СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме "Листопадничек" 3 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему "Листопадничек" в 3 классе. К данному конспекту есть две презентации: одна об авторе (Соколове- Микитове) и о произведении ("Листопадничек").

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Листопадничек" 3 класс.»

Тема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Подготовка к пересказу.

Цели:

1. Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, фор -мировать навык составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.
2. Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Ребята, к нам в класс на урок пришли гости. Поздоровайтесь, повернитесь ко мне, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Я знаю, что вы у меня самые воспитанные, умные, внимательные ученики.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе всё готово.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжаем работу над произведением «Листопадничек».

Но сначала давайте откроем Дневники и запишем домашнее задание:

стр.67, задание 11; пересказ.

Чуть позже мы к нему вернёмся. Уберите дневники на край парты.

Тема нашего урока: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Подготовка к пересказу. (написать на доске)

3.Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
ВСПОМНИМ … (биографию писателя). (дописываю печатными буквами)

НАУЧИМСЯ … (читать лучше).

ПОПРОБУЕМ … (составить план для пересказа).

СОСТАВИМ ХАРАКТЕРИСТИКУ … (главному герою).

БУДЕМ ВЫПОЛНЯТЬ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЗАДАНИЯ … (в группах и парах).

Подведём итоги … (нашей работы).

4.Чтобы вспомнить, кто написал сказку «Листопадничек», посмотрите на этот слайд!

(Иван Сергеевич Соколов-Микитов).

Перед вами портрет писателя.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Ивана Сергеевича. Что вы можете рассказать об этом человеке?

В первую мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец». Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане. Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участ ником событий.

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.

Если не ответят, дополнительные вопросы:

- В каких экспедициях участвовал? (Экспедиции по освоению Северного морского пути.)

- Что было главной добычей после каждого путешествия? (Книги.)

- Как называлась газета, которую он издавал с детьми в деревне? ("Заячья газета".)

- Почему в последние годы Иван Сергеевич наговаривал свои произведения на диктофон? (Ослеп.)

- Почему фамилия двойная? (В деревне, где он жил, была такая традиция: давать двойные фамилии. Микитов – фамилия деда).

Мы знаем, что Иван Сергеевич любил природу и уважительно относился к окружающему миру и людям.

(СЛАЙД 2)

ПЕРЕД вами книги, которые написал этот замечательный человек. (Показ слайда)

А на окошке книжки, которые можно найти в нашей библиотеке. И если кто-то из вас заглянет в нашу школьную библиотеку и познакомится с ними, прочитает их, мне кажется, он станет чуточку добрее.

5. Ну что ж, пора поработать со скороговоркой. (НАПЕЧАТАТЬ НА ДОСКЕ).

ИДУТ БОБРЫ В СЫРЫ БОРЫ.

БОБРЫ ХРАБРЫ, А ДЛЯ БОБРЯТ ДОБРЫ.

- Пробежали глазками, прочитайте выразительно.

- Найдите однокоренные слова (бобры, бобрят),

- Придумайте однокоренные слова: бобёр, бобриха, бобрятки, бобрёночек, бобриный)

- Читаем все вместе, девочки, мальчики (показываю указкой).

- С вопросительной интонацией (по желанию).

- Весело (по желанию).
- С логическим ударением (идут, храбры, добры) (по желанию).
- Быстро (по желанию).

Аделя, покажи нам, как ты разучиваешь скороговорки

(пальчиковая гимнастика)
- Что общего между скороговоркой и произведением?

(В скороговорке говорится о бобрах и в сказке главные герои – бобры).
6. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Напомните мне, как называют зайчиков, родившихся осенью? (Листопаднички)

- Почему их так называют?

(Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

Ребята, вы знаете, что зайчата появляются на свет три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка?

Зайчата первого выводка - от слова «наст» (заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели) – ?.. «настовики»;

летние зайчата – «травники» или «колосовики»,

а осенние, все вместе«листопаднички». Теперь вы знаете, что слово «листопадничек» - не вымысел автора.

7. Перед вами рисунки, которые помогли создать диафильм. И я думаю, никто не будет против, если нашим художникам мы выставим в журнал по «5».

Чтобы проверить домашнее задание (выразительное чтение сказки) мы с вами посмотрим начало диафильма.

И как договорились в начале урока, попробуем составить план сказки. Готовы?

ПОКАЗ СЛАЙДОВ- диафильма. (Чтение по желанию)

Вопросы:

Кто мне может подсказать, сколько зайчат родилось у старой зайчихи?

Как вы думаете, о чем мечтал самый маленький зайчонок?

Почему он задумался об этом? (Он видел, как птицы готовятся к перелёту, учатся летать.)

Что вы можете рассказать о журавлях? (…)

Как бы вы озаглавили этот отрывок? (МЕЧТА ЛИСТОПАДНИЧКА.)

