздел мы начали изучать сегодня? («Братья наши меньшие») - Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему? Чему нас учит этот раздел? (Заботиться о животных, жалеть их.) VIII Домашнее задание (Слайд 15) Ещё раз прочитать стихи, которые мы читали в классе, составить правила обращения с животными. |