СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы»

Урок литературы в 5 классе


Тема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение Родины и родного дома.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.


Цель урока: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.


Задачи урока:


  • Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями».

  • Обратиться к биографии великого русского поэта С.А. Есенина.

  • Работать над пополнением словарного запаса учащихся.

  • Закрепление работы по анализу лирического произведения.

  • Развивать воображение, мышление детей.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, макет дома, аудиозапись стихотворений С. Есенина, компьютер, проектор.

Ход урока:


  1. Орг. момент.


Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.


Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.


  1. Постановка целей урока.


Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.


Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.


Обычно с чего начинается строительство?

(на доске магнитами крепятся части дома)

Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом.

Стены – оболочка.

Труба, дым – тепло домашнего очага.

Окно – глаза дома.

Вот и построили дом. Красивый? Давайте подумаем над значением слова «дом». В древнерусском языке каждая буква имела название.

(прикрепить магнитами буквы)


Д

О

М

добро

он

мыслете

Какой смысловой ряд мы с вами выстроили? Добрые мысли о нём, он мыслит добро). Так чем же наполнен дом?( Добрыми мыслями)

Правильно, вот мы и наполнили оболочку (стены) содержанием. В каждом доме царит атмосфера любви, покоя. Это ваше представление о родном доме. Родном…

  • Каков корень этого слова? Подберите однокоренные слова.

(Род, родня, родичи, родители)

Совершенно верно. Человек не может жить вне рода, вне семьи. Наши предки – это наши корни, без которых невозможна жизнь.


Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.


Запишите слово ДОМ. Обсудите в парах и запишите свои ассоциации к слову дом. (Мама, забота, чистота, зима, семья, берёза, радость, кошка, хлеб, уют, снег, свет).


Для чего нужен дом? Используя собранные слова, запишите, что такое дом.


Дом это….(ответы учащихся)


Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.

Ты никуда не торопишься, просто идёшь. Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь.

Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом.

Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет. В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.

Теперь представь, что где - то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой.


Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом.


Представь его в виде язычка пламени.


Ты можешь осторожно взять его в руки.


Вот он перед тобой и ты бережно держишь его. Полюбуйся его нежным, мягким светом

Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и попытаемся понять, чем же был дом для поэта


  1. Вступление. Слово учителя.


Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни.


На уроках чтения в начальных классах вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна берёзового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений. ( «Берёза», « С добрым утром!»)


  1. Биография поэта.


  1. Слово учителя.


Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов.

Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.


  1. Сообщения учащихся о жизни Сергея Есенина.


  1. Слово учителя.


Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.


Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять.

Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими И жжёт глаза горячая строка.

Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века.

Вывод:


«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. А что называем мы своей «малой родиной»?

Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?


  1. Поэтический образ Родины в лирике С.Есенина.


    1. Пословицы и поговорки о родине и любви к ней.


Что же подтолкнуло юного Есенина к раннему написанию стихов? (Фольклор)


Давайте и мы сейчас обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине и любви к ней.


(Дети говорят те, которые они знают, а затем на доске. Дети читают по одной пословице, объясняя, как они их понимают).


Любовь к Родине сильнее смерти.


На чужой стороне Родина милее вдвойне. Нет в мире краше Родины нашей.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.


    1. Чтение отрывка из материала учебника «Поэзия Есенина…»


стр.48


  • Что означает слово «сельщина»?


  1. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».


Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.


К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.

Давайте познакомимся с одним из его стихотворений, обращённым к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».


Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.


Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на

Есенина.


1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно- санитарном поезде.


1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.


1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.

Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?


Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.


Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.


(Фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…»)


Вам понравилось стихотворение?


Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)


Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Какой образ в конце стихотворения? (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай.).

Но вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:


(на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.


Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах? (неживая природа как живая)


Как называется этот приём? (олицетворение)


Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах.


Березняк теплит Луна распласталась Петь пурге Стережет клен Клен на меня похож

Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. - Обратите внимание: поэт


использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?


