Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
Организационный этап | Учитель проверяет готовность детей к уроку.
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.
-А чтобы урок наш был интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока:
Тексты будем мы ……..,
Информацию из текста …
Точку зрения…
На вопросы ……………,
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..!
(Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать). | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. | Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) учебные действия. |
Актуализациязнаний и фиксация затруднения в деятельности | Проверка чтения наизусть стихотворения Э. Успенского.
-Бывает ли так, что вы в чем-то не соглашаетесь с родителями?
-Послушайте стихотворение Э. Успенского:
«Речка, поле, черный лес.
Голубая даль небес…
Яхта, шхуны, океаны,
Извержения, вулканы.
Ах, Северный полюс,
Ах, Южный.
Он каждому мальчику нужный.
Ну а мама говорит:
-Пусть он дома посидит.
Он без супа пропадет.
К нему врач сейчас придёт…
Он свалится с табуретки,
Ему выпишут таблетки.
- Со своей любимой мамой
Я, боюсь, несчастный самый».
-Как бы вы озаглавили стихотворение?
-Сам автор назвал его так: «Жалобы юного мальчика».
-На что жалуется герой стихотворения?
(Мальчик мечтает о путешествиях, подвигах. Мама в нем видит только маленького сына и от всего его оберегает. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых).
-Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой? | Отвечают на вопрос.
Внимательно слушают учителя.
Предлагают свои версии ответа.
Отвечают на поставленный вопрос. |
Коммуникативные
(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами).
Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование). |
Постановка проблемного вопроса | Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения.
-Хотите скорее стать взрослыми? - Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: «Если бы я был взрослый, то …».
-Почему вы так стремитесь стать взрослыми?
-Поможет нам разобраться в этом произведение любимого вами детского писателя В. Драгунского.
«Чтение с пометками».
- У вас на столах лежат карточки с биографией писателя. Отметьте карандашом:
• V – уже знал
• + - узнал новое
• ? – хочу узнать | Отвечают на вопрос.
Дети предлагают свои версии ответа.
Отвечают на поставленные вопросы.
Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выставляют пометки на полях. | Коммуникативные
(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме). |
Выявление места и причины затруднений
(формулирование темы и цели урока) | Формулирование темы.
-Прочитайте заглавие.
-Как вы думаете, что оно означает?
-Почему перед словом стоит многоточие?
-О чем это говорит?
-Подставьте подходящие слова (Купался бы, прыгал бы…).
-Когда мы употребляем в речи частицу бы?(Когда что-то произойдет при определенных условиях).
-Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах?
-Рассмотрите иллюстрацию (развитие читательского воображения).
-Что могло произойти? | Читают самостоятельно.
Предлагают свои версии ответа.
Формулируют тему и цель урока. | Регулятивные (умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке).
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ). |
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | Вовлекает детей в проблемный диалог.
-Можете предположить, о чем будет рассказ?
- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.
Готовит к восприятию текста.
1.Подготовительная работа.
Упражнения для развития правильного беглого чтения. Читаем правильно, целыми словами: Нрав - нравилось – понравилось. Помни - помнил – припомнил. Дума - думала - задумала – задумалась. Щур - щурился – прищурился. Плеск - плеснул – всплеснул. Молила – молилась – взмолилась. | Обучающиеся строят предположения.
Фронтальная работа. | Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) |
| Проводит словарную работу.
Словарная работа.
Фунт – мера веса. Лихо - зло, беда.
2. Работа в парах.
-Объясни:
Я бы показал бы, почём фунт лиха.
(Узнать, понять сполна горе, трудности). Сидели б у меня как шёлковые. (Хорошо, смирно, тихо).
3.Первичное восприятие текста. Читает текст учитель.
4. Первичное восприятие текста учащимися.
-Почему вы смеялись, когда слушали и читали рассказ?
-О чем мечтал Дениска?
-В чем оправдались наши предположения?
- Какой это рассказ? (юмористический)
-Почему автор выбрал такое странное название?
