Конспект урока математики на тему: «Единицы времени: год, месяц, неделя, день. Календарь» 3 класс |
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | БУД |
Мотивационно-целевой этап |
1. | Организа ционный момент | Организа ционный настрой на урок | К нам пришло много гостей. Поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой. Беритесь, ребята, скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счёта. | Ребята приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности; Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний | Сообщение темы урока. Определение цели урока. (фронтальная работа) | Посмотрите, что у каждого из вас лежит на столе? Простой лист бумаги? Да, это таблица умножения. Первый столбик – таблица умножения числа 2. Второй столбик – таблица умножения числа 3…. Тема нашего урока: «Таблица умножения чисел от 2 до 9.» Вы все хорошо умеете работать с такой таблицей! А ещё лучше знать таблицу умножения вам помогут ЛАДОШКИ! Непростые, а разноцветные и с числами на пальчиках!!! Эти необычные ладошки вам помогут в решении примеров и задач, устно и письменно. СЛАЙД С ШАРИКАМИ!!! СЛАЙД 2 с человечками!!! Тема урока: «Таблица умножения чисел от 2 до 9. Закрепление». Устный счёт. Найдите в конверте зелёные ладошки! СЛАЙД 3 Слева положите левую ладошку, а справа -правую. Назовите числа слева направо. Догадайтесь, какие числа пропущены. 2,4, … , 8, …, 12, …, 16, …, 20 Прочитайте ещё раз этот ряд чисел. Эти числа - результаты умножения какого числа? Да, числа 2. Запишите на ладошках пропущенные числа. И пальчики нам помогают, не заглядывая в таблицу умножения ответить на вопросы: - Первый множитель 2, второй множитель 8, чему равно произведение? Найдите восьмой пальчик по счёту. Какое на нём число? (16) 2 x8=16 Один ученик выбирает из карточек зелённого цвета число 16. На доску вывешивается карточка с числом 16. - Чему равно произведение чисел 2 и 2. На втором месте-посмотрите на ладошку- какое стоит число? (4) Значит 2 x 2 = 4. Один ученик выбирает из карточек зелённого цвета число 4. На доску вывешивается карточка с числом 4. - Увеличьте число 2 в 10 раз. Найдите десятый пальчик по счёту. Какое на нём число? (20) 2 x10=20 Один ученик выбирает из карточек зелённого цвета число 20. На доску вывешивается карточка с числом 20. !!! Найдите на других ладошках пальчик с числом 20. Какая это ладошка по цвету? (Может быть двух разных цветов – умножение числа 4 или умножение числа 5). На какое число надо умножить число 4, чтобы получилось число 20? Посчитайте, на каком по счёту пальчике находится число 20? Один ученик выбирает из карточек зелённого цвета число 20. На доску вывешивается карточка с числом 20. Откройте тетради, запишите дату. - Какое сегодня число? Число 15 -однозначное или двузначное? СЛАЙД 2 - Назовите месяц? СЛАЙД 3 - чёрный - Да, сегодня – 15 апреля СЛАЙД 3 - чёрный Дни собираются в месяцы, а месяцы собираются… Во что? Отгадайте загадку: СЛАЙДЫ 4-5 Месяц к месяцу встаёт, что будет? Конечно, ГОД! Так что же обозначают эти цифры? СЛАЙД 6 2020 Да, ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР ГОДА, КОТОРЫЙ идёт СЕЙЧАС. А ИДЁТ две тысячи двадцатый год. ЧИСЛО 2020 ЧЕТЫРЁХЗНАЧНОЕ – С НИМИ ВЫ ПОБЛИЖЕ ПОЗНАКОМИТЕСЬ В 5 КЛАССЕ. СЛАЙД 6 2020- две тысячи двадцатый год Повторим хором!!! СЛАЙД 8- ЧЁРНЫЙ А какой сегодня день недели? | Дети показыва ют столбики в таблицах на столе. | - умение отвечать на поставленный вопрос; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли. |
