Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.
Класс: 5
Учитель: Стародубцева Л. Х.
Цель:Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Т.л. Эпитет, инверсия.
Задачи: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Добрый день! Я очень рада, что мы собрались сегодня опять вместе, чтобы ещё раз заглянуть в удивительный мир поэзии, А что значит удивиться?
/ радоваться, восхищаться, благоговеть, восторгаться/.
– Какие удивительные слова! Так говорят о свойствах души человека: внимательности, чуткости, доброте. И мы с вами на уроках тоже учимся удивляться.
– А чему вы сегодня удивились?
II. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, любите ли вы читать стихи о природе?
- Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения?
- Не только писатели и поэты, но и художники, и музыканты.
- Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями. Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться.
Игра в ассоциации
Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.
— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово природа, что мы первым делом вспоминаем?
— Что мы представляем, когда говорим весна, лето, осень, зима?
III. Актуализация знаний, умений, навыков.
Вспомните известные вам художественные произведения, в которых воспевается красота родной природы. Напишите название и автора этих произведений (
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Литература и изобразительное искусство( Презентация)
— Что мы видим на картине Васнецова? Опишите картину.
Пятиклассники к концу учебного года уже обладают навыками работы над сочинениями-описаниями по картине. Дадим им возможность подготовиться и устно описать картину.
— Каков колорит картины?
— Какое настроение у вас вызывает эта картина?
— В какой русской народной сказке героиня носит имя Аленушка? Вспомните эту сказку.
— Как вы думаете, почему грустит Аленушка?
Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
2. А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»).
3. Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...»)
Сравнительный анализ произведений
Начнем работу с чтения стихотворения А. А. Прокофьева. — Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды). В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки:
Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел. . . . . . . . . Но кукушка на сосне кукует И тропинка к берегу ведет, Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладет. |
На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
— Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?
Поработаем с эпитетами, с глаголами, с цветовой гаммой стихотворения.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
— Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева?
— Что добавляет к пониманию этого стихотворения факт, что Прокофьев родился в семье ладожского крестьянина-рыбака и много произведений посвятил описанию северной природы?
Ученики работают над выразительным чтением этого стихотворения.
Учитель читает стихотворение Д. Б. Кедрина.
— Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»?
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.
«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.
Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
— Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?
— Как во время войны люди воспринимали следующие строки?
Знаю, что не раз лихая сила У глухой околицы в лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу. |
— Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?
Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый ритм (хорей).
Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
VI. Информация о домашнем задании.
Выучить стихотворение на выбор.
Написать стихотворение или сочинение- миниатюру о родном крае
VII. Рефлексия.
1. Синквейн
Природа
Неброская, родная
Меняется, живёт, восхищает
Воспета в произведениях русских поэтов.
Времена года
2.
Моё настроение: