СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературного чтения 3 класса по теме Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…Бы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В.Драгунского. Задачи урока: Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом В.Драгунского «…Бы», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
  • сформировать умение целенаправленно читать учебный текст; задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе, в парах сменного состава.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения 3 класса по теме Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…Бы».»

План-конспект урока литературного чтения

Предмет: литературное чтение

Класс: 3.

Тема урока: Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…Бы».

Цель урока: Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В.Драгунского.

Задачи урока:

Образовательные:


  • познакомить детей с рассказом В.Драгунского «…Бы», его идейно-смысловым и художественным содержанием;


  • сформировать умение целенаправленно читать учебный текст; задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе, в парах сменного состава.


Воспитательные:


  • воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;


  • формировать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых детских писателей;


Развивающие


  • развить умение анализировать поступки героев, предполагать дальнейшее развитие сюжетной линии;


  • развить память, образное и логическое мышление(устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать), речь(оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), творческие способности.


Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: 


  1. мультимедийный проектор; 


  2. толковый словарь; 


  3. карточки «Чтение с пометками», «Оцени работу»,«Обыграй ситуацию» и карточки для дифференцированной работы.


Этап урока


Действия учителя


Действия учащихся


УУД


  1.  Организационный этап


Учитель проверяет готовность детей к уроку.

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.

-А чтобы урок наш был интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока:

Тексты будем мы ……..,

Информацию из текста …

Точку зрения…

На вопросы ……………, 

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!

(Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать). 


Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.


Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) учебные действия.


  1. Актуализациязнаний и фиксация затруднения в деятельности


Проверка чтения наизусть стихотворения Э. Успенского.

-Бывает ли так, что вы в чем-то не соглашаетесь с родителями?

-Послушайте стихотворение Э. Успенского:

«Речка, поле, черный лес.

Голубая даль небес…

Яхта, шхуны, океаны,

Извержения, вулканы.

Ах, Северный полюс,

Ах, Южный.

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

-Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадет.

К нему врач сейчас придёт…

Он свалится с табуретки,

Ему выпишут таблетки.

- Со своей любимой мамой 

Я, боюсь, несчастный самый».

-Как бы вы озаглавили стихотворение? 

-Сам автор назвал его так: «Жалобы юного мальчика».

-На что жалуется герой стихотворения? 

(Мальчик мечтает о путешествиях, подвигах. Мама в нем видит только маленького сына и от всего его оберегает. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых).

-Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой? 


Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают учителя.

Предлагают свои версии ответа.

Отвечают на поставленный вопрос.



Коммуникативные

(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами).

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование).


  1. Постановка проблемного вопроса


Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Хотите скорее стать взрослыми? - Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: «Если бы я был взрослый, то …». 

-Почему вы так стремитесь стать взрослыми? 

-Поможет нам разобраться в этом произведение любимого вами детского писателя В. Драгунского.

«Чтение с пометками». 

- У вас на столах лежат карточки с биографией писателя. Отметьте карандашом:

• V – уже знал

• + - узнал новое

• ? – хочу узнать


Отвечают на вопрос.

Дети предлагают свои версии ответа.

Отвечают на поставленные вопросы. 

Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выставляют пометки на полях. 


Коммуникативные

(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме).


Выявление места и причины затруднений

(формулирование темы и цели урока)


Формулирование темы.

-Прочитайте заглавие. 

-Как вы думаете, что оно означает?

-Почему перед словом стоит многоточие? 

-О чем это говорит? 

-Подставьте подходящие слова (Купался бы, прыгал бы…). 

-Когда мы употребляем в речи частицу бы?(Когда что-то произойдет при определенных условиях). 

-Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах?

-Рассмотрите иллюстрацию (развитие читательского воображения). 

-Что могло произойти?


Читают самостоятельно.

Предлагают свои версии ответа.

Формулируют тему и цель урока.


Регулятивные (умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ).


  1.  Построение проекта выхода


из затруднения и его реализация.


Вовлекает детей в проблемный диалог.

-Можете предположить, о чем будет рассказ?

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. 

Готовит к восприятию текста.

1.Подготовительная работа.

Упражнения для развития правильного беглого чтения.
Читаем правильно, целыми словами: 
Нрав - нравилось – понравилось.
Помни - помнил – припомнил.
Дума - думала - задумала – задумалась.
Щур - щурился – прищурился.
Плеск - плеснул – всплеснул. Молила – молилась – взмолилась.


Обучающиеся строят предположения.

Фронтальная работа.


Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)




Проводит словарную работу.

Словарная работа.

Фунт – мера веса. 
Лихо - зло, беда. 

2. Работа в парах.

-Объясни:

Я бы показал бы, почём фунт лиха. 

(Узнать, понять сполна горе, трудности).
Сидели б у меня как шёлковые. (Хорошо, смирно, тихо). 

3.Первичное восприятие текста. Читает текст учитель.

4. Первичное восприятие текста учащимися. 

-Почему вы смеялись, когда слушали и читали рассказ?

-О чем мечтал Дениска?

-В чем оправдались наши предположения?

- Какой это рассказ? (юмористический) 

-Почему автор выбрал такое странное название? 

