8
Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе
Подготовила Конюхова С.А.
Тема: Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…»
Цели: расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению стихов; расширять кругозор учеников; пополнять словарный запас; развивать память, речь.
формировать универсальные учебные действия учащихся через работу над произведением «В зимние сумерки» Н. А. Некрасова.
- личностные: формирование положительной мотивации учения;
- познавательные: умети ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, формировать творческие способности;
-регулятивные: уметь формулировать учебные цели, уметь анализировать и сравнивать объекты, оценивать качество выполнения;
-коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромиссные решения при работе в парах.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А.Некрасова.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет и выставка книг Н.А.Некрасова, конспект урока, учебник «Литературное чтение 4 класс» под ред. Л.Ф. Климановой, мультимедийная презентация, видеозапись стихотворения, демонстрационный экран, ноутбук, проектор.
І. Организационный момент.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок! (Слайд2)
ІІ. Речевая разминка (Слайд3)

ІІІ. Проверка домашнего задания
-С творчеством какого поэта мы знакомились на прошлом уроке? (Иван Савич Никитин) (Слайд4)
-Каким было домашнее задание? ( Выучить стихотворение наизусть) (Слайд5)
Давайте проведем мини-конкурс на лучшего чтеца. Каждая группа выбирает своего представителя – лучшего чтеца стихотворения. Затем оценим исполнение.
- Какова отличительная особенность поэзии Никитина? (стихи красивые, мелодичные, на них создали свыше 60 романсов и песен.)
Давайте хором исполним романс на стихи « В синем небе плывут над полями…»
(Слайд6)
IV. Актуализация опорных знаний
В разделе «Поэтическая тетрадь» помещены стихотворения поэтов – классиков. Мир русской поэзии богат и разнообразен. Поэты XVIII – XIX в. в своих произведениях описывали красоту русской природы, события и жизнь людей, выражали своё отношение к происходящему.
На уроках чтения мы знакомились с произведениями многих поэтов. Назовите их. (Слайд 7)
V. Самоопределение к деятельности
(Слайд 8). Перед вами портреты трёх авторов. Из них нужно выбрать того, произведение которого будем читать на уроке.
Ребята, давайте прочитаем отрывки из стихотворений. Вспомните, кто автор и из какого они произведения?
(Слайд9)«В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей… » «Дедушка Мазай и зайцы»,
Н.А. Некрасов.
«Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз…» «Мужичок с ноготок», Н.А. Некрасов
Учитель выставляет на книжную выставку данные книги и другие книги данного автора.
-Да, это произведения Н.А. Некрасова.
- Кто может определить тему урока? (Слайд10)
- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.
(познакомимся с биографией поэта, его стихами, будем анализировать произведение и учиться читать его выразительно)
- Да, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Н. А. Некрасова, с его стихотворением, будем учиться выразительно читать, наблюдать, сравнивать, развивать творческую активность.
VI.Работа по теме урока:
Знакомство с биографией писателя.
- Группе ребят класса было дано задание: найти наиболее важные эпизоды жизни Н.А.Некрасова. Давайте дадим им слово.
( Изучив дополнительную литературу, мы составили краткий обзор биографии писателя. И мы предлагаем прочитать, составленную нами статью, всем вместе.)
Слайд 11
- Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году. Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.
- Где прошли детские и юношеские годы поэта?
Слайд 12
- Детские и юношеские года поэт провел в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской губернии. Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.
- Что узнали о родителях поэта?
Слайд 13
- Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50 душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей и сама занималась их воспитанием.
- Где учился Некрасов?
Слайд 14
- В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.
- Почему поэт в 20 лет остался без средств к существованию?
Слайд 15
- 20 июля 1838 года шестнадцатилетний Николай Некрасов отправляется в Петербург, чтобы поступить в университет (однако из-за плохой подготовки в Ярославской гимназии в университет он не поступает, но упорный юноша определяется вольнослушателем и в течение двух лет посещает занятия на филологическом факультете). Узнав о поступке сына, отец лишает сына всякой материальной помощи, и Николай остается в Петербурге без всякой поддержки.
Много испытаний выпало на долю юноши: полуголодное существование, подённая черновая работа в столичных газетах и журналах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер.
- Какими словами Некрасов описал свою нелегкую жизнь?
“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).
Слайд 16
- Что стало любимым делом поэта?
Слайд 17
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.
Произведения Некрасова стали классикой русской литературы. Детям он посвятил серию стихотворений и обратился с такими словами:
«…Играйте же, дети!
Растите на воле!
На то вам и красное детство дано…»
Н.А. Некрасов
Физминутка Слайд18
2) первичное усвоение новых знаний (Слайд 19)
— Прочитайте стихотворение «Хитрые санки».
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки — с места и бегом...
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня.
