СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Лоскутное шитье. 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Лоскутное шитье. 6 класс»

Конспект урока

6 класс

Тема: Лоскутное шитье.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний по обработке ткани в лоскутной технике; развитие у учащихся эстетического вкуса.

Задачи урока:

Обучающие – дать представление о многообразии использования и применения тканевых остатков; углубить знание о построении орнамента и подбор по цветам.

Развивающие – передать сведения из истории создания изделий из лоскута, его применение в наше время.

Воспитательные – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе. 

Оборудование урока:

- инструменты (иглы, нитки, булавки, ножницы, линейки, мелки);

-  материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма); 
шаблоны выкроек изделий; картон;

- таблица цветового шестисекторного круга; 

- инструкционные карты; 

- образцы готовых изделий выполненных в лоскутной технике; 

- презентация «Лоскутное шитье»;

- компьютер, видеопроектор.

Методы обучения: лекция, беседа, задания исследовательского характера (доклады учениц), использование ИКТ.

Ход урока:

  1. Организационный момент (3мин)

приветствие;  отметить отсутствующих учащихся;  проверить готовность учащихся к уроку. 


  1. Изучение новой темы (30мин)

Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Сегодня у нас необычный урок, а открытый. Тему сегодняшнего урока я объявлю чуть позже.

День становится короче, вечера длиннее, свободного времени у людей становится больше. Любому человеку нужно себя занять чем то. Наступила пора заняться любимым делом, т. е. декоративно – прикладным творчеством.

Какие виды декоративно – прикладного творчества вы знаете? (Бисероплетение, макраме, плетение кружев, батик, витраж, мозаика, нитяная графика, роспись (жестов, хохлома, городецкая), вышивка, вязание (на вилке, крючком, на спицах), выпиливание, резьба по дереву, выжигание, декупаж, коллаж, лепка (пластилин, тесто, глина), чеканка.

Ребята, перед Вами - кроссворд, вы должны его разгадать, чтобы определить ключевое слово. Оно подскажет нам тему сегодняшнего урока.

Кроссворд состоит из 8 вопросов. На эту работу отводится пять минут. Итоги оценки кроссворда.

- ответ на 8 вопросов – 5 баллов; - ответ на 6,7 вопросов – 4 балла; - ответ на 4, 5 вопросов – 3 балла; - ответ на 2, 3 вопроса – 2 балла.


Вопросы кроссворда

1 Инструмент для ручной работы с тканью. (Иголка.)

2. Нити идущие вдоль кромки ткани. (Основа)

3. Свойство шелковой ткани по внешнему виду. (Блеск)

4. Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)

5. Нити в ткани, идущие справа налево. (Уток)

6. Свойство ткани на ощупь. (Гладкость)

7. Инструмент для раскроя ткани. (Ножницы)

8. Вид животного волокна. (Шелк)

(По окончанию времени учащиеся сдают кроссворды, ставят оценку в оценочный лист).

Учитель: Девочки, давайте прочтём ключевые слова, которые вы отгадали. Какое ключевое слово у вас получилось? Правильно, у всех получилось слово «лоскуток».

И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.

Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – История и особенности создания изделий из лоскута».

-Постановка целей и задач (2мин)


Доклады двух учениц.

К сегодняшнему уроку было дано задание подготовить сообщения об истории лоскутного шитья. Сейчас внимательно послушайте рассказы и выполните следующие задания: предлагаю поделимся на варианты (конфеты)

  • Вариант I. По ходу рассказа запишите новые для вас слова.

  • Вариант II. Ответить на вопрос: «В чём особенность появления лоскутного шитья в России?»

  • Вариант III. Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего можно использовать эти изделия?

Рассказы учениц.

1 уч: До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия и зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постоянно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.

В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. На юге Франции и Англии, где-то примерно до 1750г. Бережливые женщины, выкроив из дорого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.

Бедность. вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины X IX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы X X века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

2уч.: Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. И смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья. Готовые изделия можно было рассматривать, как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже можно узнать, о чем думала работница, создавая новое изделие.

Символ лоскутного шитья — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

3 уч.: Шитьё из лоскута(печворк или квилт) называют ещё «лоскутная мозаика», - изделия собранные из цветных лоскутов. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью. Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврик, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома и выставки декоративно – прикладного искусства. Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды. Необходимо отметить, что мастерицы экономя самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.

Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).


Учитель: Кто ответит на заданные вопросы? (Ответы учащихся)


Для того, чтобы более наглядно представить себе процесс лоскутного шитья, предлагаю вам смотреть презентацию и записывать основные понятия.

Итак, обобщим все сказанное, и вспомним и запишем, что

Слайд4

Лоскутное шитье (пэчворк — по европейски, квилтинг — по американски)  это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.


Слайд 7

Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обыкновенные инструменты и приспособления: ножницы, иглы, наперсток, портновский мел, линейка, булавки, шаблоны из картона, швейная машинка, утюг.

С инструментами разобрались, теперь поговорим о том, какая же ткань подходит для лоскутного шитья? Начнем с того, что если человек всерьез занимается шитьем, у него скапливается огромное количество разнообразных маленьких кусочков ткани. Выбрасывать их жалко, но как найти им применение? Вот тут и приходит на помощь техника лоскутного шитья! В дело идут как новые, так и бывшие в употреблении ткани.

Какие ткани на ваш взгляд наиболее подходят для лоскутного шитья из представленных образцов.

Опытные мастерицы используют  разнообразные ткани, такие, как трикотаж, кожа, кружево и даже искусственный мех. Но вам, как начинающим лучше использовать такие ткани, как ситец, сатин, бязь или лен. С ними легко работать, они не скользят, имеют самые разнообразные цвета и рисунки. Основное требование к тканям заключается в том, что они должны быть малорастяжимыми, слабоосыпающимися и износостойкими, желательно одинаковой плотности и толщины. Еще пригодятся прокладочные материалы – синтепон и ватин (для набивки изделий), отделочные материалы – шнуры, ленты, кружева (для декоративного оформления).

Слайд 9

Прежде чем начать работу, ткань нужно подготовить: постирать(декатировать Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки), накрахмалить и отутюжить (с изнаночной стороны).

Слайд 10

Создание композиции изделия – выбор узора (орнамента), его цветового решения, размера и расположения элементов узора, определение габаритных (внешних) и внутренних размеров изделия; используются известные вам выразительные средства (ритм, симметрия, асимметрия и т.д.). При этом элементы узора могут размещаться по всей поверхности изделия или в какой-либо его части (в середине, по краям или углам), привлекая внимание к главному в изделии, подчеркивая его размеры и форму.

На выстроенной из лоскутков композиции на плоскости, которая наз. лоскутное полотно выстраивается решение по принципу комбинирования орнаментов: в виде каймы и центрального поля.

Слайд 11

Техника лоскутного шитья  совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна.

Выделяют 4 техники лоскутного шитья: «полоска», «треугольник», «квадрат», «свободная техника», которые содержат множество приемов.


Лоскутное шитье очень увлекательно. Это занятие развивает воображение, позволяет воплотить свои фантазии, тем более, что простор для экспериментов неограниченный, ведь лоскутки можно складывать в тысячи рисунков и орнаментов. Важно и то, что ваши эксперименты не потребуют крупных денежных трат. К тому же, если вы заинтересуетесь в будущем, книги и журналы с выкройками и пошаговыми инструкциями помогут вам в освоении этого замечательного искусства.


  1. Закрепление пройденного материала (3мин)

Слайд 15

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что показалось наиболее интересным?

-Что было самым трудным и непонятным для вас?

-Что было основной причиной для создания изделий из лоскута?
-Какие материалы используют для лоскутного шитья?

-Как нужно подготовить ткань для пэчворка?

-Какие виды техник используются в лоскутном шитье?

5. Домашнее задание (2мин)

Слайд 16

Выучить конспект. Подготовиться к практической работе: принести картон, линейку, лоскуты ткани (4 расцветки, декатированные), швейные принадлежности.



Использованные ресурсы:

http://zhenskievoprosy.ru/chto-takoe-pechvork.html

http://www.youtube.com/watch?v=2fCEzUpwgs0

http://ledikapriz.ru/index.php?topic=1418.0

http://www.liveinternet.ru/users/3805766/post319407012/

http://aniola-patchwork.blogspot.ru/2013/03/blog-post_15.html

http://pedsovet.su/load/321-1-0-13804

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfa55cd9-c9d4-737a-282e-1c1f571b5d90/118861/?interface=pupil&class=48&subject=36