5.Работа с текстом после чтения.

Первичное закрепление.

Направленное чтение.

- О чём мечтал мальчик? 

-Зачитайте. 

- Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).
- Докажите словами текста и зачитайте.

- Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? - В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? Зачитайте только слова мальчика. - Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме. Какие средства языка вы для этого используете?

- А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. - Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте.

Чтение по ролям. 

С.107 (Тут я бы…- выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею).

- Смешно разговаривает мальчик с родителями? 

- И смешно и грустно…. -У меня сложилось мнение, что он не любит своих родителей? 

-А вы как считаете? Почему тогда мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? 
- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно.Хочет, чтобы они тоже знали, как неприятно все это выслушивать). 

- Понимают они его? - Чего не достает Денису в семье? (понимания.) 

- Вернемся к началу урока. Вы мне называли массу причин, по которым вы бы хотели стать взрослыми. 

-Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание взрослых? А внимание детей?


Предполагают, обсуждают.

Обучающиеся работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Внимательно слушают учителя.

Дают ответы.

Высказывают свои мнения, аргументируют их.

Отвечают на вопрос. Дети зачитывают только необходимый отрывок из произведения. 

Отвечают на вопросы, а затем зачитывают. 

Читают по ролям. 

Дают ответ на вопросы учителя, аргументируя и доказывая свою точку зрения. 

Делают вывод.

Решают проблему, поставленную в начале урока. 


Коммуникативные (умение в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению, умение слушать, осмысливать) учебные действия. 

Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого, формирование интереса к чтению, потребности в чтении).

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).

Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)


  1. Физкультминутка. 


Учитель предлагает отдохнуть:

-Мы с вами тоже школьная семья. Давайте вместе, дружно выполним зарядку.

(Видео с физкультминуткой).


Ученикивыполняют двигательные упражнения


Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности).


  1. Обобщение




Организует самостоятельную работу по закреплению текста.

- Выполните задание на карточке. Обсудите пословицы, выберите ту, которая соответствует данному произведению:


  • Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.


  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай. 


  • Сначала думай, а потом делай. 


-Хотите побывать в роли родителей и детей? Предлагаю вам выбрать один из диалогов и представить на суд зрителей.

Ролевые игры (карточки).

1.Сын: Мам, надоела ты мне со своим чтением! Я хочу мультик посмотреть! Мама: Как я устала повторять тебе одно и то же. 

2.Внук: Бабуль, не хочу я твою кашу. Меня уже тошнит от нее! Бабушка:Питаться нужно правильно! Ешь! 

3.Дочь: Мама, ну зачем ты выключила компьютер! Я же еще не доиграла! Вот всегда ты так! Мама: Быстро учить уроки! 

-Как вы думаете, кто прав в данных ситуациях? 

-Каким образом можно разрешить поставленные проблемы?


Выбирают задание (карточки на столах). 

Дают ответы, доказывая свою точку зрения.

Выходят дети парами к доске, выполняют задание на карточке, сами распределяют роли. Обыгрывают ситуацию.


Коммуникативные (умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

Коммуникативные (умение владеть диалогической речью; умение в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению).


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).




Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Вспомните нашу тему урока.

-О чем мечтал Дениска? 

-Какой он представляет себе «взрослую» жизнь? 

-Но так ли это на самом деле? 

-А что еще такое,по – вашему, взрослая жизнь? (Работа, труд, чувство ответственности за детей, за семью, необходимость себя ограничивать и т.д.).

- Смогли мы решить поставленную проблему в начале урока? 

-К какому выводу вы пришли? 

-Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!

В чем затруднялся? Что тебя удивило? Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось… 

-Оцените свою работу на уроке. (У каждого на столе карточка).

Предлагает заполнить карточки.Определите, на каком уровне вы:

Как усвоил материал?


1


2


3


4


5












Как работал на уроке?


1


2


3


4


5














Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод.

Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат.


Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности).


  1. Домашнее задание.




Объясняетдомашнее задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа или пересказ понравившихся отрывков, прочитать рассказ родителям.


Записывают в дневник.




Чтение с пометками.


  • Виктор Юзефович Драгунский детский писатель. Писал о детях и для детей. Самая известная его книга «Денискины рассказы». Прототипом Дениски был его сын.


  • В. Драгунский родился в 1913 году, умер в 1972 году.


  • Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину и обосновались в г. Гомеле.В 1925 году семья переехала в Москву. 


  • У Виктора всегда было много друзей. По вечерам они пробирались в городской парк, где выступали артисты. Виктор выучивал куплеты, которые исполняли артисты, научился танцевать и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица. 


  • В 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Он стал писать юмористические рассказы ,пьесы В. Драгунский писал песни, небольшие пьесы, сценки. 


  • Больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. 


  • За свою жизнь Драгунский сменил множество занятий. Он работал бакенщиком, токарем, лодочником, клоуном. Но всем нам он запомнится как автор замечательных детских рассказов.


  • Виктор Драгунский писал произведения и для взрослых тоже. В  1961 году  вышла повесть «Он упал на траву» о первых днях войны и повесть «Сегодня и ежедневно» о жизни работников цирка.