(метафоры, эпитеты)


Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении. (голубой, золотой, бело - розовый)

Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия. Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый ? Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?


(Родной прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет

«родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи)

Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…) Почему вода названа тихая?

Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?


Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»


Что объединяет стихотворения? (какова их тема?)


В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил.


А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»? Какие? Почему?


  1. Творческая работа. Синквейн.


А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина. Давайте попробуем составить синквейн к слову « Поэт».

Поэт


Талантливый, наблюдательный.


Вдохновляет, волнует, завораживает.


Один из ярчайших проявлений русского гения. Есенин.

  1. Рефлексия.


Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы не можем оставить слово «дом» бесцветным. А раскрасим мы его квадратиками, которые и выразят ваше отношение к сегодняшнему уроку. Понравилось – яркий цвет, нет – бледный. Но перед этим запишите домашнее задание.


  1. Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений Сергея Есенина.

    1. Запишите слово дом. Подберите и запишите однокоренные слова.



Подберите существительные к словам.

Домашний Домашняя Домашнее Домашние

Подчеркните слова-ассоциации к слову дом.

Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.

    1. Используя собранные слова, запишите, что такое дом.

Дом –

это







Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема: « Поэтическое изображение Родины и родной природы в произведениях С. Есенина» (урок внеклассного чтения, урок-концерт)

Цели:

а) Обучающие. Расширить знания учащихся о творчестве С.А. Есенина; подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; закрепить умение находить такие средства

выразительности, как метафора, эпитет, сравнение.

б) Развивающие. Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

в) Воспитывающие. Воспитывать любовь к Родине через лирику С. Есенина, любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С. Есенина.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку, выставка рисунков учащихся.

Ход урока

Эпиграф:

« Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким « Русь»». ( Сергей Есенин)

Учитель: - Сегодня, ребята, давайте отправимся на родину самого читаемого в России поэта

Сергея Александровича Есенина. Побываем в старинном селе Константиново, где жил и работал над своими стихами Сергей Есенин. Познакомимся с особенностями лирики поэта, увидим не только необъятные просторы заливных лугов у горизонта леса Мещеры, но и родительский дом С. Есенина.

  • Посмотрите на эпиграф нашего урока. Слово « Русь»- одно из самых излюбленных слов лирики Есенина, начиная с 10-х годов нашего века. Для него оно наполнено огромным эмоциональным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина. Поэтому можно сказать, что тема Родины в творчестве поэта - основная, важнейшая тема, над которой он работал всю свою жизнь.

  • « Фамилия Есенин – русская – коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, осень, Ясень – связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом,» - писал А. Толстой.

  • Где родился Есенин?

-Что вам известно о жизни и творчестве поэта?

-Какие стихотворения поэта вы прочитали первыми и как их восприняли?

(На экране показывается презентация о селе Константиново)

(Выступают учащиеся с рассказом о родном селе Есенина и его детских годах)

Учащиеся : - Родина великого поэта - старинное село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещеры. Здесь поэт родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые, очарованный красотой родного края, «выплеснул душу в слова».

  • Отец – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Фёдоровна. Отец много лет работал в Москве. Мать занималась воспитанием детей. Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, Татьяна Фёдоровна обладала редким даром

исполнения русских народных песен. Песен она знала великое множество: и шуточные, и игровые, и лирические, и обрядовые. Даже рассказывая детям сказки, она обязательно пела. И дети, слушая с детства песни матери, невольно запоминали их и приобщались к « песенному слову».

  • Сам Есенин так писал о своём детстве:

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не

захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим

матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».

  • До наших дней сохранился родительский дом, в нем до 1955 года жила мать поэта - Татьяна Федоровна. В глубине есенинского сада - избушка- времянка, около которой растет яблонька- дикарка, посаженная при жизни Есенина. Недалеко от избушки среди вишен - амбар, где, по свидетельству Екатерины Александровны, старшей из сестер поэта, им были написаны многие стихи. А в самом углу усадьбы укрылась под золотистой соломой рига.

Учитель:

  • Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь. Над окошком месяц.

