Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р-регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1.Организационно-мотивационный Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1 мин. | -Здравствуйте, ребята! -Проверьте, все ли необходимое у вас лежит на парте, для сегодняшнего урока понадобится учебник, тетрадь, дневник и письменные принадлежности. | Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку. | Ф | Настраиваются на урок. | (К): Умеют строить высказывания и умозаключения в устной форме. (Р): Самостоятельно организовывают своё рабочее место. | Осознают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. |
2. Постановка темы и цели урока Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. ( 2 мин.) | Перед тем как прийти к вам на урок я прочитала очень интересную информацию. Психологи и ученые утверждают, что информацию, которую получает человек из разных источников не может полностью удерживаться в голове. Таким образом, какая-то информация запоминается и остаётся, а некоторая забывается. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы лучше запоминать информацию? (Нужно тренировать твою память) А что нам ещё помогает прочнее удерживать знания? (постоянно тренироваться и закреплять свои знания) Исходя из нашей беседы, предположите, какая будет тема нашего урока? (Закрепления) Откройте страницу учебника 64, на которой мы будем сегодня работать. Номера на доске: №1, №2, №3. Как вы думаете, что мы будем закреплять, какие знания и умения? (Умения решать примеры и задачи) Поставьте цель на урок для себя (Закрепить умения решать примеры и решать текстовые задачи) | Формулируют тему и цель урока. | Ф | Умеют грамотно формулировать цель на урок | (К): Строят речевые высказывания в устной форме. (К): Сотрудничают в коллективной учебной деятельности. (Р): Понимают и принимают учебную задачу урока. | Осознают значимость поставленной цели урока для достижения главного результата. |
3. Актуализация знаний 4-5 мин. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового учебного действия | -Ребята, я предлагаю вам проверить как прочно вы знаете таблицу умножения и деления. Перед вами карточки. Прочитайте задание. Реши примеры и запиши ответы. Ребята перед вами 15 примеров. По нормативам вы должны их решить за 2 минуты. Я засеку время и мы проверим насколько быстро и верно вы справитесь с заданием. Есть вопросы по заданию? Выполняем. Примеры в карточке: 5 . 7= 21:3= 27: 9= 9 . 5= 8 . 8= 6 . 3= 56:7= 9 . 3= 12 : 6= 6 . 7= 9 . 4= 63:9= 81:9= 9:3= 2 . 9= Обменяйтесь карточками, возьмите в руки простой карандаш и проверьте своего соседа. Ответы на слайде. Если ответ верный ставим «+», если не верно ставим «_». А теперь поставьте отметку своему соседу. «5»- работа выполнена верно «4»-1-2 ошибки «3»-3-4 ошибки Критерии оценивания на слайде* Верните карточку своему соседу. У кого стоит отметка 5 и всё выполнено верно? Молодцы ребята. Поднимите руку те, кто получил отметку 4? Ребята, вы тоже показали неплохой результат, но вам нужно ещё потренироваться и подучить таблицу умножения. Ребята, которые получили ниже отметку, больше тренируйтесь, учите таблицу, будьте внимательнее и у вас всё получится. Одну отметку вы уже получили выполнив это задание. У вас будет возможность заработать ещё одну отметку. У каждого из вас есть лист самооценки, в котором вы выставите себе баллы, в конце мы их подсчитаем и подведём итог. | Отвечают на вопросы учителя. Решают примеры на карточках. Осуществляют взаимопроверку. | Ф, И | Умеют решать примеры, используя знания таблицы умножения и деления. | (К.): Строят речевые высказывания в устной форме. (Р): понимают и принимают учебную задачу урока. | Выражают потребность в самовыражении и самореализации. |