5.Работа с текстом после чтения.
Первичное закрепление.
Направленное чтение.
- О чём мечтал мальчик?
-Зачитайте.
- Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им). - Докажите словами текста и зачитайте.
- Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? - В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? Зачитайте только слова мальчика. - Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме. Какие средства языка вы для этого используете?
- А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. - Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте.
Чтение по ролям.
С.107 (Тут я бы…- выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею).
- Смешно разговаривает мальчик с родителями?
- И смешно и грустно…. -У меня сложилось мнение, что он не любит своих родителей?
-А вы как считаете? Почему тогда мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? - Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно.Хочет, чтобы они тоже знали, как неприятно все это выслушивать).
- Понимают они его? - Чего не достает Денису в семье? (понимания.)
- Вернемся к началу урока. Вы мне называли массу причин, по которым вы бы хотели стать взрослыми.
-Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание взрослых? А внимание детей? | Предполагают, обсуждают.
Обучающиеся работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.
Внимательно слушают учителя.
Дают ответы.
Высказывают свои мнения, аргументируют их.
Отвечают на вопрос. Дети зачитывают только необходимый отрывок из произведения.
Отвечают на вопросы, а затем зачитывают.
Читают по ролям.
Дают ответ на вопросы учителя, аргументируя и доказывая свою точку зрения.
Делают вывод.
Решают проблему, поставленную в начале урока. | Коммуникативные (умение в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению, умение слушать, осмысливать) учебные действия.
Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого, формирование интереса к чтению, потребности в чтении).
Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).
Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).
Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы).
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) |
Физкультминутка. | Учитель предлагает отдохнуть:
-Мы с вами тоже школьная семья. Давайте вместе, дружно выполним зарядку.
(Видео с физкультминуткой). | Ученикивыполняют двигательные упражнения | Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности). |
Обобщение
| Организует самостоятельную работу по закреплению текста.
- Выполните задание на карточке. Обсудите пословицы, выберите ту, которая соответствует данному произведению: Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях. Чего себе не хочешь, того и другому не делай. Сначала думай, а потом делай. -Хотите побывать в роли родителей и детей? Предлагаю вам выбрать один из диалогов и представить на суд зрителей.
Ролевые игры (карточки).
1.Сын: Мам, надоела ты мне со своим чтением! Я хочу мультик посмотреть! Мама: Как я устала повторять тебе одно и то же.
2.Внук: Бабуль, не хочу я твою кашу. Меня уже тошнит от нее! Бабушка:Питаться нужно правильно! Ешь!
3.Дочь: Мама, ну зачем ты выключила компьютер! Я же еще не доиграла! Вот всегда ты так! Мама: Быстро учить уроки!
-Как вы думаете, кто прав в данных ситуациях?
-Каким образом можно разрешить поставленные проблемы? | Выбирают задание (карточки на столах).
Дают ответы, доказывая свою точку зрения.
Выходят дети парами к доске, выполняют задание на карточке, сами распределяют роли. Обыгрывают ситуацию. | Коммуникативные (умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Коммуникативные (умение владеть диалогической речью; умение в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению). |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
| Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
-Вспомните нашу тему урока.
-О чем мечтал Дениска?
-Какой он представляет себе «взрослую» жизнь?
-Но так ли это на самом деле?
-А что еще такое,по – вашему, взрослая жизнь? (Работа, труд, чувство ответственности за детей, за семью, необходимость себя ограничивать и т.д.).
- Смогли мы решить поставленную проблему в начале урока?
-К какому выводу вы пришли?
-Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!
В чем затруднялся? Что тебя удивило? Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось…
-Оцените свою работу на уроке. (У каждого на столе карточка).
Предлагает заполнить карточки.Определите, на каком уровне вы:
Как усвоил материал? Как работал на уроке?
| Отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод.
Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат. | Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)
Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности). |
Домашнее задание.
| Объясняетдомашнее задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа или пересказ понравившихся отрывков, прочитать рассказ родителям. | Записывают в дневник. |
|