Под окошком ветер. Облетевший тополь Серебрист и светел. Звучит музыка.

Этот тополь – «старожил» здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.

Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?

Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах.

Под фонограмму песни «Клен ты мой опавший…»:

  • Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта.

Шумит в листве ветер, живет тополь!



Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал поэт, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому… С ранних лет запавшие в душу мальчика народные сказания, песни, поговорки, загадки обусловили его нравственный идеал - любовь к народу, Родине.

Чувство любви к Родине выражается и через картины родного пейзажа. Человек и природа едины. В природе поэт видит источник вдохновения. Мир природы наполнен цветом, звуком, движением, любовью к жизни…

Учитель

-К сегодняшнему уроку вы подготовили выразительное чтение наизусть понравившихся вам стихотворений С. А. Есенина о природе, о Родине. Давайте послушаем их.

Ученики читают наизусть стихи «Береза», «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша», «Я покинул родимый дом…», «С добрым утром!», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный» и другие.

Учитель:

  • Какие традиционные фольклорные образы возникают в этих стихотворениях? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги»,..)

  • Чем дороги поэту родные места?

  • Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?

  • Какие чувства вы испытываете, слушая стихотворение «Пороша»?

  • Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения, метафоры.)

  • Найдите аллитерацию в стихотворении; объясните смысл этого приема. («...Валит снег и стелет шаль...».)

  • Стихи С. Есенина наполнены звуками и красками. Давайте найдём в текстах стихотворений слова, которыми поэт рисует пейзажную зарисовку. Какое средство выразительности помогает нам в этом? (эпитет)

(Работа с текстами стихотворений).

  • Дома вы должны были нарисовать ту картину, какую вы увидели в подготовленном вами стихотворении. Посмотрите, что у вас получилось!

(Обзор выставки ученических рисунков.)

  • Что же объединяет все прозвучавшие сегодня стихи ? (Образ Родины, образ родной природы, которые тесно связаны друг с другом. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердным и гуманными.)

Учитель:

  • Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”. Прав ли поэт?

Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание:

  • Дома вы должны будете выполнить творческую работу на тему: «Моя малая Родина»

С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы

Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом»,

«Низкий дом с голубыми ставнями».

      1. Слово учителя.

Родина, родная природа. Человек издавна признаётся ей в любви, воспевает её красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIX века: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Фёдором Ивановичем Тютчевым. Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта XX века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.


- Прослушайте отрывки из стихотворений Есенина.

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком…(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

--





И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чём. (проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)


--




Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь,

Тот почти берёзке каждой

Ножки рад поцеловать. (проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)


--





Несказанное, синее нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз. (проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”


  • Что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”?


      1. Работа со статьями учебника.


  • Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?

О. С народным творчеством знакомили Есенина дед и бабушка. Кроме того, дед рассказывал внуку Библию и Священное писание. Детство мальчика «прошло среди полей и

степей». Увлекался поэзией Кольцова, Некрасова, Никитина, так называемых «крестьянских» поэтов. В Москве стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И.Сурикова. Пишет свои стихи.


  • Каков же внутренний мир Есенина?

О. Он любил жизнь и природу. Свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.


  • Найдите ключевые фразы (из 2-й статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.

О. 1) Поэзия Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. 2) Поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.


С.Есенин пришёл в поэзию как глубоко лирический поэт, всё творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.


      1. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов,

«той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько

сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».


  • Что же вспоминает поэт вдали от родного дома? Назовите словосочетания и запишите их в тетрадь.

О. Родимый дом, голубая Русь, березняк над прудом, старая мать, золотая лягушка-луна, отец седой, старый клён, дождь листьев.


  • Почему слова «дом» и «Русь» стоят рядом? О. Вся Русь для Есенина – это дом.


  • Почему Русь голубая?

О. Это цвет чистоты, цвет неба. Синий и голубой цвета – это любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.


  • Как вы понимаете выражение «дождь листьев»? О. Это листопад.


  • Почему клён похож головой на поэта?

