СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "М.В. Ломоносов Ода на день восшествия..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "М.В. Ломоносов Ода на день восшествия..."»

Урок № 1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы. История открытия

Молчат гробницы, мумии и кости, - 
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена, 
И нет у нас иного достоянья :
И.А. Бунин. "Слово"

1. Литература Древней Руси.

Древнерусская литература охватывает период с конца X до XVII века.

- С чем связано возникновение древнерусской литературы?

- Каковы основные темы литературы XI - XIII веков?

- Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной статье?

- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Жанр - исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

- Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение, собственную историю стала летопись.

Летопись - повествование о событиях исторической важности, описываемых "по летам", т.е. в хронологическом порядке.

2. "Слово о полку Игореве".

Величайшим памятником древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве".

А) История открытия; (Слайд №2)

Б) Изучение памятника; (Слайд №3-4)

Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств, - страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории "Русской правды" - первого русского сборника законов.

Когда монах подал уму рукопись ( а было это в 1792 году) у Мусина- Пушкина захватило дыхание: он сразу понял, что перед ним новый, еще не известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и культурную ценность. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто: в древнерусской письменности не было разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания, были буквы, исчезнувшие после реформ Петра Первого.

С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В 1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст "Слова:". До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. В тексте было много "темных мест", которые значительно сократились благодаря стараниям ученых.

В) Происхождение "Слова:" (Слайд № 5)

"Слово о полку Игореве" имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения "Слова", из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца (современные Северский Донец и Уды) создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст "Слова" говорит также о том, что автор хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями - княжествами.

Г) Историческая основа; (Слайд № 6)

В начале1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение. Князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на русскую землю: они осаждают Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Вскоре Игорю удается бежать из плена.

Д) Оценка исторических событий современниками; (Слайд № 7 - 8)

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. предыдущего года Рассказ о походе начинается словами: "Того же лета здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лет со всею князьею, но сами поидоша о себе, рекуще: мы есмы ци не князи же?..". Согласно этому рассказу, с Игорем в поход идут два сына, и сходятся князья у Переяславля. Заметившие приближение княжеских ратей половцы, говорится далее, послали "по всеи земли своеи" за помощью, выступили русским навстречу, вынуждены были принять бой до подхода основных своих сил, потерпели поражение и, бросив свои вежи с женщинами и детьми, бежали. Расходясь в хронологии похода с Ипат., Лавр. лет. сообщает, что после захвата половецких веж победители три дня стояли там, веселясь и гордясь тем, что они нанесли поражение половцам в их земле, тогда как князья, ходившие на половцев с вел. князем Святославом, бились с ними, "зря на Переяславль", в своей земле, "а в землю их не смели на них ити". Русичи будто бы строили планы продолжения похода на половцев за Дон, чтобы избить их "до конца", а в случае успеха - и далее, в "луку моря, где же не ходили ни деди наши", - "а не ведущи Божья строенья", - замечает летописец... Подошедши первыми, половецкие воины три дня вели стрелковый бой с русскими, не пуская в ход копий и не подпуская русских к воде. Когда же пришли основные половецкие силы, русские "ужасошася" их количеству; измученные к этому времени жаждой, они сумели немного продвинуться к воде, а затем половцы "притиснуша" их к реке и в жестоком бою нанесли им сокрушительное поражение. Лаврентьевская летопись места, где произошла последняя битва, не указывает, известие о случившемся и предложение половцев позаботиться о выкупе пленных принес на Русь некий "гость", купец. Князь Святослав собрал на Руси дружины и выступил против половцев к Каневу, те бежали за Дон, и тогда русские разошлись "в страны своя", а половцы, вернувшись, взяли все города по Суле и три дня бились у Переяславля.. Далее коротко говорится о побеге князя Игоря из плена "по малых днех", при этом летописец выражает свою радость, цитируя Писание, сравнивая спасение Игоря "из руку поганых" со спасением библейского Давида от преследовавшего его Саула. О положении русских в половецком плену здесь сказано: "А они вси держими бяху твердо и стрегоми и потвержаеми многими железы и казньми", - слова, которые Моск. летописный свод кон. XV в. интерпретировал так: после бегства Игоря прочих пленников "начаша твердо держати и многими железы отягчати их" Завершается рассказ Лавр. размышлением о казнях Божиих, заимствованным из статьи Мнение об очень относительной ист.достоверности повествования о походе Игоря Лавр. лет. высказал иМ. Н. Тихомиров: "Если бы не было другого рассказа о походе Игоря в Ипатьевской летописи, мы были бы лишены возможности даже предположительно говорить о месте битвы и маршруте похода Игоря Святославича. Объяснить эти особенности рассказа о походе Игоря в Лаврентьевской летописи можно двояким путем: или летописец пользовался устными рассказами и сделал запись на севере, где плохо представляли топографию Половецкой степи, а Переяславль казался постоянным местом, откуда совершались походы в степь; или рассказ о походе Игоря против половцев был настолько сокращен, что от него остались одни выдержки"

В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

Е) Авторство "Слова:" (Слайд №9)

На протяжении всех двух веков со времени публикации "Слова" выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур. "Слово" - слишком короткий, необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя "господином". Б. А. Рыбаков, Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Чтение "Слова о полку Игореве"

  2. Характеристика героев "Слова:"

    1. кн. Игорь;

    2. кн. Всеволод;

    3. кн. Святослав;

    4. кн. Ольга;

    5. русская дружина;

    6. образ природы.

  3. Выучить отрывок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!