Урок литературы в 5 классе
Тема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение Родины и родного дома.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Цель урока: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.
Задачи урока:
Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Обратиться к биографии великого русского поэта С.А. Есенина.
Работать над пополнением словарного запаса учащихся.
Закрепление работы по анализу лирического произведения.
Развивать воображение, мышление детей.
Оборудование: портрет С.А.Есенина, макет дома, аудиозапись стихотворений С. Есенина, компьютер, проектор.
Ход урока:
Орг. момент.
Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.
Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.
Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.
Обычно с чего начинается строительство?
(на доске магнитами крепятся части дома)
Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом.
Стены – оболочка.
Труба, дым – тепло домашнего очага.
Окно – глаза дома.
Вот и построили дом. Красивый? Давайте подумаем над значением слова «дом». В древнерусском языке каждая буква имела название.
(прикрепить магнитами буквы)
Какой смысловой ряд мы с вами выстроили? Добрые мысли о нём, он мыслит добро). Так чем же наполнен дом?( Добрыми мыслями)
Правильно, вот мы и наполнили оболочку (стены) содержанием. В каждом доме царит атмосфера любви, покоя. Это ваше представление о родном доме. Родном…
(Род, родня, родичи, родители)
Совершенно верно. Человек не может жить вне рода, вне семьи. Наши предки – это наши корни, без которых невозможна жизнь.
Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.
Запишите слово ДОМ. Обсудите в парах и запишите свои ассоциации к слову дом. (Мама, забота, чистота, зима, семья, берёза, радость, кошка, хлеб, уют, снег, свет).
Для чего нужен дом? Используя собранные слова, запишите, что такое дом.
Дом – это….(ответы учащихся)
Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.
Ты никуда не торопишься, просто идёшь. Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь.
Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом.
Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет. В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.
Теперь представь, что где - то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой.
Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом.
Представь его в виде язычка пламени.
Ты можешь осторожно взять его в руки.
Вот он перед тобой и ты бережно держишь его. Полюбуйся его нежным, мягким светом
Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и попытаемся понять, чем же был дом для поэта
Вступление. Слово учителя.
Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни.
На уроках чтения в начальных классах вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна берёзового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений. ( «Берёза», « С добрым утром!»)
Биография поэта.
Слово учителя.
Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов.
Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.
Сообщения учащихся о жизни Сергея Есенина.
Слово учителя.
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века.
Вывод:
«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. А что называем мы своей «малой родиной»?
Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
Поэтический образ Родины в лирике С.Есенина.
Пословицы и поговорки о родине и любви к ней.
Что же подтолкнуло юного Есенина к раннему написанию стихов? (Фольклор)
Давайте и мы сейчас обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине и любви к ней.
(Дети говорят те, которые они знают, а затем на доске. Дети читают по одной пословице, объясняя, как они их понимают).
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милее вдвойне. Нет в мире краше Родины нашей.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Чтение отрывка из материала учебника «Поэзия Есенина…»
стр.48
Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».
Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.
К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.
Давайте познакомимся с одним из его стихотворений, обращённым к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».
Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.
Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на
Есенина.
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно- санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.
Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
(Фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…»)
Вам понравилось стихотворение?
Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)
Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Какой образ в конце стихотворения? (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай.).
Но вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:
(на доске)
эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.
Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах? (неживая природа как живая)
Как называется этот приём? (олицетворение)
Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах.
Березняк теплит Луна распласталась Петь пурге Стережет клен Клен на меня похож
Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. - Обратите внимание: поэт
использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?
(метафоры, эпитеты)
Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении. (голубой, золотой, бело - розовый)
Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия. Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый ? Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
(Родной – прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет
«родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи)
Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…) Почему вода названа тихая?
Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?
Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»
Что объединяет стихотворения? (какова их тема?)
В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил.
А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»? Какие? Почему?
Творческая работа. Синквейн.
А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина. Давайте попробуем составить синквейн к слову « Поэт».
Поэт
Талантливый, наблюдательный.
Вдохновляет, волнует, завораживает.
Один из ярчайших проявлений русского гения. Есенин.
Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы не можем оставить слово «дом» бесцветным. А раскрасим мы его квадратиками, которые и выразят ваше отношение к сегодняшнему уроку. Понравилось – яркий цвет, нет – бледный. Но перед этим запишите домашнее задание.
Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений Сергея Есенина.
Запишите слово дом. Подберите и запишите однокоренные слова.
Подберите существительные к словам.
Домашний Домашняя Домашнее Домашние
Подчеркните слова-ассоциации к слову
дом.
Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.
Используя собранные слова, запишите, что такое дом.
Дом –
это
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема: « Поэтическое изображение Родины и родной природы в произведениях С. Есенина» (урок внеклассного чтения, урок-концерт)
Цели:
а) Обучающие. Расширить знания учащихся о творчестве С.А. Есенина; подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; закрепить умение находить такие средства
выразительности, как метафора, эпитет, сравнение.
б) Развивающие. Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
в) Воспитывающие. Воспитывать любовь к Родине через лирику С. Есенина, любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С. Есенина.
Оборудование:
мультимедийная презентация к уроку, выставка рисунков учащихся.
Ход урока
Эпиграф:
« Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким « Русь»». ( Сергей Есенин)
Учитель: - Сегодня, ребята, давайте отправимся на родину самого читаемого в России поэта
Сергея Александровича Есенина. Побываем в старинном селе Константиново, где жил и работал над своими стихами Сергей Есенин. Познакомимся с особенностями лирики поэта, увидим не только необъятные просторы заливных лугов у горизонта леса Мещеры, но и родительский дом С. Есенина.
Посмотрите на эпиграф нашего урока. Слово « Русь»- одно из самых излюбленных слов лирики Есенина, начиная с 10-х годов нашего века. Для него оно наполнено огромным эмоциональным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина. Поэтому можно сказать, что тема Родины в творчестве поэта - основная, важнейшая тема, над которой он работал всю свою жизнь.
« Фамилия Есенин – русская – коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, осень, Ясень – связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом,» - писал А. Толстой.
Где родился Есенин?
-Что вам известно о жизни и творчестве поэта?
-Какие стихотворения поэта вы прочитали первыми и как их восприняли?
(На экране показывается презентация о селе Константиново)
(Выступают учащиеся с рассказом о родном селе Есенина и его детских годах)
Учащиеся : - Родина великого поэта - старинное село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещеры. Здесь поэт родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые, очарованный красотой родного края, «выплеснул душу в слова».
Отец – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Фёдоровна. Отец много лет работал в Москве. Мать занималась воспитанием детей. Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, Татьяна Фёдоровна обладала редким даром
исполнения русских народных песен. Песен она знала великое множество: и шуточные, и игровые, и лирические, и обрядовые. Даже рассказывая детям сказки, она обязательно пела. И дети, слушая с детства песни матери, невольно запоминали их и приобщались к « песенному слову».
«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не
захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим
матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».
До наших дней сохранился родительский дом, в нем до 1955 года жила мать поэта - Татьяна Федоровна. В глубине есенинского сада - избушка- времянка, около которой растет яблонька- дикарка, посаженная при жизни Есенина. Недалеко от избушки среди вишен - амбар, где, по свидетельству Екатерины Александровны, старшей из сестер поэта, им были написаны многие стихи. А в самом углу усадьбы укрылась под золотистой соломой рига.
Учитель:
Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь. Над окошком месяц.
Под окошком ветер. Облетевший тополь Серебрист и светел. Звучит музыка.
Этот тополь – «старожил» здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.
Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?
Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах.
Под фонограмму песни «Клен ты мой опавший…»:
Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта.
Шумит в листве ветер, живет тополь!
Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал поэт, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому… С ранних лет запавшие в душу мальчика народные сказания, песни, поговорки, загадки обусловили его нравственный идеал - любовь к народу, Родине.
Чувство любви к Родине выражается и через картины родного пейзажа. Человек и природа едины. В природе поэт видит источник вдохновения. Мир природы наполнен цветом, звуком, движением, любовью к жизни…
Учитель
-К сегодняшнему уроку вы подготовили выразительное чтение наизусть понравившихся вам стихотворений С. А. Есенина о природе, о Родине. Давайте послушаем их.
Ученики читают наизусть стихи «Береза», «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша», «Я покинул родимый дом…», «С добрым утром!», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный» и другие.
Учитель:
Какие традиционные фольклорные образы возникают в этих стихотворениях? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги»,..)
Чем дороги поэту родные места?
Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?
Какие чувства вы испытываете, слушая стихотворение «Пороша»?
Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения, метафоры.)
Найдите аллитерацию в стихотворении; объясните смысл этого приема. («...Валит снег и стелет шаль...».)
Стихи С. Есенина наполнены звуками и красками. Давайте найдём в текстах стихотворений слова, которыми поэт рисует пейзажную зарисовку. Какое средство выразительности помогает нам в этом? (эпитет)
(Работа с текстами стихотворений).
