2. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на каком транспорте мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку. Что за дом по реке плывёт и людей везёт? Правильно, молодцы! Вывешиваю картину корабля на доску. Путешествовать мы с вами будем по островам, давайте же с ними познакомимся( на слайде). А сейчас давайте поможем нашему кораблику тронуться с места. Дыхательная гимнастика Мы будем с вами дуть и создавать ветер, который наполнит паруса кораблика и отправит его в путешествие. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом. Повторим. Молодцы. Теперь наш кораблик готов отправляться в путь. А знаете ли вы , ребята, что каждый хороший мореплаватель должен уметь говорить чётко и грамотно, чтобы его команды и просьбы были понятны всем. Поэтому для подготовки к путешествию предлагаю вам провести речевую разминку. Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка. Давайте вместе прочитаем скороговорку медленно и тихо. Теперь прочитаем быстро и громко. Прочитаем 1-ую строчку с удивлением. Прочитаем 2-ую строчку с вопросительной интонацией. И начнем работу на уроке с проверки домашнего задания. Вам было задано написать продолжение письма мышонку Пику. Кто хочет ответить? Молодцы. | Отгадывают загадку. Корабль Работают со скороговоркой Выполняют дыхательную гимнастику Проверяют д/з | Фронтальная | Речь учителя | Самоконтроль Контроль со стороны учителя |
3. Подготовка к первичному восприятию | Определить степень усвоения изученного. | На каждом судне есть свой капитан. Для того чтобы узнать нашего капитана, я предлагаю вам послушать стихотворение. Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях – Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь. И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймёшь. Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть. Кто услышал, фамилия какого писателя прозвучала в стихотворении? Так, кто же будет нашим капитаном?Молодцы! Вывешиваю портрет автора. На нашем корабле, оказывается, есть ещё одно свободное место. Давайте узнаем, кто же будет нашим последним пассажиром, отгадав загадку. Вот забился в уголочек Тёплый маленький комочек С длинным сереньким хвостом, Не играет он с котом. «Пи-пи-пи» - пищит с пелёнок Серый маленький …! Правильно, молодцы! Вывешиваю картинку мышонка Скажите мне, как связан наш капитан и мышонок? Как же звали того мышонка из сказки? Правильно. Сегодня мы продолжим работу над этим произведением и узнаем, какие же приключения ждали маленького мышонка Пика. Сформулируйте тему нашего урока( появляется тема). Ребята, а как называется раздел в учебнике, который мы сейчас читаем? Почему произведение «Мышонок Пик» включили в этот раздел? Какую цель мы поставим перед собой на данном уроке? Молодцы! У каждого мореплавателя хорошо развита память. Прежде чем работать над темой урока, проверим, как вы внимательно читали произведение дома. На партах у вас лежит тест, вам нужно выполнить его и подписать. Проверьте тест по образцу, представленному на слайде. Кто выполнил тест без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил более одной ошибки? Мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на корабле. Будем выполнять различные задания, чтобы преодолеть все испытания, которые выпали на долю мышонка. При прочтении продолжения истории мышонка Пика нам встретятся сложные слова, давайте их разберем. Теребить-постоянно трогать, не оставляя в покое. Копошиться-медленно двигаться в разных направлениях. Опрометью - стремительно, очень быстро, поспешно. Сорокопут –жулан- плотоядная птица из отряда воробьинообразных. Молодцы. | Слушают стихотворение В.В. Бианки Мышонок Капитан-автор сказки, а мышонок ее персонаж. Сказка «Мышонок Пик» Люби живое Сказка учит нас тому, чтобы мы бережно относились ко всему живому. -Продолжить знакомство с произведением «Мышонок Пик» -Узнать в чем заключается посыл автора данного произведения. Отвечают При встрече с детьми он пропищал «Пик». Мореплавателем Знакомятся с лексическим значением слов | Фронтальная | Речь учителя, презентация, интерактивная доска | Самоконтроль Контроль со стороны учителя |
4. Первичное восприятие текста | Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению | Прочитайте название 1 острова, на который мы с вами отправимся. Остров «Страшная ночь». Можно ли по названию определить, что произошло с мышонком? Настоящий мореплаватель должен уметь читать карту, чтобы умело вести корабль. Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям. Найдите среди иллюстраций ту, которая больше всего подходит к этой главе. Молодцы! А что произошло с мышонком дальше, мы с вами сейчас узнаем, слушаем внимательно. Прослушивание аудиозаписи с остановками и предположениями детей о продолжении истории. Вот мы с вами узнали, какой была страшная ночь мышонка Пика и как он справился со всеми трудностями на своем пути. Отправимся на следующий остров, который называется ««Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка». Прочитаем эту главу самостоятельно, про себя. А теперь, кто хочет прочитать нам эту главу вслух? Как вы думаете, почему такое название дал автор хвостику и шёрстке Пика? От кого же спасался мышонок Пик? -Но враги бывают разные. И от некоторых бывает трудно спастись. Следующий наш остров называется. Остров «Соловей – разбойник». Такое выражение вам, конечно, знакомо. Откуда? Давайте узнаем, о чем же идет речь в этой части сказки. Сейчас я прочитаю вам эту главу, ваша задача внимательно послушать и быть готовыми ответить на мои вопросы. Кого В.В. Бианки так назвал? Как выглядит соловей-разбойник у Бианки? Каков он: найдите в тексте описание этого разбойника. - Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»? Молодцы. А теперь давайте прочитаем эту главу по цепочке. Начинает…читаем по одному абзацу. Молодцы. Задания этого острова мы выполнили и можем отправляться на следующий остров. | Мышонок встретился с опасностями Читают про себя и вслух Потому что хвост помог мышонку помог передвигаться, его серая шерстка сделала его незаметным и непримечательным в траве. Из русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Слушают Из русской-народной сказки «Илья Муромец Это птичка «сорокопут-жулан» Описывают фразами из текста Он забрался под куст и не выбирался оттуда Подбирают иллюстрацию | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Самоконтроль Контроль со стороны учителя |
5. Проверка первичного восприятия текста | Оценка качества самостоятельного восприятия текста | Остров «Обсуждайкино» Исходя из названия, кто может сказать, что мы будем делать на этом острове? На этом острове мы с вами вспомним произведение «Мышонок Пик» целиком и будем выполнять задания. Давайте вспомним, с какими опасностями столкнулся мышонок? - Как вы думаете, трудно ли было ему выжить? Почему? - Докажите, что мышонок оказался находчивым. - Возьмите карточку № 1. В группах в течение 2 минут пронумеруйте последовательность событий. Напротив каждого предложения поставьте соответствующую цифру. Всего должно быть 10 цифр. Работаем тихо, работаем дружно. И выполняем, всё, что нужно. - Сядьте правильно, спинки ровные, ножки вместе. Покажите свою готовность, «постройте» домик из рук. Коллективная проверка( со слайда) - Поднимите зелёный смайлик, если нет ошибок, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибки. - Молодцы! У кого присутствуют ошибки, расположите, пожалуйста, события в правильной последовательности. - Молодцы! А теперь давайте отдохнём! Физкультминутка(видеоролик) Молодцы, отдохнули, теперь можем продолжить наше путешествие и отправиться на следующий остров. Присаживайтесь. | Обсуждать произведение Он встретился с щукой. чайками, птицей рыболовом, которая опрокинула кораблик мышонка, сорокопут-жулан. Трудно Он, хоть и маленький, а находил выходы из разных опасных ситуаций Выполняют задание в группах Выполняют упражнение физкультминутки | Фронтальная | Речь учителя, презентация, карточки | Самоконтроль Контроль со стороны учителя |
6. Вторичный синтез. Анализ произведения | Углубить восприятие произведения, освоения идеи произведения | Ребята, посмотрите, у вас на партах лежит карточка № 2 со словами для характеристики героев. Вам нужно в паре определить, какие слова относятся к мальчику, а какие к девочке и напишите букву «Д», если характеристика относится к девочке, «М» если характеристика относится к мальчику. Работаем тихо, работаем дружно. И выполняем, всё, что нужно. Находчивость | | Жестокость | | Доброта | | Заботливость | | Жалостливость | | Месть | | Бессердечность | | Злобность | | Покажите свою готовность, «постройте» домик из рук. Коллективная проверка. Поднимите зелёный смайлик, если нет ошибок, красный и зеленый – 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибки. Молодцы, ребята, вы справились с заданиями на этом острове, а сейчас мы отправимся на последний остров. | Выполняют работу в паре | Фронтальная | Речь учителя, презентация, карточки | Самоконтроль Контроль со стороны учителя |
7. Обобщение | Обеспечить более глубокое, целостное восприятие произведения | Остров «6 шляп». На этом острове мы с вами попытаемся осмыслить содержания прочитанного. - Я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп. 1-белая – шляпа информации -Как называется произведение? -Кто герои этого рассказа? 2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев) - Необходимо продолжить предложение. Плохо, что…… 3-жёлтая –шляпа оптимиста Здорово, что… 4-красная-шляпа эмоций - Что вы чувствуете к героям? 5-зелёная-шляпа идей -Как бы вы поступили, если б вам пришлось встретиться с таким мышонком, что бы вы сделали? 6-синяя-шляпа Дайте совет герою или читателю Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и теперь мы можем отправляться обратно в класс. | «Мышонок Пик» Дети и мышонок Плохо, что мальчик относился к мышонку пренебрежительно и хотел его убить. …что девочка уговорила брата оставить мышонка в живых. …что мышонок пережил все приключения. К мышонку сострадание, даже любовь К мальчику злость К девочке благодарность Отпустили бы на волю сразу Мальчику следует полюбить все живое Читателю проникнуться историей мышонка и бережно относиться к животным. | Фронтальная работа | Речь учителя, презентация | Самоконтроль Контроль со стороны учителя | |