2.Актуализация знаний | Словесный метод. Эвристическая беседа -Сегодня мы продолжаем работать с разделом «Поэтическую тетрадь №1». -Вспомните жанры произведений? Произведения какого жанра включены в поэтическую тетрадь? -Для начала проведем речевую разминку. Речевая разминка. Скороговорка: Гроза гремит, Гремит гроза, Гроза гремит пока грозна. -Сочетание каких звуков передает звучание грозы? | Обучающиеся вспоминают жанры (виды) произведений: басня, быль, сказка, рассказ, стихотворение. Ученики повторяют скороговорку вначале медленно, потом как можно быстрее, стараясь четко произносить звуки. Сочетание звуков (г) (р) передает звучание грозы. |
3.Подготовка к восприятию текста | Словесный метод. Эвристическая беседа -Вспомните произведение живописи, на котором изображена гроза. -Какие чувства вызывает гроза на этой картине? -Всегда ли гроза вызывает страх и желание укрыться от нее? -Сегодня мы познакомимся с лирическим произведением, в котором тоже описывается гроза. Написал его Ф.И.Тютчев. Поэт, который любит и понимает природу, говорит о природных явлениях, как о живых существах. Репродуктивный метод. Слово учителя о авторе и его произведениях. Давайте познакомимся с его биографией, узнаем много нового и интересного о жизни русского поэта. Обратимся к стихотворению Федора Тютчева «Весенняя гроза». | -Учащиеся вспоминают картину К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». -Гроза вызывает страх, испуг. Дети спешат укрыться от нее. -Слушают учителя. |
5.Проверка первичного восприятия текста | Словесный метод. Эвристическая беседа -Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение? - Как автору удалось передать радостное настроение, изображая страшное природное явление – грозу? - Встретились ли вам непонятные слова? | Радостное. Бодрое. Веселое. Называют слова: резвяся, раскаты, перлы, не молкнет, гам, нагорный, Геба, Зевес, Громокипящий. |
7.Анализ произведения, формирование промежуточных обобщений | Словесный метод. Эвристическая беседа Анализ произведения. Первое четверостишие. -Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения. -Какая картина возникает перед нами? -Вызывает ли грозное явление природы страх у читателя? -Почему нам не страшно? -Гром резвиться и играет. -Кого напоминает вам гром? Кто может играть и резвиться? -Поэт наделяет явление природы чертами человека, он одушевляет гром, делает его живым. Этот прием в литературе называется олицетворением. -а почему небо в стихотворении голубое? Второе четверостишие. -Давайте прочитаем первую стоку второго четверостишия. -Почему автор пишет «раскаты молодые»? -Прочтите вторую строку. -Почему автор пишет «дождик брызнул», не полил, не пошел? -Прочтите третью строку. -Что имеет в виду автор под словом перлы? -Замените это слово на близкое по значению. -Получилось? -Почему автор сравнивает капли с жемчужинами? - Слово «перлы» создает целый поэтический образ. Мы видим дождевые капли, которые переливаются на солнце всеми цветами радуги. И заменить его нельзя, будет не так красиво и точно. -Прочтите четвертую строку. -О каких нитях говорит автор? -Почему автор говорит, что солнце «золотит» струи дождя? -Давайте еще раз обратим наше внимание на то, как автор переносит свойства одного предмета или явления на другой благодаря их сходству. Этот прием называется метафора. Третье четверостишие. -Прочитаем третью строфу. -Что значит «проворный»? -Почему автор использует именно это слово? -Каким словом можно заменить слово «поток»? -Какое слово «поток» или «ручеек» наиболее точно передает то, что дождь был сильный? - Как природа реагировала на грозу? -Давайте закроем глаза и представим себе грозу, пение птиц, шум бегущей воды. -Давайте обратимся к картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». -Сравните чувства, которые вызывает гроза на картине Маковского с теми чувствами, которые вы ощутили прочитав стихотворение Ф.