СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике на семинаре районного МО "Вычитание с переходом через разряд"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики»

Тема. Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд.

Цель урока: развивать умения вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд десятков и сотен.

Предметные задачи:

-создать условия для развития у учащихся умения:

-выделять существенные признаки, по которым отличаются вычитание трёхзначных чисел с переходом через десяток и сотню от вычитания трёхзначных чисел без перехода через десяток;

-различать понятия разряд единиц, разряд десятков, разряд сотен;

-составлять пошаговый алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через десяток и сотню;

-находить площадь сложной геометрической фигуры.

Метапредметные задачи:

-создать условия для развития:

-умения принимать и сохранять учебную задачу;

-умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-умения слушать товарищей, доказывать своё мнение, работать в паре, строить монологическое высказывание;

-умение оценивать свои действия;

-умение определять границы известного и неизвестного;

-учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.















Ход урока.

  1. Организационный момент.

Содержит эмоциональный настрой на урок.

– Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на работу – вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешест­вие по морю Знаний. (Слайд 2 )

- А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку:

Волны носом рассекаю,

Все дороги в море знаю,

Из одной страны в другую

Без колёс людей везу я. (На корабле.)

- Вот и наш корабль. (Слайд , по щелчку появляется корабль, слышен шум моря)

-Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно.

-Перед вами карта нашего путешествия.

Мы побываем на острове Считай, смекай, на земле Задачи, в Геометряндии, а в проливе Вычитания вы сделаете для себя открытие.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю вам удачи.

Что ж, ребята, в добрый час!

- Но сначала откроем свои бортовые журналы (тетради), запишем дату нашего путешествия. (16 февраля)

-Что вы можете сказать о числе 16?

(16-двузначное число, состоит из двух цифр, четное, т.к. делится на 2. 1 дес. 6 ед., соседи числа 15 и 17).

- 17 февраля День проявления доброты. Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений. В этот день нужно быть добрыми ко всем. Безгранично и бескорыстно.


III. Устный счёт.

1. Дидактическая игра «Солнышко» (закрепление табличных случаев умножения). (Слайд 3 )

- Но что мы видим? Тучи сгустились на небе, море штормит. Мы не можем в такую погоду отправиться в путь. Это очень опасно. Давайте поможем солнышку разогнать тучи.

- Прочитайте выражения по-разному, используя слова:

  • умножить;

  • 1-й множитель, 2-й множитель, произведение;

  • увеличить в;

  • произведение.

Найдите их значение. Остальные ребята покажут сигналом, согласны с ответом (зелёный цвет) или нет (красный).

- Молодцы! С заданием справились! Солнышко ярко светит, море успокоилось. Можно отправляться в путь.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

- Наш корабль причалил к берегу страны Считай, смекай.

-Несколько наших моряков получат индивидуальное задание (работа по карточкам).

  1. Тренажёр «Внетабличное умножение». (1 ученик у доски)



Слайд 4








  1. Фронтальная работа с классом (Критическое мышление)


Игра “Верно – неверно” (сигнальные карточки: красный – зелёный)
Чтоб работать быстро и ловко
Нам нужна для ума тренировка

1. В прямоугольнике все углы прямые? (з.)
2. В любом прямоугольнике все стороны равны?(к)
3. У квадрата все углы прямые? (з)
4. В любом прямоугольнике все стороны разные? (к)
5. Квадрат - это четырёхугольник? (з)
6. Число 40 не делится на 8? (к)
7. 100 – самое маленькое трёхзначное число? (з)
8. 999 – самое большое трёхзначное число? (з)
9 Если 9 увеличить на 3, получится 21? (к)

«Назови слова на букву…».

Учитель: я буду читать предложения, а вы заменяете его одним словом, связанным с математикой.

«Слова на букву «К»

Геометрическая фигура, четырехугольник (квадрат)

1000 метров – это… (километр)

1000 грамм – это … (килограмм)

Наименьшая денежная единица в России. (копейка)

Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических

действий. (калькулятор)

« Слова на букву «П»

Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

Геометрическая фигура, четырехугольник (прямоугольник)

Результат умножения (произведение)

Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая)

Знак сложения (плюс)



  1. Расшифруйте запись и вы узнаете, куда дальше поплывём. (Слайд 5)



10

750

90

0

50

80

90

600

80













- Прочитайте ключевое слово. (Вычитание). Держим путь к проливу Вычитания.

Ученики, которые выполняли индивидуальную работу по карточкам, сдают свои работы.

ΙV. Изучение нового материала.

- Продолжаем работу по теме «Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд». Но тех знаний, что мы получили на прошлых уроках ещё недостаточно, чтобы с уверенностью сказать, что мы умеем это делать в любых случаях. Поэтому нам предстоит сегодня ещё потрудиться.

1. Математическая разминка.

На доске даны числа:

315,425,535, ... (645,755)

  • Прочитай числа.

  • Что вы можете о них сказать?

  • Какие задания можно выполнить данными числами?
    а) представить в виде суммы разрядных слагаемых;
    б) назвать числа, у которых одинаковые цифры единиц;
    в) назвать числа, у которых разные цифры десятков;
    г) найди закономерность и продолжи ряд.

  • Установите закономерность, продолжите ряд чисел ( 645,755 – каждое следующее число на 110 больше предыдущего).

  • Составить суммы чисел с данными числами (315+425=740, 425+535=960).

Выполняется сложение с переходом через разряд.

2. Создание проблемной ситуации.

–  Составьте с данными числами выражения с действием вычитания.

(535-425=110, 425-315=110).

– Как называются компоненты при вычитании?
–  Изменится ли значение выражения: 535 – 436?

- Изменится ли способ вычитания?
– Почему? Озвучьте проблему. (когда занимаем и десятки и сотни)

-Давайте решим эту проблему. Я предлагаю несколько путей решения.

1. Объясню я

2. Вы догадаетесь и объясните.

3. Самостоятельно извлечете предоставленную информацию из учебника.

Объяснение вычитания 535-436



3. Составление алгоритма письменного вычитания с переходом через разряд. (7 слайд)


-Прочитайте слово. Которое у вас получилось в результате рассуждения (открытие)

- Что же вы открыли? (алгоритм вычитания, когда приходится занимать и десяток и сотню)

4. Закрепление №2 стр. 51 (Выполняем, используя алгоритм вычитания)

435-48=387, 567-199=368, 740-64=676

(3 примера у доски с комментированием, 4-5 самостоятельно с последующей проверкой) (самопроверка: 850-457=393, 902-495=407, 403-178=225) (8 слайд)

V. Физминутка для глаз. (Слайд )

- Посмотрите, какая красивая рыбка плавает в море. Давайте понаблюдаем за её движением. (Дети выполняют упражнения для глаз)

VI. Проверка знаний учащихся. Тестирование. (Слайд 10 )

- Отметьте знаком "плюс" если вычитание выполнено верно, знаком "минус" - неверно. Рядом с неверно решённым примером написать правильное решение.

- Результаты выполненной работы проверим (Слайд, по щелчку) и самостоятельно оценим: «5» - все правильно отмечено, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки.

-В пролив Вычитания мы ещё вернёмся на следующих уроках, в наших новых путешествиях.

VII. Физкультминутка. (Слайд )

-Течением наш корабль занесло на остров Перемены, где мы немного отдохнём.

-Я буду показывать на слайде примеры, а вы числом движений дадите ответ. (Слайд11 )

Столько раз ногою топнем - 12 : 3,

Столько раз руками хлопнем - 20 : 4,

Мы присядем столько раз - 21 : 7,

Мы наклонимся сейчас - 18 : 9,

Мы подпрыгнем ровно столько - 12 : 2.

Ай да счёт! Игра и только!

- Отдохнули и снова в путь!

VIII. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задачи

(составная задача на нахождение третьего слагаемого).

- Подплываем к земле Задачи. (Слайд 12 )

- Прочитайте задачу. (Слайд )

На острове было 150 животных, из них 45 слонов, 65 попугаев, а остальные обезьяны. Сколько обезьян было на острове?

- О ком говорится в задаче?

- Какие слова возьмёте для краткой записи? (Слайд )


Слонов - 45

Попугаев - 65

Обезьян - ?

}


150 жив.

- Что известно в задаче?

- Что нужно узнать?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Значит, задача простая или составная?

Запишите решение задачи по действиям и выражением.

Проверка: (Слайд 13 )

I способ.

150 - (45+65)=40 (об.)

II способ.

150 – 45 – 65= 40 (об.)

Ответ: 40 обезьян было на острове.

(пустой слайд 14 )


2. Геометрический материал.

- Мы у берегов острова Геометряндия. На этом острове живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны

Одинаковой длины
Вам его представить рад,

Как зовут его? (Квадрат)

Практическая работа в парах.

- Составьте квадрат из геометрических фигур. Измерьте длину стороны квадрата, найдите его периметр и площадь.

( I ряд составляет квадраты красного цвета, длина стороны 5 см, II ряд – синего, длина стороны 6 см, III ряд – зелёного, длина стороны 7 см.)


Проверка: (Слайд 15 )

- Как находили периметр квадрата? (Р = а · 4, где а – длина стороны квадрата)

- Чему равны периметры составленных вами квадратов? Покажите числовым веером. (I ряд - 20 см, II ряд -24 см, III ряд - 28 см)

- Как находили площадь квадрата? (S = a · a)

- Чему равны площади составленных квадратов? Покажите числовым веером.

(I ряд - 25 см², II ряд -36 см², III ряд - 28 см²)

- Что можно нарисовать, взяв за основу квадрат? Подумайте и нарисуйте дома.

IX. Итог урока. Рефлексия.

-Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе нашей корабельной команды, мы снова на родной земле. (Слайд )

-Что нового вы узнали, путешествуя по морю Знаний?

-Что больше всего запомнилось, понравилось?

Оцените свою работу на уроке: (Слайд )

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли тему урока, поднимите  смайлик радости.


  • Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите смайлик грусти.

X. Домашнее задание.

  • С. 51, задача № 3

Задание по выбору:

  • Придумать познавательную задачу для устного счёта на морскую тему.

  • Творческое задание (нарисовать рисунки, взяв за основу квадрат).

МБОУ СОШ С. Трубетчино

Добровского муниципального района











Конспект открытого урока

по математике

на тему:

«Вычитание многозначных чисел

с переходом через разряд»,

проведенного в 3 классе
















УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Чепыгова И.Н.









16 февраля 2018г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!