4.Закрепление знаний в знакомой ситуации. | Откройте тетради, запишите число и классная работа. Открываем №2 стр.64. 1этап. Восприятие и анализ содержания задачи. Прочитайте задачу. Из 12 мотков шерсти получается 3 одинаковых детских свитера. 1) Сколько мотков шерсти потребуется на 5 таких свитеров? 2) Сколько таких свитеров можно связать из 16 таких мотков? О чём говорится в задаче? (о мотках шерсти из которых вязали свитеры) Что известно в задаче? ( что из 12 мотков получается 3 одинаковых свитера) Что требуется найти? (Сколько мотков потребуется на 5 свитеров и сколько свитеров можно связать из 16 мотков) Сколько вопросов в задаче? (2) Какой вопрос главный? (Оба главные) А можем ли мы предположить уже сейчас сколько будет чисел в ответе? (2) А что ещё неизвестно в задаче? ( кол-во мотков на 1 свитер) Ребята, а теперь нужно составить вспомогательную модель к задаче. Какую бы модель вы предложили. Ребята, я предлагаю вам краткую запись в виде таблицы. Посмотрите на слайд. Представлены 2 таблицы. Какая таблица на ваш взгляд правильная? Расход шерсти на один свитер | Количество свитеров | Общий расход шерсти | ? одинаково | 3 шт. | 12 м. | 5 шт. | ? | ? | 16 м. | Расход шерсти на один свитер | Количество свитеров | Общий расход шерсти | одинаково | 3 шт. | 12 м. | 5 шт. | ? | ? | 16 м. | (Первая таблица верная.) Почему? (Потому что есть вопрос в столбце «расход шерсти на один свитер») Да, ребята, это тоже важный вопрос в задаче. - Смотрим по таблице, что обозначает число 3? (Кол-во свитеров из 12 мотков) -Что обозначает число 5? (кол-во свитеров, которое нужно сшить из нескольких мотков шерсти) -Ребята, я даю вам буквально 30 сек., для того, чтобы вы внимательно посмотрели на правильную таблицу и запомнили её. Время пошло. *Выключаю экран Теперь вы по памяти, с опорой на текст задачи должны правильно оформить таблицу задачи. 2 этап. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения. Синтез: -Зная, количество мотков и кол-во свитеров, которые из них получаются, что узнаем? ( сколько мотков приходится на 1 свитер) -Каким действием? (Делением) -Почему делением? (потому что общий расход шерсти поделили на 3 одинаковых части) -Зная, сколько мотков приходится на 1 свитер и кол-во свитеров, которые нужно сшить, что узнаем? (Сколько мотков шерсти потребуется на 5 свитеров) -Каким действием? (Умножением) -Почему умножением? ( потому что по сколько-то взяли 5 раз) -Зная, кол-во мотков, из которых нужно связать свитеры и сколько мотков шерсти приходится на один свитер, что узнаем? (Сколько свитеров можно связать из 16 мотков) 1 )12 : 3 1)12 : 3 2) ? . 5 3)16 : ? ? ? Во сколько действий решается задача? (3) Что узнаем первым действием? (сколько мотков приходится на 1свитер) Что узнаем вторым действием? (Сколько мотков шерсти потребуется на 5 свитеров) Что узнаем 3 действием? (Сколько свитеров можно связать из 16 мотков) 3 этап. Осуществление плана решения задачи и запись решения. Кто выйдет и запишет 1 действие? 1)12: 3=4 (м.)- нужно для одного свитера Кто запишет второе? 2)4 . 5 =20 (м.)- потребуется на 5 свитеров Кто хочет записать третье действие? 3)16:4=4 (св.) – можно связать из 16 мотков Ответ: 20 мотков; 4 свитера. | Решают задачи. Слушают учителя и отвечают на вопросы. | Ф,И | Умеют выстраивать логическую цепочку своих дальнейших действий. Умеют осуществлять поиск пути решения задачи Умеют устно разобрать задачу по действиям. Умеют решать задачу по действиям | (К): умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; (К): умеют слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения. (Р): умеют решать текстовые задачи | Принимают активное участие в учебной деятельности |
5.Физминутка | Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | Выполняют упражнения | Ф | Осознанно выполняют действия | (П): восприятие на слух глаголов движения; (Р): организация внимания и самоконтроля; (К): взаимодействие с учителем. | Осуществлять профилактику утомления |
