СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Драгунского "...БЫ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в помощь учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Драгунского "...БЫ"»

Тема урока: В.Драгунский «...Бы».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создать условия для продолжения знакомства обучающихся с творчеством В. Драгунского.; развивать умение обучающихся читать наизусть; воспитывать нравственные качества, патриотизм

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Бы», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

  • формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Воспитательные:

  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

  • формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.

Развивающие

  • развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;

  • развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;

  • развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);


Планируемые результаты обучения:
Познавательные  УУД: 
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений).

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме, умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, эмоционально проживать текст, высказывать свое отношение к героям, к их поступкам, оценка собственной и коллективной деятельности.


Регулятивные УУД: 
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.


























Структура и ход урока:



Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

I. Организационный момент


1.Приветствие



2.Проверка готовности рабочих мест.



3. Мотивация учащихся к учебной деятельности





Здравствуйте, ребята! Садитесь.


-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Проверьте, все л лежит у вас на своих местах: учебник, рабочая тетрадь, дневник. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?


-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями

Тексты будем мы ……..,

Информацию из текста …

Точку зрения…

На вопросы ……………,

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!

(Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.) (слайд)






Здороваются.







Проверяют готовность рабочих мест. Отвечают, да.


Используя слова-подсказки дети заканчивают предложния.




Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

II. Актуализация новых знаний и способов действия.


1.Беседа по личным впечатлениям.



2.Составление рассказа




3.Продолжение беседы. Работа

с портретом писателя.





- Когда я была маленькой, то мечтала поскорее стать взрослой. А вы хотите скорее стать взрослыми?

Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то …

( слайд )

-Почему вы так стремитесь стать взрослыми? Чего же вам не хватает? Поможет нам разобраться в этом произведение любимого вами детского писателя. Кто это? (слайд) -Что вы знаете о Викторе Драгунском? Какие рассказы того писателя вы уже читали? -Почему вам нравятся произведения Драгунского? ( слайд)





Отвечают, да.



Ребята составляю небольшой рассказ




Отгадывают фамилию писателя. Вспоминают и отвечают на постав-ленные вопросы. Дети высказывают мнения.


Коммуникативные

(умение строить рече-вое высказывание в соответствии с поставленными задачами)


Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)


Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)


IIIПостановка проблемы, формулирование темы урока.


1 Проблемный вопрос.






2. Работа по карточкам. Чтение с пометами.







3.Микроитог. Проверка выполненной работы.


4. Проблемный диалог.








-Что еще знаете о писателе?

-У вас на столах лежат карточки с биографией писателя. Отметьте карандашом:

  • – уже знал

  • - узнал новое?

  •  – хочу узнать






Предлагает проверить работу (слайды)





-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением В.Драгунского «Бы»? (слайд)

-Можете предположить, о чем оно?

-Что бы вы хотели узнать?









Отвечают на поставленный вопрос.





Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выстав-ляют пометки на полях. 

Дают ответы, доказы-вая словами из текста.


Комментируют слайды.




Отвечают на вопрос.

Обучающиеся строят предположения.



Регулятивные(умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке)

Познавательные (умение извлекать информацию).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)



IV. Первичное закрепление материала.

1.Подготовительная работа. Упражнения для развития правильного беглого чтения




2. Словарная работа.



3. Чтение текста.




4.Беседа. Проверка первичного восприятия текста.





5. Выборочное чтение













6. Чтение по ролям.




7. Беседа по прочитанному.

 .


Посмотрите на доску, давайте сначала прочитаем правильно слова:

(слайд)
Читаем правильно, целыми словами:
Нрав - нравилось – понравилось
Помни - помнил – припомнил
Дума - думала - задумала - задумалась
Щур - щурился – прищурился
Плеск - плеснул – всплеснул Молила – молилась – взмолилась


А знаете ли вы, что обозначают данные слова:

Фунт – мера веса
Лихо - зло, беда ((устар. Замышлять лихо.)


А теперь давайте знакомиться с текстом. Я вам его читаю, а вы внимательно слушаете.



-Что это рассказ или сказка? Докажи. -Понравился? Чем? - Какое настроение сложилось у вас после прочтения? - Значит это рассказ какой? (юмористический)

-Почему автор выбрал такое странное название?



А теперь давайте поработаем с текстом, найдите и зачитайте,. о чём мечтал мальчик?

- Зачем он хотел быть взрослым?

- Докажите словами текста и зачитайте.

- Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? - В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? Зачитайте только слова мальчика. -Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме.

- А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. - Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте.


А давайте побудем артистами и прочитаем отрывок по ролям.

С……( со слов «тут я бы….), только для этого необходимо выбрать правильную интонацию.


- Мальчик смешно разговаривает с родителями ?

-У меня сложилось мнение, что он не любит своих родителей? А вы как считаете? Почему тогда мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал?
- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему?

- Понимают они его? - Чего не достает Денису в семье?

( слайд )

- А родители как разговаривают с сыном? Почему? -А Дениска всегда ли понимает их, прислушивается к их замечаниям? То есть Денис тоже их не понимает (слайд)

-Так чего же в семье не хватает?

-Вернемся к началу урока . Вы мне называли массу причин по которым вы бы хотели стать взрослыми. Чего же часто не достает вам в семье? Так в чем же основная причина? (слайд ).