3. | Сооб ще ние темы урока | | Вы назвали число сегодняшнего дня, день недели, название месяца, прочитали число года СЛАЙД 9 День Неделя Месяц Год СЛАЙД 10-11. Подумайте, какая же тема нашего урока? Вам поможет загадка: «Оно не ждёт и не стоит, Оно всегда вперёд бежит, Все берегут его, друзья. Его вернуть, увы, нельзя!» ВРЕМЯ СЛАЙД 12 День Неделя Месяц Год По часам определяем часы и минуты Это единицы измерения чего? СЛАЙД 13 Да, единицы времени Так, как вы думаете, какая тема нашего урока? -Да, тема нашего урока: Единицы времени: «Год, месяц, неделя, день. (показываю указкой на слайде 13). СЛАЙД 14 А с более маленькими единицами измерения времени – часах и минутах -вы поработаете завтра на уроке математики. СЛАЙД 15 Тема урока: «Единицы времени: год, месяц, неделя, день. » СЛАЙД 16 Посмотрите, какое-то слово исчезло… Осталась геометрическая фигура… Это квадрат? СЛАЙД 17-18Догадайтесь, что же исчезло, отгадав загадку У меня есть верный друг, Каждый месяц, целый год Дням, неделям счёт ведёт. И с восхода до заката Мне показывает даты. Этот друг родился встарь И зовется... Календарь | Слушают внимательно задания. Выполняют их устно. Ответы детей | -осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; решения различных учебных задач. |
Ориентировочный этап |
4. | Постановка учебной задачи и ее решение (изучение нового материала) | Индивидуальная и фронтальная беседы Работа с календарём. | Тема урока: «Единицы времени: год, месяц, неделя, день. Календарь.» Какие бывают календари? Примеры календарей (БЕЗ СЛАЙДА) СЛАЙД 19 Какие бывают календари? (настенные, отрывные, ПЕРЕКЕДНЫЕ. карманные) СЛАЙД 20 - ЧЁРНЫЙ - Покажите, где В КАБИНЕТЕ настенный, отрывной календарь. - Зачем нужен календарь? Посмотреть, когда работаем, учимся, когда отдыхаем, в какой день недели будет день рождения, праздник. - А какое сейчас время года? - Поднимите руку, у кого день рождения весной? - Найдите по календарю (у детей на парте карманные календари И НА ДОСКЕ). 2)В какой день недели было 8 марта, 1 сентября, 31 декабря и 1 января. (КРАСНЫМ ЦВЕТОМ ЭТИ ДАТЫ) - Какие это дни? ПРАЗДНИЧНЫЕ! | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют предстоящую работу. Выполняют опыт. Записывают вывод и итог в учебник. | принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; |
|
| Проблемная ситуация Определение цели поиска | | Да, это праздничные даты каждого года. И вы их хорошо знаете. Но я хочу, чтобы ещё узнали две даты, о которых важно помнить каждому человеку нашей страны! А НАША СТРАНА НАЗЫВАЕТСЯ …. СЛАЙД 21 (РОССИЯ карта) | | |
Поисково-исследовательский этап |
1. | Работа с календарём | Повторение порядка распо ложения месяцев в году Повторение последовательности месяцев | СЛАЙД 22 – ЧЁРНЫЙ - Итак, сколько месяцев в году? Запишите числа по порядку от числа 1 до числа 12 через клеточку. Двузначные числа в двух клеточках и только после второй цифры отступить клеточку. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Назовите, какой по счёту в году идёт месяц январь? Первый. 1. Какой по счёту в году идёт месяц сентябрь? Девятый. 9. Какой по счёту в году идёт месяц апрель? Четвёртый. 4. После двенадцатого месяца в году идёт тринадцатый? Нет. Первый! И какой по счёту в году идёт месяц май? Пятый. 5. Кто может прочитать эти четырёхзначные числа? -ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ СОРОК ПЕРВЫЙ - ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ СОРОК ПЯТЫЙ - КАКАЯ ЕДИНИЦА ВРЕМЕНИ ПОДХОДИТ К ЭТИМ ЧИСЛАМ? - ГОД СЛАЙДЫ 23-24 СЛАЙД 25 Мы узнали из двух памятных дат для нашей страны только их года -ОДНО СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ МЫ ПОМНИМ, ПРОИЗОШЛО В 1941 году, А ДРУГОЕ - В 1945 году Вернёмся к календарю, но не простому, а … посмотрите. | В тетрадях и на доске. По двое (одному) детей на доске прикрепляют цифры 1,9,4,1, 5 Повторяют хором | - умение отвечать на поставленный вопрос; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли. |
2. | Повторение ВРЕМЁН ГОДА, назва ний цвета и их оттен ков | Проблемная ситуация | СЛАЙД 26 Догадайтесь, почему в этом календаре месяца в разных по цвету прямоугольниках? – СЛАЙДЫ 27-28 НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЛЕТНИЙ МЕСЯЦ? ИЮНЬ СЛАЙД 29 Оказывается, первое памятное событие произошло в июне 1941года СЛАЙДЫ 30- 31 ПОСЛЕДНИЙ ВЕСЕННИЙ МЕСЯЦ? МАЙ СЛАЙД 32 Второе памятное событие произошло в мае 1945 года Да, появились название двух месяцев рядом с памятными для нас годами: СЛАЙД 33 Июнь 1941 май 1945 | Ответы детей | -осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; решения различных учебных задач. |