6. Закрепление знаний в знакомой ситуации. | № 3. 1этап. Восприятие и анализ содержания задачи. -Прочитайте задачу вслух. Папа провёл 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске? Опишите сюжет задачи. (Папа был в отпуске и отдыхал на даче и в доме отдыха) -Что известно? (что он провёл на даче 10 дней, в а доме отдыха 2 недели) -Что значит 2 недели? Сколько дней в одной неделе? (7) Что требуется найти в задаче? (сколько всего дней папа был в отпуске?)В качестве вспомогательной модели выберем схему. Как покажем 10 дней? (отрезком) Чертим. Я на доске вы в тетради. Как покажем 2 недели? (тоже отрезком) Этот отрезок будет ниже или продолжение первого? (продолжение) Почему? (потому что все эти дни — это отпуск, а он единый) Этот отрезок будет длиннее, короче или такой же? (Длиннее, потому что 2 недели =14 дней больше, чем 10) -Кто дочертит схему? Как мы покажем вопрос задачи? (дугой) 2 этап. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения. Во сколько действий решается задача? (2) Какой вопрос задачи? (сколько всего дней папа был в отпуске?) Какие 2 числа надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (сколько дней он был на даче и сколько был в доме отдыха) Что нам из этого неизвестно? (сколько дней он был в доме отдыха) Какие 2 числа надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (кол-во недель и кол-во дней в одной неделе) Каким действием ответим на вопрос? (Умножением) Почему умножением? (потому что по 7 взяли 2 раза) Теперь зная сколько дней, папа был в доме отдыха и на даче, на какой вопрос сможем ответить? (Сколько всего дней папа был в отпуске) Каким действием ответим на вопрос? (Сложением) Почему сложением? (потому что нужно узнать сколько всего) 3 этап. Осуществление плана решения задачи и запись решения. Кто запишет решение на доске? . 2=14 (д.)- папа был в доме отдыха 2)14+10=24(д.)-папа всего был в отпуске Ответ: 24 дня -А можно ли было по-другому записать решение задачи? (Да, выражением) Самостоятельно запишите решение задачи выражением. Кто выйдет и запишет выражением? 7 . 2 + 10 = 24(д.)-папа всего был в отпуске Молодец! У кого получилось правильно поставьте себе 2 балла. Ребята, что мы закрепили, выполняя эти 2 задания? (Закрепили свои умения решать задачи) Упражнение №1. Что нужно сделать? Решить выражения. Нужные выражения из этого упражнения я подготовила вам на карточке. 72:9 54:6 7 . 9 2 . 8 79-16+40:8 Решаете самостоятельно. Проверяем по слайду. Если правильный ответ «+», не правильный «-» -Что закрепили этим упражнением? (Умение решать выражения, используя знания таблицы умножения) Сколько плюсов вы набрали, столько баллов и получаете. Зафиксируйте их в лист самооценки. | Решают задачу. Слушают учителя и отвечают на вопросы Самостоятельно записывают решение задачи выражением. Решают выражения | Ф,И | Умеют выстраивать логическую цепочку своих дальнейших действий. Умеют составлять вспомогательную модель к задаче Умеют обосновывать выбор арифметических действий. Умеют записывать решение задачи выражением. Умеют решать выражения | (К): умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; (К): умеют слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения. (Р): умеют решать текстовые задачи | Принимают активное участие в учебной деятельности |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | - Итак, давайте с вами подведём итоги. Какую цель мы ставили сегодня в начале урока? (Закрепить умения решать примеры и решать текстовые задачи) Достигли ли мы поставленной цели? (Да) -А что было трудно? Какие задания ещё требуют закрепления? -Я согласна, отметку 5 за урок получают…, так как они работали активно на протяжении всего урока, дополняли ответы учащихся, работали у доски. -Отметку 4 получают…, за то, что их ответы всегда были полными, часто дополняли ответы других, но в следующий раз вам следует работать активнее. -А ребята, которые сегодня не получили отметку, я желаю вам в следующий раз принимать активное участие в ходе всего урока, у вас все получится. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги урока. Проводят самооценку понимания. Оценивают деятельность одноклассников на уроке. | Ф | Умеют оценивать свою деятельность на уроке | (П): Систематизируют, обобщают изученное. (Р): Соотносят цель и результаты собственной деятельности, осуществлять самоконтроль. (К): Оформляют свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя. | Осознавать результаты каждого этапа урока. Демонстрируют элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. Осознают значение математических знаний в собственной жизни |