ТЕМА Быль и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита».
Цель: осмысление нравственной проблематики рассказа А.П. Платонова «Никита»: важность для человека единства жизни с природой, осмысление вечных истин жизни.
Задачи урока.
Обучающие:
- повышать качество чтения;
- учить находить ключевые слова в тексте и понимать авторский замысел;
- добиться понимания сюжета и проблематики рассказа;
- подвести к пониманию хрупкости живого мира природы.
Развивающие:
- развивать умение выразительно читать;
- развивать умение ориентироваться в тексте;
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать творческое и логическое мышление.
Воспитывающие:
- пробудить чувство удивления миром природы.
- воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир;
- осмыслить свой духовный выбор.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Определение темы и цели урока. (Герой и природа в рассказе А.П. Платонова «Никита»)
- Как вы думаете, какие слова в высказывании А.П. Платонова являются главными? («…пропетая сердцем сказка о Человеке»).
- Эти слова как-нибудь соотносятся с рассказом «Никита»? (Рассказ добрый, сердечный, напоминает сказку).
- Вспомните определение жанра рассказа и назовите главного героя. (Главный герой Никита, и его имя вынесено в название произведения).
3. Актуализация знаний обучающихся
Выборочное и комментированное чтение рассказа.
- Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? Выразительно прочитайте первые три абзаца. (Чтение и оценивание чтения обучающихся).
- Вам понятно состояние Никиты, его страхи, волнение?
- Теперь мы должны определить, как этот живой мир относится к Никите.
(Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).
- Найдите эпизод и прочитайте .Никита сорвал цветок.
- Почему у всех стали злые «лица»? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир. Да и кто из нас не помнит, какая обычно бывает реакция старших в адрес провинившегося малыша. Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, «как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира).
- Расскажите о характере мальчика Никиты? (Несмышлёныш, делающий первые шаги в осознании мира. Чуткий: всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый; он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок).
- Прочитаем главное о характере Никиты. («Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»)
4. Закрепление. Понимание идейного замысла рассказа.
- Когда мир перестаёт страшить Никиту? («Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца – солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет»).
(«Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка… А отец строгал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе»).
- Какие перемены произошли с нашим героем? (Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил «на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: «Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет»).
- Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это?
(Хорошо: Никита бояться перестал; плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло. Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того – он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, «сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…)
– Как же быть: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом? (Человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, он часто берёт у природы больше, чем ему нужно. Это грустно.).
- Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном? (ДА/НЕТ, обоснование).
-Так, писатель через малую эпическую форму – рассказ заставляет нас подумать об очень важном.
- Что такое гармония? (Единство) Во что верят герои? Во что верите вы?
Составление таблицы. Вечные истины жизни.
Добро Радость Красота Здоровье Любовь Мудрость Свет Жизнь | СОВЕСТЬ помогает сделать выбор. Помощь – человек -поддержка. Человек – ангел | Зло Грусть Уродливость Болезнь Ненависть Глупость Тьма Смерть |
- Что связывает и разделяет эти понятия?
Что бы ни случилось, всегда помни: просто плохая погода сейчас, но не плохой день.
Притча царя Соломона «Всё пройдёт».
- Почему рядом живут фантастика и быль?
5. Рефлексия.
- Чему нас учит рассказ А.П. Платонова и мир природы? (Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).
- А в каких прочитанных вами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой?
(И.С. Тургенев «Муму», И.А .Бунин «Косцы», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»).
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
7. Домашнее задание Выполнить рисунок к рассказу, озаглавить его.