О. Сам поэт кудрявый, и волосы у него цвета осенней листвы.


Поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.

  • Какие средства художественной выразительности языка помогают в этом? Назовите их. О. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.


      1. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями».


Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями».


  • Сопоставительный анализ стихотворений.


«Я покинул родимый дом…»

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

Родимый дом Голубая Русь Березняк над прудом Старая мать

Золотая лягушка-луна Отец седой

Старый клён

Низкий дом Серенький ситец небес Поле, луга и лес



Седые журавли

Березь, да цветь, да ракитник

Под дешёвеньким ситцем родимая выть


  • Какой цвет добавился в это стихотворение? Можно ли сказать, что он является основным?

О. Серый, это основной цвет в этом стихотворении, но есть и другие цвета.


  • Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?

О. В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.

      1. Заключительное слово.


Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С.Есенина. Но всегда неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.

Друг поэта, артист В.Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».


-И закончить наш урок я хотела стихотворением

Есенинское небо над Россией. Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василёк хрустально - синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола, Берёзы- сёстры русского рассвета- Сбежались у околицы села-

В них жажда жить до трепета, до дрожи, И повезло - он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже- Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел. Как ложится синий вечер. Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия – Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными По- прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин- то не просто имя,- России стихотворная душа.


  1. Домашнее задание.


Выучить стихотворение на выбор.

«Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом»»


Тема: «Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом»», 5 класс.


Формирование универсальных учебных действий:


Предметные: дать понятие об образной природе слова поэта; познакомить с творчеством С.Есенина, его основными темами, позицией автора.


Метапредметные:


Регулятивные: организовать работу в малых группах; планировать цели, пути их достижения; контролировать развитие умения анализировать стихотворения; оценивание достигнутого результата; развивать адекватное восприятие высказываний и оценок учителя, одноклассников.


Познавательные: организовать работу по осмысленному чтению стихотворений; развивать умения: анализировать прочитанное стихотворение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; расширять и активизировать словарный запас учащихся.


Коммуникативные: побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения; учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознание ценности литературных знаний как важного компонента культуры.


Личностные: способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к стихотворениям С.Есенина; продолжить формирование ценностно-смысловой ориентации: способности ценить мир природы, уважения ценностей семьи, любви к Родине.


Цели:


Образовательная: рассмотреть образную систему стихотворения; выработать навыки выразительного чтения стихотворений.


Развивающая: формировать интерес к предмету; развивать творческие способности учащихся; умение аргументировать собственную позицию, умение обобщать.


Воспитательная: пробудить любовь к родному краю, к литературе; воспитание нравственных качеств личности; умение работать в микрогруппе (уважать мнение высказывающего).


Методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый.


Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.


Чувство Родины – основное в моём творчестве.


С.Есенин


Ход урока


    1. Организационный момент./data/files/l1586808356.pptx («Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотвор)

    2. Индуктор.


Учитель: Сегодня у меня с утра чудесное настроение! И у вас думаю тоже. Что вы увидели утром, выходя из дома? Мне хочется поделиться с вами строчками из одного стихотворения (чтение стихотворения «Белая береза»). (слайд 3)


  • Какую картину вы представили?


    1. Формулирование темы и целей урока.


  • Какое настроение этого стихотворения, чувства?


  • Кто автор этого стихотворения?


-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.


-Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? С какой целью?


Учитель: Для этого сегодня мы побываем в творческой мастерской С. Есенина.


    1. Актуализация. Работа с эпиграфом.


С.Есенин говорил:


Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве.

  • Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?


Учитель: Послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» и попытайтесь прочувствовать настроение этого произведения. (Читает подготовленный ученик). (слайд 4)


  • Определите тему этого стихотворения?


  • Через какие образы раскрывается тема?


    1. Работа по теме урока.


  1. Образы.


Учитель: Прочитайте 1 строчку стихотворения.


  • Какой образ показан? (дом)


  • А какой эпитет подобран?


-Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных «родной и родимый»?(слайд 5)


-Почему в качестве эпитета к слову дом, Есенин использует прилагательное «родимый», а не родной? ( «Родной» - прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи).


Учитель: Поэт пишет, что он оставил Русь.

-Как вы думаете он уехал из России?


  • Почему именно слово «Русь»? Какую Русь он покинул? (Русь для него - это родимая деревня Константиново рязанской земли).


Учитель: Перед нами открылось 2 образа. Это образ родного дома и образ Руси. (слайд 6)


  • Какая связь между ними?


Учитель: Читаем дальше и попытаемся представить ту картину, которую хотел передать автор. Со слов «В три звезды...»


  • Какую картину рисует поэт?


-Какие образы появляются? В чем их смысл? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Это и образ отца. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына).


Учитель: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. У Есенина сливается все воедино.

Родной дом это и родители, и природа, которая так же дорога как и край родной.


Б) Значение цветов.


Учитель: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения.


  • Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?( Голубой, золотой, белый). (слайд 7)


  • В чем их значение для стихотворения? (Символ голубого цвета – небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали; золотого – нарядность, солнце, тепло; белого – чистота, гармония, миролюбие. Эти цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали).


Учитель: У вас на партах лежат эскизы дома. Попробуем с помощью цвета передать настроение этого стихотворения. Раскрасьте изображение дома теми цветами, которые соответствуют настроению стихотворения. (Дети рисуют)


  • Почему именно такие цвета? (Конечно, когда речь заходит о нашем доме, нашей маленькой родине, у нас только тёплые чувства, (светлые тона), но здесь присутствует грусть по дому, поэтому есть и тёмные тона).


В) Средства выразительности.


Учитель: Послушаем еще раз:


Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.

  • Какое еще художественное средство использует Сергей Есенин? («переносное значение», скрытое сравнение - метафора. Это яркое и таинственное сравнение).


  • Найдите эпитеты. Для чего они нужны в тексте?

  • Какие согласные звуки чаще всего встречаются во 2 четверостишии? Работаем в парах. Посчитайте, чья пара будет внимательнее (л – 9, н - 5).


  • Для чего поэт использует такое количество сонорных согласных, еще раз прочитаем. Как звучит стихотворение? (мягко, плавно, мелодичность звучания). Выразительное чтение. Этот прием называется – аллитерация. (слайд 8)


Учитель: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них?


  • Как об этом нужно прочитать? (выразительно читать).


Г) Вспоминаем историю.


Учитель: Перейдем к третьему четверостишию, прочтём первые две строчки: какое время года там? (пурга, значит это зима).


  • Меняется ли интонация? Как надо читать?


  • Почему поэт создает перед нами образ пурги? Обратите внимание на год создания стихотворения 1918 и вспомните историю нашей Родины. (образ пурги связан с революцией, изменениями, переворотом в России).


  • Сломится ли Русь под этой пургой? На этот вопрос нам ответят последние строки стихотворения (со слов «Стережет голубую Русь…» и до конца). - Так сломится ли Русь под пургой? (Нет, ее охраняют сказочные неведомые силы).


Учитель: Давайте подведем итог всей нашей работе со стихотворением. Определите идею стихотворения.


    1. Обобщение.

Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу . - А пишется ли слово родина по-иному? Почему, как вы думаете, одно и то же слово пишется то с большой, то с маленькой буквы? (слайд 10) (У каждого из нас есть своя родина – это место, где мы родились, это наша малая родина. А есть Родина и для всех она одна, это Русь у Есенина, у нас - это Россия!)


    1. Рефлексия. Учитель: Перед вами четыре цвета: голубой, белый, золотой, серый, и рисунок дома. Наполните его тем цветом, или цветами, которые создают образ родного дома после прочтения стихотворения «Я покинул родимый дом…».


  • Что у вас получилось?


Учитель: Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу: «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…» (слайд 11)


Учитель: А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина


Домашнее задание: 1) выучить стихотворение.


  1. Индивидуально: написать стихотворение о родине, родной природе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!