Дома вы должны были нарисовать ту картину, какую вы увидели в подготовленном вами стихотворении. Посмотрите, что у вас получилось!
(Обзор выставки ученических рисунков.)
Что же объединяет все прозвучавшие сегодня стихи ? (Образ Родины, образ родной природы, которые тесно связаны друг с другом. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердным и гуманными.)
Учитель:
Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”. Прав ли поэт?
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание:
С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы
Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом»,
«Низкий дом с голубыми ставнями».
Слово учителя.
Родина, родная природа. Человек издавна признаётся ей в любви, воспевает её красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIX века: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Фёдором Ивановичем Тютчевым. Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта XX века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.
- Прослушайте отрывки из стихотворений Есенина.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком…(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)
--
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чём. (проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)
--
Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножки рад поцеловать. (проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)
--
Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз. (проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”
Что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”?
Работа со статьями учебника.
Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?
О. С народным творчеством знакомили Есенина дед и бабушка. Кроме того, дед рассказывал внуку Библию и Священное писание. Детство мальчика «прошло среди полей и
степей». Увлекался поэзией Кольцова, Некрасова, Никитина, так называемых «крестьянских» поэтов. В Москве стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И.Сурикова. Пишет свои стихи.
Каков же внутренний мир Есенина?
О. Он любил жизнь и природу. Свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
Найдите ключевые фразы (из 2-й статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.
О. 1) Поэзия Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. 2) Поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.
С.Есенин пришёл в поэзию как глубоко лирический поэт, всё творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.
Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»
Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов,
«той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько
сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
Что же вспоминает поэт вдали от родного дома? Назовите словосочетания и запишите их в тетрадь.
О. Родимый дом, голубая Русь, березняк над прудом, старая мать, золотая лягушка-луна, отец седой, старый клён, дождь листьев.
О. Это цвет чистоты, цвет неба. Синий и голубой цвета – это любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.
Почему клён похож головой на поэта?
О. Сам поэт кудрявый, и волосы у него цвета осенней листвы.
Поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.
Какие средства художественной выразительности языка помогают в этом? Назовите их. О. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями».
Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями».
Сопоставительный анализ стихотворений.
«Я покинул родимый дом…» | «Низкий дом с голубыми ставнями…» |
Родимый дом Голубая Русь Березняк над прудом Старая мать Золотая лягушка-луна Отец седой Старый клён | Низкий дом Серенький ситец небес Поле, луга и лес Седые журавли Березь, да цветь, да ракитник Под дешёвеньким ситцем родимая выть |
Какой цвет добавился в это стихотворение? Можно ли сказать, что он является основным?
О. Серый, это основной цвет в этом стихотворении, но есть и другие цвета.
Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?
О. В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.
Заключительное слово.
Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С.Есенина. Но всегда неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.
Друг поэта, артист В.Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».
-И закончить наш урок я хотела стихотворением
Есенинское небо над Россией. Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола, Берёзы- сёстры русского рассвета- Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи, И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже- Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел. Как ложится синий вечер. Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия – Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными По- прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин- то не просто имя,- России стихотворная душа.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение на выбор.
«Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом»»
Тема: «Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом»», 5 класс.
Формирование универсальных учебных действий:
Предметные: дать понятие об образной природе слова поэта; познакомить с творчеством С.Есенина, его основными темами, позицией автора.
Метапредметные:
Регулятивные: организовать работу в малых группах; планировать цели, пути их достижения; контролировать развитие умения анализировать стихотворения; оценивание достигнутого результата; развивать адекватное восприятие высказываний и оценок учителя, одноклассников.
Познавательные: организовать работу по осмысленному чтению стихотворений; развивать умения: анализировать прочитанное стихотворение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; расширять и активизировать словарный запас учащихся.
Коммуникативные: побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения; учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознание ценности литературных знаний как важного компонента культуры.
Личностные: способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к стихотворениям С.Есенина; продолжить формирование ценностно-смысловой ориентации: способности ценить мир природы, уважения ценностей семьи, любви к Родине.
Цели:
Образовательная: рассмотреть образную систему стихотворения; выработать навыки выразительного чтения стихотворений.
Развивающая: формировать интерес к предмету; развивать творческие способности учащихся; умение аргументировать собственную позицию, умение обобщать.
Воспитательная: пробудить любовь к родному краю, к литературе; воспитание нравственных качеств личности; умение работать в микрогруппе (уважать мнение высказывающего).
Методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моём творчестве.
С.Есенин
Ход урока
Организационный момент./data/files/l1586808356.pptx («Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотвор)
Индуктор.
