СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы Быль и фантастика в рассказе А. П. Платонова «Никита»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ А.П.Платонова помогает начать разговор на уроке о духовном выборе каждого человека,учит осмыслению понятия сейчас и всегда.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы Быль и фантастика в рассказе А. П. Платонова «Никита»»

ТЕМА Быль и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита».

Цель: осмысление нравственной проблематики рассказа А.П. Платонова «Никита»: важность для человека единства жизни с природой, осмысление вечных истин жизни.

Задачи урока.

Обучающие:

- повышать качество чтения;

- учить находить ключевые слова в тексте и понимать авторский замысел;

- добиться понимания сюжета и проблематики рассказа;

- подвести к пониманию хрупкости живого мира природы.

Развивающие:

- развивать умение выразительно читать;

- развивать умение ориентироваться в тексте;

- развивать умение сравнивать и анализировать;

- развивать творческое и логическое мышление.

Воспитывающие:

- пробудить чувство удивления миром природы.

- воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир;

- осмыслить свой духовный выбор.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Определение темы и цели урока. (Герой и природа в рассказе А.П. Платонова «Никита»)

- Как вы думаете, какие слова в высказывании А.П. Платонова являются главными? («…пропетая сердцем сказка о Человеке»).

- Эти слова как-нибудь соотносятся с рассказом «Никита»? (Рассказ добрый, сердечный, напоминает сказку).

- Вспомните определение жанра рассказа и назовите главного героя. (Главный герой Никита, и его имя вынесено в название произведения).

3. Актуализация знаний обучающихся

Выборочное и комментированное чтение рассказа.

- Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? Выразительно прочитайте первые три абзаца. (Чтение и оценивание чтения обучающихся).

- Вам понятно состояние Никиты, его страхи, волнение?

- Теперь мы должны определить, как этот живой мир относится к Никите.

(Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).

- Найдите эпизод и прочитайте .Никита сорвал цветок.

- Почему у всех стали злые «лица»? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир. Да и кто из нас не помнит, какая обычно бывает реакция старших в адрес провинившегося малыша. Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, «как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира).

- Расскажите о характере мальчика Никиты? (Несмышлёныш, делающий первые шаги в осознании мира. Чуткий: всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый; он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок).

- Прочитаем главное о характере Никиты.  («Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»)

4. Закрепление. Понимание идейного замысла рассказа.

- Когда мир перестаёт страшить Никиту?  («Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца – солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет»).

(«Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка… А отец строгал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе»).

- Какие перемены произошли с нашим героем? (Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил «на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: «Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет»).

- Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это? 

(Хорошо: Никита бояться перестал; плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло. Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того – он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, «сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…)

– Как же быть: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом? (Человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, он часто берёт у природы больше, чем ему нужно. Это грустно.).

- Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном? (ДА/НЕТ, обоснование).

-Так, писатель через малую эпическую форму – рассказ заставляет нас подумать об очень важном.

- Что такое гармония? (Единство) Во что верят герои? Во что верите вы?

Составление таблицы. Вечные истины жизни.


Добро

Радость

Красота

Здоровье

Любовь

Мудрость

Свет

Жизнь


СОВЕСТЬ помогает сделать выбор.

Помощь – человек -поддержка.

Человек – ангел

Зло

Грусть

Уродливость

Болезнь

Ненависть

Глупость

Тьма

Смерть


- Что связывает и разделяет эти понятия?

Что бы ни случилось, всегда помни: просто плохая погода сейчас, но не плохой день.

Притча царя Соломона «Всё пройдёт».

- Почему рядом живут фантастика и быль?

5. Рефлексия.

- Чему нас учит рассказ А.П. Платонова и мир природы? (Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).

- А в каких прочитанных вами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой?

(И.С. Тургенев «Муму», И.А .Бунин «Косцы», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»).


6. Подведение итогов урока, выставление оценок.


7. Домашнее задание Выполнить рисунок к рассказу, озаглавить его.