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им
Подниматься вверх одним.
И. Бурсов
— Понравилось вам стихотворение? О чем оно?
— Какие зимние забавы вам нравятся? Расскажите о них. (Слайд 20)
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Н.А. Некрасова на с. 149 учебника. (Слайд 21)
Предположите, о чем будет стихотворение.
(Слайд 22) - Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Саша». Послушайте этот отрывок. ( Слайд 23)
- Скажите, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
3) первичная проверка понимания, первичное закрепление
- Потренируйтесь читать его вслух, стараясь передать настроение. (Чтение)
- Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Попробуйте их объяснить.
- Давайте проверим в Интернете, правильно ли вы растолковали значение слов.
(Слайд 24) Сумерки - полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.
Салазки – санки для катания с горы.
- А теперь еще раз послушаем, как вы читаете. Но не забываем, что мы читаем выразительно! (Слайд 25) Памятка о выразительном чтении) (Чтение)
Беседа по содержанию (Слайд 26)
Как описывает поэт забавы Саши?
Что можно сказать о характере девочки?
Что делала Саша, когда санки переворачивались и она «кубарем» летела с горы? - Кому из героев принадлежат слова «Не убейся...»
Найдите в тексте слова, которые подсказывают, какое чувство при чтении надо передать.
Прочитайте строки, в которых говорится о том, что:
Саша была жизнерадостной девочкой;
Няня беспокоилась о ней;
Как автор относится к героине?
К какому жанру относится данное произведение?
Что отличает стихотворение от рассказа? ( (Слайд 27)
Найдите рифму в стихотворении.
Что необычного в записи стихотворения мы заметили?
Каждая часть стихотворных строк в литературе называется строфой.
На с. 154 учебника прочитайте определение понятия «строфа». (Части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и смысловой законченностью, называются строфами) (Слайд 28)
В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие, четверостишие, трехстишие и др.
Какое по количеству стихотворных строк прочитанное на уроке стихотворение? (Двустишие.)
Творческое задание: (Слайд 29)
А теперь вы немного поработаете в парах и создадите мини - проект «стихотворение - рассказ». Задание вам знакомо: переделать каждое двустишие в 1 предложение. Сколько двустиший в стихотворении? Сколько у вас должно получиться предложений? (работа в парах)
Послушаем, что у вас получилось. Оцените вашу работу.
А что вам больше нравиться, составленный вами рассказ или стихотворение Некрасова?
А как вы думаете, легко или трудно сочинять стихи?
Мы с вами не раз тренировались в сочинении стихов. Вот сегодня тоже этим и займемся.
Творческое задание
Небольшая поэтическая разминка: (Слайд 30)
Придумай рифму к слову ДОЧКА, ГАЛКА,
Работа в группе
________________________ снежок _______________________ городок _______________________ огоньки ________________________ коньки | Я люблю наш дружный класс __________________________ _________________________ __________________________ |
В гости к нам пришла зима _________________________________ _________________________________ _________________________________ | |
-Заслушаем, что у вас получилось.
Прочитав поэму Н.Некрасова «Саша», меня взволновали строки. И сейчас мы их прочитаем. (Слайд 31)
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и в лес убежал.
-О чем идет речь в этом отрывке?
- Посмотрите на схему «Значение леса в жизни человека»: Слайд 32

(Слайд33)
- Это понимала, и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
- Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила: (Слайд 34)
- Не вырубай деревья!
- Не оставляй мусор!
- Не разводи костры!
V. Итог урока
- Сегодня мы очень хорошо поработали. Посмотрите на доску. Как вы считаете, мы достигли целей, к которым стремились?
- Произведение какого автора читали?
- Что узнали о главном герое произведения? ( Девочка Саша весёлая, подвижная, жизнерадостная, она любит свою бабушку, бережно относится к природе)
Составим «Синквейн» (Слайд 35)
(Слайд 36) Саша
Веселая, жизнерадостная
Любит, мчится, смеется
Саша любили нянины сказки
Любимица
- Чему научило вас это произведение?
- Научило не только работать с литературным текстом, но видеть проблему и решать её, находить информацию, исследовать, делать выводы.
VI. Рефлексия (Слайд 37)
Выберите устойчивое выражении, для характеристики своей работы на уроке
БЫЛ НА ВЫСОТЕ
БИЛ БАКЛУШИ
ПАХАЛ КАК ЛОШАДЬ
МОТАЛ НА УС
МОЛЧАЛ КАК РЫБА
РАБОТАЛ, НЕ ПОГЛАДАЯ РУК
ВИТАЛ В ОБЛАКАХ
VII. Домашнее задание: (Слайд 38)
-Выучить стихотворение наизусть
- Прочитать другие стихи Н.А. Некрасова, подготовить выразительное чтение одного из них, подобрать иллюстрации к нему.