Учитель: Сегодня у меня с утра чудесное настроение! И у вас думаю тоже. Что вы увидели утром, выходя из дома? Мне хочется поделиться с вами строчками из одного стихотворения (чтение стихотворения «Белая береза»). (слайд 3)
Формулирование темы и целей урока.
Какое настроение этого стихотворения, чувства?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? С какой целью?
Учитель: Для этого сегодня мы побываем в творческой мастерской С. Есенина.
Актуализация. Работа с эпиграфом.
С.Есенин говорил:
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве.
Учитель: Послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» и попытайтесь прочувствовать настроение этого произведения. (Читает подготовленный ученик). (слайд 4)
Работа по теме урока.
Образы.
Учитель: Прочитайте 1 строчку стихотворения.
-Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных «родной и родимый»?(слайд 5)
-Почему в качестве эпитета к слову дом, Есенин использует прилагательное «родимый», а не родной? ( «Родной» - прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи).
Учитель: Поэт пишет, что он оставил Русь.
-Как вы думаете он уехал из России?
Почему именно слово «Русь»? Какую Русь он покинул? (Русь для него - это родимая деревня Константиново рязанской земли).
Учитель: Перед нами открылось 2 образа. Это образ родного дома и образ Руси. (слайд 6)
Учитель: Читаем дальше и попытаемся представить ту картину, которую хотел передать автор. Со слов «В три звезды...»
-Какие образы появляются? В чем их смысл? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Это и образ отца. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына).
Учитель: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. У Есенина сливается все воедино.
Родной дом это и родители, и природа, которая так же дорога как и край родной.
Б) Значение цветов.
Учитель: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения.
Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?( Голубой, золотой, белый). (слайд 7)
В чем их значение для стихотворения? (Символ голубого цвета – небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали; золотого – нарядность, солнце, тепло; белого – чистота, гармония, миролюбие. Эти цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали).
Учитель: У вас на партах лежат эскизы дома. Попробуем с помощью цвета передать настроение этого стихотворения. Раскрасьте изображение дома теми цветами, которые соответствуют настроению стихотворения. (Дети рисуют)
Почему именно такие цвета? (Конечно, когда речь заходит о нашем доме, нашей маленькой родине, у нас только тёплые чувства, (светлые тона), но здесь присутствует грусть по дому, поэтому есть и тёмные тона).
В) Средства выразительности.
Учитель: Послушаем еще раз:
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.
Какое еще художественное средство использует Сергей Есенин? («переносное значение», скрытое сравнение - метафора. Это яркое и таинственное сравнение).
Найдите эпитеты. Для чего они нужны в тексте?
Какие согласные звуки чаще всего встречаются во 2 четверостишии? Работаем в парах. Посчитайте, чья пара будет внимательнее (л – 9, н - 5).
Для чего поэт использует такое количество сонорных согласных, еще раз прочитаем. Как звучит стихотворение? (мягко, плавно, мелодичность звучания). Выразительное чтение. Этот прием называется – аллитерация. (слайд 8)
Учитель: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них?
Г) Вспоминаем историю.
Учитель: Перейдем к третьему четверостишию, прочтём первые две строчки: какое время года там? (пурга, значит это зима).
Почему поэт создает перед нами образ пурги? Обратите внимание на год создания стихотворения – 1918 и вспомните историю нашей Родины. (образ пурги связан с революцией, изменениями, переворотом в России).
Сломится ли Русь под этой пургой? На этот вопрос нам ответят последние строки стихотворения (со слов «Стережет голубую Русь…» и до конца). - Так сломится ли Русь под пургой? (Нет, ее охраняют сказочные неведомые силы).
Учитель: Давайте подведем итог всей нашей работе со стихотворением. Определите идею стихотворения.
Обобщение.
Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу . - А пишется ли слово родина по-иному? Почему, как вы думаете, одно и то же слово пишется то с большой, то с маленькой буквы? (слайд 10) (У каждого из нас есть своя родина – это место, где мы родились, это наша малая родина. А есть Родина и для всех она одна, это Русь у Есенина, у нас - это Россия!)
Рефлексия. Учитель: Перед вами четыре цвета: голубой, белый, золотой, серый, и рисунок дома. Наполните его тем цветом, или цветами, которые создают образ родного дома после прочтения стихотворения «Я покинул родимый дом…».
Учитель: Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу: «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…» (слайд 11)
Учитель: А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина
Домашнее задание: 1) выучить стихотворение.
Индивидуально: написать стихотворение о родине, родной природе.