(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

8.Чтение-поиск.

А теперь откройте свои учебники и на странице 60-61, и попытайтесь найти ответ на вопрос:

Как лесные жители подготовились к зиме?

УЛЕТЕЛИ…

Что вы узнали о медведях? Ежах? Змеях?

Почему заплакали зайчата? Что ответила им мама-зайчиха?

Кто из вас поможет подобрать название этому отрывку?

(ПОДГОТОВКА К ЗИМЕ) - ЗАПИСЫВАЕМ НА ДОСКЕ.

9.Физминутка для глаз (ЗВУКИ РЕЧКИ (включить)

Наши глазки должны отдохнуть.

(Закрыли глазки (считаю до 10, посмотрели на меня, нашли улетающих журавлей, вожака стаи, Листопадничка (рисунок Глеба), вожака стаи, журавлей, Листопадничка), закрыли глазки, посмотрели в окно, на купол церкви и на меня.)

10. Отрывок о том, что случилось у реки, мы попробуем прочитать по ролям.

Как всегда, выбираем автора, Листопадничка, Бобра и Бобриху.

(учебник, страница 61-62.)

МАТВЕЙ, если бы тебе предложили придумать название этому отрывку, ты как ответил?

ЗНАКОМСТВО С БОБРАМИ или РАЗГОВОР У РЕКИ. (Записываем на доске)

11.Что же случилось дальше, узнаем у … .

Почему зайчишке пришлось остаться в хатке?

Как озаглавим ?

ПРИШЛОСЬ ОСТАТЬСЯ НА ЗИМУ или В хатке у бобров.

СТР.64-65. «ДИКТОР» - за учителем

НЕПРШЕННЫЕ ГОСТИ или Зимние страхи. (Записываем на доске)

Стр.65-66, читаем самостоятельно.

О чём вы узнали?

С МАМОЙ РЯДОМ! (Записываем на доске)

Для чего мы составили план, мы узнаем после

ФИЗМИНУТКИ:

Девочки и мальчики, представьте, что вы зайчики: (выходят Оля, Даша и Кирилл):

Скок - поскок, скок- поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок- поскок.
А затем вприсядку, (приседаем 10 раз)
Чтоб не мерзли лапки.
ВНИМАНИЕ!!! Это наша Карточка – Помогайка.

Мы составили план для того, чтобы было легче выполнить домашнее задание: пересказать текст по плану от имени Листопадничка на следующем уроке.

Дело в том, вы сможете выбрать то задание, которое вам больше нравится: придумать продолжение сказки или пересказать её.

О том, что Листопадничек главный герой, мы уже знаем. А какой он?

На голубых листочках у вас записаны прилагательные. Через полминутки вы должны объяснить, каким был зайчонок, обосновав свой выбор. (РАБОТАЕМ В ПАРАХ).

НАЙДИТЕ голубые листочки.

- мечтательный (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- сильный (носил еду для бобрят);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- пугливый (испугался холодной воды, выдру)

- трудолюбивый (помогал бобрам);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

- маленький (родился осенью)

Пришла пора поработать в группах. Но прежде, чем вы узнаете задание , вспомним главное правило:

- Умей слушать других, не перебивай!

Ребята, у вас на партах лежат жёлтые прямоугольники. На них напечатаны пословицы. Как вы думаете, какая из этих пословиц больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

(Пословицы напечатаны на оранжевых листочках.)

  1. Много спать – дела не знать.

  2. Дома и стены помогают.

  3. Чужая сторона – дремучий бор.

  4. В гостях хорошо, а дома лучше!

  5. Друзья познаются в беде.

  6. Сердце матери лучше солнца греет



ПРОВЕРКА:

Вывод: Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас.

Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди.

Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

ИТОГ:

- А сейчас подведём итог нашей работы. За работу на уроке ставлю «5» … , «4» - … .

У вас на столах лежат сигнальные карточки – зайчата: листопаднички (жёлтенькие) и настовички (беленькие).

В начале урока вы сказали, что работали с этим произведением, чтобы ... (показываю)

- вспомнили биографию Ивана Сергеевича Соколова-Микитова?

- научились лучше читать?
- составили план?
- работали в группах и парах?
- Значит, выполнили задачи урока? Достигли успеха?
А теперь подскажите мне, вам урок понравился или что-то не получилось?

Если вы считаете, что работал(и) на уроке много и с удовольствием, покажите мне Листопадничков (жёлтых зайчат).

Если вам на уроке было интересно, но у вас не все получилось, но вы постараетесь работать лучше на следующем уроке, покажите белых зайчиков. (Настовичков) .

Я НАДЕЮСЬ, что урок вам понравился. ВСЕМ СПАСИБО!!!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!