ОКРУЖНОСТЬ. КРУГ
Цели: познакомить учащихся с кругом и окружностью, а также с элементами окружности и круга: центром, радиусом, диаметром; учить чертить окружность с помощью циркуля; закреплять решение задач на нахождение четвертого пропорционального, табличные случаи умножения и деления.
Ход урока
Организационный момент. Сл. 1
Создадим хорошее настроение. - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
II. Устный счёт. Сл. 2-6
1. Математический диктант.
2. Заполните таблицу: Сл. 7
Длина квадрата | Ширина квадрата | Площадь квадрата |
4 см | 4 см | 16 см |
7 см | 7 см | 49 см |
10 см | 10 см | 100 см |
Актуализация з., у.,н. Работа на карточках сл. 8
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА сл. 9
Форму какой геометрической фигуры имеют все предметы?
Какова тема урока? Сл. 10
Сегодня на уроке мы будем изучать окружность и круг, их свойства, учиться строить окружности. Назовите предметы из окружающей обстановки, которые напоминают окружность и круг.
Дети называют, можно также воспользоваться рисунками на полях учебника на с. 94.
III. Работа над новым материалом. Сл.11
Знакомство с окружностью и кругом, а также с их элементами происходит в процессе практических упражнений.
Учитель показывает детям вырезанный из бумаги голубой круг, ограниченный красной окружностью:
– Ребята, как называется эта геометрическая фигура?
Учащиеся. Круг.
Учитель. Верно. А вот эта красная линия, которая ограничивает круг, называется окружностью. Окружность – это граница круга. СЛ.12
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется …
ЗАПОМНИТЬ СЛ, 13
Окружность – это граница
круга.
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
Учитель ставит ее в центре круга и спрашивает:
– Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности центр будет дальше всего? Ближе всего? СЛ, 14
Учащиеся. На одинаковом расстоянии от всех точек.
Таким образом, учащиеся запоминают важный вывод о том, что центр окружности равноудален (находится на одинаковом расстоянии) от всех ее точек. Сл. 15
После этого учитель знакомит учащихся с циркулем и объясняет, как им пользоваться. Учитель чертит на доске с помощью циркуля окружность, затем показывает на чертеже центр окружности (круга), радиусы, диаметр. СЛ. 16,17
Затем дети еще раз читают и разбирают вводную статью в учебнике на с. 94.
При выполнении практической работы № 1 Сл. 18 учитель может познакомить учащихся с понятием диаметра.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Работа над пройденным материалом.
1. Объясните порядок действий и выполните действия: Сл. 19
56 : 8 + 7 · 7 56 : 7 · (60 – 59)
(35 – 35) · (82 + 9) (40 – 39)· (6 · 9)
СЛ. 20. Выполняя задания № 3 и № 4 самостоятельно (с последующей проверкой), учащиеся должны записать условия задач с помощью таблички.
№ 3:
На 1 кг масла | Кол-во масла | Всего кг семян |
одинаковое | 6 кг | 30 кг |
? кг | 25 кг |
1) 30 : 6 = 5 (кг) – семян на 1 кг масла
2) 25 : 5 = 5 (кг)
О т в е т: 5 кг масла из 25 кг семян.
№ 4:
На 1 кг масла | Кол-во масла | Всего кг орехов |
одинаковое | 5 кг | 20 кг |
20 кг | ? кг |
1) 20 : 5 = 4 (кг) – орехов на 1 кг масла
2) 4 · 20 = 80 (кг)
О т в е т: 80 кг орехов надо взять, чтобы получить 20 кг масла.
Задание № 5 дети выполняют тоже самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали мы сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы познакомились с кругом и окружностью, учились чертить эти фигуры. Узнали также, что у круга и окружности есть центр, диаметр и радиус.
Учитель. Что повторяли мы сегодня на уроке?
Дети. Мы повторяли решение задач и примеров.
Домашнее задание: с. 95, № 5.
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже. Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 | Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже. Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |
Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже. Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 | Подпиши, какие доли круга получились на каждом чертеже. Сравните, какая доля больше: 1 1 1 1 4 8 3 6 |