•Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
•Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
•Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин). Цель этапа: выработка на личностнозначимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. | Учите, дети, математику! Вникайте тщательнее в суть… Гоните лень, освойте тактику - Учить предмет не как-нибудь. Прилежно слушайте учителя, Следя за тем, что на доске, Задания делайте усидчиво И, не шушукаясь ни с кем. - Открываем тетради и записываем число. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин). Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Устный счёт Ребята, я предлагаю провести разминку. Я загадываю число, а вы выбираете нужные числа, которые лежат у вас на партах. Вы будете работать в парах. Учитель загадывает число: 1. Число, предыдущее числу 13; 2. Число, следующее за числом 18; 3. В этом числе 1 десятков и столько же единиц; 4. Число больше 10 на 7; 5. число меньше 10 на 1 6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала? 7. Какое число стоит между числами 12 и 14? 8. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 2, найти сумму чисел? Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. Дети подбирают числа: (12- ч, 19-а, 11-и, 17-н, 9-л, 8-е, 13-и, 5-в) (Получается ВЕЛИЧИНА) -Что такое величина? () - Повторим известные величины. Какие величины Вы знаете? (Единица длины – сантиметр Литр - вместимость сосудов или емкость Килограмм - масса предметов) - на слайде открываются три из четырех квадратов с величинами, один остается закрытым. - Один не открыла, как вы думаете почему? (нам нужно познакомиться с новой величиной) -Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, познакомимся с новой единицей измерения. | Дети повторяют известные величины и единицы измерения. Предположение детей Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин.) Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Проведём практическую работу. -У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину книги этой меркой (жёлтой). Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем. - Удобно? (нет, она слишком маленькая) -Возьмите другую мерку(зелёную) и измерьте длину книги этой меркой. -Удобно? (да) -Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) -Значит, большая мерка равна 10 см. Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. -Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см) | Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину книги. Фиксируют индивидуальное затруднение. Учащиеся высказывают свои предположения Приходят к пониманию проблемы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин.) Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | - Кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Дециметр) - Какую цель урока поставим? (познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром) - Работать будем по плану: познакомимся с единицей измерения длины – дециметром. Научимся применять полученные знания. | Называют тему. Ставят цель урока. Составляют план. |
V. Реализация построенного проекта (10 – 15 мин). Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Откройте учебник, рассмотрите верхний рисунок на с. 51. - Определите по нему длину голубой полоски. (10 см) - Выполним № 1 с. 51 учебника. (Учитель заранее готовит веревки длиной чуть более 2 дм.) - Выполняем работу в паре. - А сейчас внимательно прочитаем задание № 2 с.51 учебника. - Расскажите, как вы будете чертить отрезок? - Попробуйте начертить отрезок самостоятельно. (Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает помощь при затруднении). - 12 см - сколько это дм и см? (1 десяток см или 1 дм и еще 2 см) - Как это записать? (Ученик у доски: 12 см = 1дм 2 см) - Кто безошибочно справился с заданием? У кого возникли трудности? В чем? - Длину каких предметов в классе можно измерить с помощью новой единицы измерения? (парта, дверь, доска) | Выполняют упражнение Отвечают Отвечают на вопросы. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 – 10 мин). Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Физкультминутка. - Откроем рабочие тетради на странице 25. Выполним номер 3. - Я прочитаю задачу, а вы найдите условие и вопрос. - Прочитайте условие задачи. - Прочитайте вопрос задачи. - Верно. Можем ли мы сразу, то есть одним действием ответить на вопрос задачи? (да, можем) - Какое числовое выражение составим? (5+3=8) - Верно. Записываем решение в тетрадь. - Выполним номер 4. | Решают упражнение. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой (3 минуты ) Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | У вас на столе лежат карточки. Ваша задача - соединить равные единицы длины стрелочками. У вас есть на это три минуты. Время вышло. Проверим с результатами на слайде. Кто выполнил задание правильно - поднимите руку. Кто допустил одну ошибку? Кто допустил больше ошибок? Молодцы! | Самостоятельно решают и проверяют выполненное задание по эталону. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение ( 5 минут) Цель этапа : Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимо нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний | -Какую тему мы сегодня изучили? (Дециметр) - Вернемся к плану, который ставили в начале урока. -Что нового узнали? -Чему мы сегодня сегодня научились? (применять новые знания на практике) - Какую цель поставили? (познакомиться с новой единицей измерения длины - дециметром) -Достигли ли мы цели? (да) | Отвечают на вопросы |
IX. Рефлексия учебной деятельности ( 1-2 минуты) Цель этапа: самооценка учащимся результатов своей учебной деятельсти, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Наш урок подошел к концу. У вас на столе лежат смайлики. Если вам понравился урок - нарисуйте смайлику улыбку, а если у вас были трудности и урок не понравился - грустный ротик. -Спасибо! До свидания! | |