3 | Физкультминутка | Физкультминутка в игровой форме | СЛАЙД 34 На что делится каждый месяц? Что за столбики? На недели. Сколько недель в месяце? 4 недели плюс 2 дня Проверим: 7+7+7+7 = 7 *4 +2= 30 СЛАЙД 35 – чёрный. (Если затрудняются- вернуться на 34 слайд) Дни недели назовите, пожалуйста. Физкультминутка. В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (Умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) | Дети выполняют физминут ку. Запись на аудиколон ке | |
| | | Практический этап | | |
4 | Решение частных задач (первичное осмысление и закрепление) | Дифференци рованная работа Задача и составление картинки как на слайде 36 – дни недели к сказкам!!! В конверте образец и разрезанные на полоски, из которых надо составить картинку к сказке. | Вот и решим задачу о днях недели. СЛАЙД 36. Но прежде, чем решить задачу, вспомним из чего состоят задачи? Составные части задачи: … СЛАЙД 37 Задача В понедельник на аэродроме было 42 самолёта. А во вторник 20 самолётов улетели. Сколько осталось самолётов во вторник? Совместное прочтение задачи, оказание помощи при чтении слов со стечением согласных. Во время чтения необходимо повышать желание детей читать и понимать смысл прочитанного. СЛАЙДЫ 38-39 Затем проводится первичный опрос с целью выявления понимания прочитанного. Назовите условие задачи. О чем говорится в задаче? Что там происходило? Что известно? (Сколько было самолётов и сколько улетело) Какой вопрос в задаче? Каким действием решите задачу? – покажите на пальчиках: сложением или вычитанием? (Если дети затрудняются с ответами, то предлагается прочитать задачу вслух одному из учеников). СЛАЙД 40 ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ КРАТКУЮ ЗАПИСЬ К ЭТОЙ ЗАДАЧЕ. СЛАЙД 41 Работа в тетради. Перед началом записей в тетрадь проговорить поэтапность выполнения письменной работы: запись слова «Задача» с соблюдением орфографического режима. Выбор схемы, расположение решения задачи и ответа, затем дети выполняют работу самостоятельно. Учитель проверяет их работу на каждом этапе. При необходимости оказывает помощь или объясняет, как нужно выполнить данный этап работы. СЛАЙД 42 - чёрный Запись решения, ответа (коротко). Тем, кто закончит раньше всех, предлагается запись решения на доске или решение второй задачи по краткой записи на карточке. В процессе устного обсуждения и письменной работы, регулярно обращать внимание на результаты работы детей СЛАЙД 43 Проверим решение задачи НАЗОВИТЕ ОТВЕТ ЗАДАЧИ!! 22 САМОЛЁТА осталось СЛАЙД 44 Самолёты у нас есть и на календариках. Решим задачу о календариках. СЛАЙД 45 Составьте задачу по краткой записи. У Коли – 12 календариков У Саши - ? календариков, на 3 календарика меньше. Задача У Коли 12 разных календариков. А у Саши - на 3 календарика меньше. Сколько календариков у Саши? У.В.Р.О.…. Самостоятельное решение задачи СЛАЙД 46. Проверка решения СЛАЙД 47. НАЗОВИТЕ ОТВЕТ ЗАДАЧИ!! (на второй строчке) 9 КАЛЕНДАРИКОВ у Саши. | Слушают и выполняют задание. | - умение отвечать на поставленный вопрос; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли. Записывают решение задачи Записывают ответы задач Проверка. Выполняют самостоятельную работу. |
5. | Совершенствование навыка чтения дат | | Вспомните ответ первой задачи: 22 САМОЛЁТА осталось (на первой строчке) Посмотрите на слайд : (ИСЧЕЗАЮТ СЛОВА ИЗ ОТВЕТОВ ЗАДАЧ – ОСТАЮТСЯ ЧИСЛА!!!) СЛАЙД 48 22 9 СЛАЙД 49 Эти числа обозначают в наших датах дни. СЛАЙД 50. Итак, мы составили две очень памятных для нашей страны даты. Что же произошло 22 ИЮНЯ 1941? А что 9 МАЯ 1945? | | |
6. | О ВОВ | Воспитание | СЛАЙДЫ 51- 57. …. | | |
| | | | | |
7. | Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных знаний (фронтальная работа). | Проводит беседу по вопросам: Итак, подведем итог нашего сегодняшнего урока. С чем мы познакомились сегодня? С какими единицами времени ? Что вам понравилось сегодня? Что вызвало затруднение ? Урок окончен. Спасибо. До свидания. Я дарю вам настенные календари1941 года и 1945 года. А так же каждому календарики 2020 года. | Анализи руют проде ланную работу, оценивают её. Прощаются с учителем. | - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли. оценка и самооценка собственной работы. |