И.Тютчева. -Каков образ грозы у живописца? -Каков он у поэта? -Почему образы разные? Определение приема звукописи в стихотворении. -Вспомните скороговорку, над которой мы работали вначале урока. Какие звуки передают звучание грозы? Повторяется сочетание сонорных звуков (гр) -Прослушайте первую строфу и подумайте, как Ф.И.Тютчев помогает нам «услышать» грозу? -Давайте произнесем эти два звука четко, как гремят раскаты весеннего грома. Погрохочем –гр-р-р. -Какой вывод мы можем сделать о мастерстве поэта. -Этот прием называется звукописью. Наблюдение за умением автора использовать глаголы в создании образа грозы. -Подумайте, какую картину рисует автор- веселую или грустную? -Вспомните, когда вам весело, вам хочется спокойно сидеть или прыгать, быстро двигаться? -с помощью каких слов автор передает веселое настроение, смену движения? -Какой частью речи являются все эти слова? -Почему автор использует столько глаголов? | Учащийся зачитывает первое четверостишие. -Что гром играет и резвится. - Солнце еще светит, а гром уже начинает греметь. Нет, потому что гром играет - Играют и резвятся дети. - Гроза мимолетная, короткая, небо не успело еще потемнеть. Ученик прочитывает второе четверостишие. - Первый гром, как первые листочки, которые мы называем тоже молодыми. Гроза первая, майская. - Гром гремит и вдруг неожиданно брызнул дождь. Читают третью строку, подбирают близкое по значению слово. Слушают учителя. Читают четвертую строку. -О золотых. Читают третью строфу. -Это слово наиболее точно передает быстроту движения потока, который огибает камни на своем пути -Слово поток. Ликовала. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся вспоминают скороговорку, определяют сочетание каких звуков помогает «услышать» звуки грозы. Учащиеся проговаривают звуки. Поэт использует определенные звуки для того, чтобы передать звучание грома. Ответы учащихся. Учащиеся прочитывают глаголы. Глагол передают движение действие. Они передают энергичность, стремительность явлений, происходящих в природе. |
8.Повторное чтение текста детьми | Выразительное чтение -Что необходимо при чтении стихотворного произведения, для того чтобы передать настроение, эмоции и чувства. -Выделять голосом важные слова, соблюдать интонацию и паузы -Чему мы будем сейчас учиться? Попробуем читать выделяя паузы и главные слова. Люблю грозу вначале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный Все вторит весело громам. Выразительное чтение стихотворения. -Прочтите самостоятельно стихотворение, соблюдая паузы, выделяя голосом слова. | Учащиеся определяют правила выразительного чтения. Выразительное чтение учеников. Люблю грозу в начале мая,| Когда весенний, первый гром,| Как бы резвяся и играя,| Грохочет в небе голубом.|| Гремят раскаты молодые,| Вот дождик брызнул,| пыль летит,| Повисли перлы дождевые,| И солнце нити золотит.|| С горы бежит поток проворный,| В лесу не молкнет птичий гам,| И гам лесной, и шум нагорный —|| Всё вторит весело громам…|| Все подчеркивают слова в тексте стихотворения, которые выделяем голосом. Выразительное чтение стихотворения отдельными учениками. |
9.Творческая работа | Практическая работа. Подбор пословиц к стихотворению. Теперь давайте выполним работу. Для этого давайте поделимся на группы Каждая группа получает пословицу. Ребята, вам нужно будет выбрать пословицу, подходящую к данному стихотворению. Не все бьет, что гремит. Не всякая вина виновата. Не во всякой туче гром; а и гром, да не грянет; а и грянет, да не по нас; а и по нас -авось опалит, не убьет. Попадешься в руки — натерпишься муки. От грозы либо все в кучу, либо все врознь. | Ученики выбирают пословицу, аргументируют. Если ребенок трактует ее неверно, учитель поправляет его, объясняет значение. |