Читают слова









Предполагают, обсуждают




Внимательно слушают текст.


Отвечают на вопросы.






Работают с текстом, ищут ответы на поставленные вопросы.


(п.о Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).




Читают по ролям


Дают ответы.

Дети высказывают свои мнения, аргументируют их.

Высказывают свои предположения,

аргументируя и доказывая свою точку зрения.

Делают вывод.

Решают проблему, поставленную в начале урока.






Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении).


Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.)

Коммуникативные (умение слушать, осмысливать).


Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)



Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).






Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы ).



Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)
















.









V. Динамичная пауза.

-Мы с вами тоже школьная семья. Давайте проверим, как мы понимаем друг друга. Я вам предлагаю поиграть.

-Делайте то, что я скажу, но не то, что делаю.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности ).

VI. Организация самостоятельной работы на уроке.


1.Работа по карточкам.













2. Работа в парах. Ролевая игра.








У вас на столах лежат карточки с заданими.

Выберете то задание, которое сумеете выполнить.

Карточка 1.-Зачем написал автор этот рассказ?

Карточка 2.Выбери пословицу, которая соответствует данному произведению и объясни.

Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Игра не доводит до добра.

Сначала думай, а потом делай.


-А теперь я предлагаю вам поработать в парах. Хотите побывать в роли родителей и детей?


Выбирают задание, которое обучающимся под силу( карточки на столах).





Проверяют.

Дают ответы, доказывая свою точку зрения.








Выходят дети парами к доске, выполняют задание на карточке, сами распределяют роли. (Одна пара изображает семью, где нет взаимопонимания, а другая семью, где взаимопонимание есть). Обыгрывают ситуации


Коммуникативные (умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения)







Коммуникативные (умение владеть диалогической речью, умение в совместной деятельности догова-риваться, приходить к общему решению)



VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1.Беседа. Подведение итогов.

















2. Самооценка деятельности на уроке







- Бывает ли в вашей семье такие ситуации , когда вы обижаетесь на родителей? Почему это происходит?

- Если взрослые наказывают вас, сердятся, значит ли это, что они не любят вас?

- Какая проблема перед нами стояла? Смогли мы её решить? Имеем мы право обижаться на своих родителей? Все ли вы делаете для того чтобы вас мама с папой поняли? К какому выводу вы пришли?

-Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!

В чём ты затруднялся? Что тебя удивило? Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось… (слайд)


-Оцените свою работу на уроке. (У каждого на столе карточка).

Предлагает заполнить карточки.


 Как я усвоил материал?


1

2

3

4

5







Как я работал на уроке?

1

2

3

4

5















Отвечают на вопросы учителя.


Ответы детей.

Делают вывод.












Определяют меру своего продвижения вперёд.



Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат.







Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)





Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответст-вии с поставленной задачей)





Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности).


VIII.Информация

о домашнем задании.


  1. Проверка записей в дневниках



А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.


1.Читать текст.

2.Составить рассказ на тему «Если бы я был взрослый, то…»

Всем спасибо за урок. Можете идти на перемену.


Записывают в дневник













Приложение 1


Чтение с пометами:



  • Виктор Юзефович Драгунский детский писатель. Писал о детях и для детей. Самая известная его книга «Денискины рассказы». Прототипом Дениски был его сын.


  • В. Драгунский родился в 1913 году, умер в 1972 году.


  • Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину и обосновались в г. Гомеле.В 1925 году семья переехала в Москву.


  • У Виктора всегда было много друзей. По вечерам они пробирались в городской парк, где выступали артисты. Виктор выучивал куплеты, которые исполняли артисты, научился танцевать и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица.


  • В 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Он стал писать юмористические рассказы ,пьесы В Драгунский писал песни, небольшие пьесы, сценки.


  • Больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даж ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном.


  • За свою жизнь Драгунский сменил множество занятий. . Он работал бакенщиком, токарем, лодочником, клоуном. Но всем нам он запомнится как автор замечательных детских рассказов.



  • Виктор Драгунский писал произведения и для взрослых тоже. В  1961 году  вышла повесть «Он упал на траву» о первых днях войны и повесть «Сегодня и ежедневно» о жизни работников цирка.


Приложение 2



Ролевые игры:

1.Сын: Мам, надоела ты мне со своим чтением! Я хочу мультик посмотреть! Мама: Как я устала повторять тебе одно и тоже.

2.Внук: Бабуль, не хочу я твою кашу. Меня уже тошнит от нее! Бабушка: Питаться нужно правильно! Ешь!

3.Дочь: Мама, ну зачем ты выключила компьютер! Я же еще не доиграла! Вот всегда ты так! Мама: Быстро учить уроки!

Список литературы.


      •  О .  В .  Кубасова.   Литературное   чтение  «Любимые страницы»  3   класс  (1,2, 3 ,4 части) – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010

      • С.И. Ожегов. Словарь русского языка Под редакцией Н.Ю. Шведовой.-23 изд..испр.-М:Рус.яз,.1991

      •  О . В .  Кубасова  Методические рекомендации к учебнику «Любимые страницы  3   класс » - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

      • Н.Н.Дорогинина. Поурочные планы по учебнику  О . В . Кубасовой  «Любимые страницы  3   класс » - Волгоград: «Учитель», 2010




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя